Статья «Педагогическое взаимодействие как процесс раскрытия творческого потенциала субъектов образовательной среды»
УДК 373.1
Щинова Наталья Андреевна
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПРОЦЕСС РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Представлен материал организации педагогического взаимодействия для раскрытия творческого потенциала учителя и ученика, формирования субъектной позиции педагога. Показана важность выстраивания взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (учениками, педагогами, родителями и другими специалистами), необходимость освоения методики педагогического сопровождения и поддержки для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъектность, индивидуальное сопровождение, педагогическая поддержка.
Shchinova Natalia Andreevna
PEDAGOGICAL INTERACTION AS A PROCESS OF DISCLOSURE OF CREATIVE POTENTIAL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT SUBJECTS
Abstract
The material of the organization of pedagogical interaction for the disclosure of the creative potential of the teacher and student, the formation of the subject position of the teacher is presented. The importance of building interaction between all subjects of the educational environment (students, teachers, parents and other specialists), the need to master the methods of pedagogical support and support for children with special educational needs as part of the implementation of individual educational routes is shown.
Keywords: pedagogical interaction, subjectivity, individual accompaniment, pedagogical support.
Личность педагога всегда влияет на результат становления и развития подрастающего поколения, на формирование личности и совершенствование в процессе обучения в школе. Педагог открывает дорогу в мир знаний, помогает постигнуть и раскрыть творческие способности, заложенные в человеке с рождения, не только в ученике, но и в самом себе. Развитие и совершенствование каждого человека, раскрытие его духовной сути является сегодня важным фактором эпохи значительных перемен в разных сферах и областях человеческой жизни. Духовно-нравственные ценности – ценности красоты, любви, милосердия, здоровья, саморазвития, совершенствования окружающего мира становятся определяющими. Осознание ценностей, проявление их человеком в окружающей действительности помогает личности стать духовно здоровее, изменить жизнь в лучшую сторону.
Смена модели культурно-исторического развития современного общества диктует насущные изменения в системе российского образования, изменения роли педагога в общеобразовательной школе и готовности к этим изменениям самого педагога. Сегодня он не только учитель, но и наставник, который поддерживает и сопровождает учащихся в их развитии и формировании, он – человек, готовый быть открытым к взаимодействию и поддержке разных детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, готовый к постоянному развитию и совершенствованию самого себя как педагога, как человека. Ведь жизнь постоянно меняется, преображается, изменяется, преображается и сам человек.
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года определены линии создания благоприятных условий для развития способностей каждого человека, доступности и качества образования, организации поддержки и психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями при реализации индивидуальных траекторий обучающихся.
Инновационные процессы, происходящие в системе современного образования, направлены на воспитание здорового поколения нашей страны, от которого зависит потенциальное будущее, как нашего общества, так и всего мира. Ведь именно воспитание определяет и регулирует ценностное отношение к жизни, к людям, к своей родине, к своим родным и близким. Обучение и воспитание в школе – это единый непрерывный процесс, где позиция педагога оказывается первостепенной, направляющей при взаимодействии с учеником, для его совершенствования и развития, для раскрытия его индивидуальности [3].
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества, разрушение нравственных устоев и другие негативные явления в окружающем мире способствовали падению уровня жизни населения и особенно сильно сказались на судьбах социально-незащищенных слоев: на подростках и других категориях населения.
В течение последних десятилетий количество подростков, имеющих особенности или отклонения в развитии, проблемы с поведением, попавших в трудные жизненные ситуации, страдающих различными соматическими заболеваниями, в том числе из-за увлечения вредными привычками – курением, алкоголем, употреблением наркотических веществ, растет, появляются и другие проблемы. На формирование молодых людей оказывают влияние средства массовой информации: телевидение, интернет, компьютерные игры, которые пропагандируют, внедряют в сознание растущего человека ложные ценности, способствуют развитию душевной черствости, жестокости, эмоциональной неустойчивости психики, нанося ущерб нормальному физическому, психическому и духовно-нравственному развитию человека. Это приводит к резкому падению мотивации в необходимости учиться, трудиться, соблюдать нормы общественного поведения.
При изучении особенностей контингента учащихся вечерней (сменной) школы мы выявляем сильные отличия среди учащихся: ребята приходят с разными уровнями способностей, низким уровнем знаний. Они имеют негативный опыт в учебной деятельности, либо трудную жизненную ситуацию, имеют отклонения в интеллектуальном развитии или ограничения в здоровье, не умеют общаться со сверстниками и учителями, проявляют признаки отклоняющегося поведения (асоциального, девиантного), являются воспитанниками или выпускниками детских центров (имеют свои особенности при взаимодействии со сверстниками и педагогами) и др.
Особенности развития и поведения такой категории детей выдвигают необходимость постоянного поиска новых подходов в образовательном процессе, в том числе важность индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Вопрос развития и совершенствования профессионализма педагогов стоит сегодня на первом месте. Ведь только педагог, находящийся в постоянном поиске, готовый к изменениям, способен сегодня найти контакты для взаимодействия с разными по своему уровню детьми. Освоение педагогами методики педагогического сопровождения и поддержки О.С.Газмана и его последователей Н.В.Касициной, Н.Н.Михайловой, С.М.Юсфина и др. выходит на первый план. Методика педагогической поддержки определяет особые способы взаимодействия с детьми, развитие и «выращивание» ребенка в качестве субъекта, что способствует необходимости развития и субъектной позиции педагога [2].
В последнее время вопросу педагогического взаимодействия как главной составляющей педагогического процесса уделяется все больше внимания. Исследователи описывают педагогическое взаимодействие с разных позиций: с точки зрения аксиологической ориентированности будущего учителя на ценности образования (Т. К.Ахаян, А.В.Кирьякова); в качестве процесса раскрытия творческого потенциала педагога и ученика (А.Г.Тряпицына), либо развивающегося явления (И.Б.Котова, А.Н.Орлов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов), либо условия актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова).
В Российской педагогической энциклопедии (1999) педагогическое взаимодействие определяется как "процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником, в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка" [1].
Педагогическое взаимодействие направлено не только на становление личности ребёнка, но и на творческий рост педагога. Основной целью при взаимодействии оказывается развитие каждой личности, их взаимоотношений, что оказывает влияние и на развитие педагогического коллектива, реализацию его воспитательных возможностей. В процессе педагогического взаимодействия педагог выполняет руководящую роль (в той или иной форме), но многое зависит и от самих учеников, их стремлений, интересов, потребностей, определяющих выбор содержания и форм работы педагогов.
Взаимодействие предполагает выстраивание субъект-субъектных отношений. Умение выстраивать взаимодействие важно и для педагога, и для ученика. Ведь именно это создает благоприятные условия для дальнейшего развития отношений [4]. Взаимодействие направлено на развитие субъектной позиции каждого из них, что находит отражение в исследованиях А.Кушнира, В.Ю.Питюкова, И.Э.Унт, Н.Э.Штейнберга и др. В ходе взаимодействия и учащиеся, и педагоги, как главные субъекты образовательного процесса, постоянно развиваются, изменяются их поведение, взгляды на жизнь, ценностные ориентиры.
Человеку свойственно в результате коммуникации с кем-то или чем-то осмысливать происходящее, что способствует определению его личной позиции в субъект-субъектном взаимодействии.
Важными аспектами профессиональной компетентности педагога в образовательной деятельности является умение учитывать различные особенности учащихся, готовность к взаимодействию и к работе в коллективе, с родителями, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса и др.
По данным опроса педагогов (в опросе приняли участие 50 педагогов из разных образовательных учреждений), 63% считают, что взаимодействие педагога и ученика как субъектов заключается в совместном поиске выхода из ситуации; 43% - в умении договариваться и 10% - особенности взаимодействия зависят от выбранных способов. Как видим, осмысление педагогического взаимодействия различно. Выбор педагога является чаще всего результирующим, от него зависит и качество взаимодействия, и раскрытие творческих возможностей каждой из сторон.
Чтобы познать суть, надо найти то, что объединяет. С этой целью в вечерней (сменной) школе № 27 города Новосибирска была организована совместная подготовка всего педагогического коллектива к городскому семинару по теме «Качество взаимодействия субъектов в образовательной деятельности как фактор совершенствования личности в условиях вечерней (сменной) школы». В работе семинара приняли участие около 40 представителей областных и городских общеобразовательных школ, Вузов и других образовательных центров: директора школ, заместители директоров по УВР; методисты, социальные педагоги, педагоги - психологи, учителя-предметники дневных и вечерних школ; старший методист РЦРО; студенты высших учебных заведений.
В ходе подготовки определены творческие группы по направлениям секций: «Командное взаимодействие в едином образовательном пространстве школы»; «Развитие личности ученика через взаимодействие педагогов»; «Активные формы взаимодействия с родителями как средство повышения эффективности воспитания»; «Содержание деятельности во взаимодействии учитель-ученик» и координационная группа. Задачами творческих групп являлся сбор материалов, составление тезисов и интерактивной части секций. На протяжении первого полугодия творческие группы проводили самостоятельную работу, предоставляли свои наработки на обсуждение координационной группы, всего педагогического коллектива. Наряду с этим одновременно проведены несколько семинаров с интерактивной методикой работы по группам, в которых вырабатывались и осмыслялись позиции педагогов по данным направлениям, вносились дополнения и изменения. Также проведены педагогический совет по теме «Повышение результативности обучения учащихся с особыми образовательными потребностями посредством развития профессионально-личностного потенциала педагога», школьный семинар «Координация работы тьютора, классного руководителя и учителя-предметника».
Что же помогла наработать и увидеть данная работа и зачем она была организована? Начнем с того, что, несмотря на определенную сплоченность педагогического коллектива, существовало различие во взглядах педагогов и управленческой команды на многие вопросы осуществления образовательного процесса, взаимодействия с учениками и взаимодействия между самими педагогами. Идея семинара направлена на сплочение педагогов через вовлечение в совместную деятельность, определение общих принципов взаимодействия, личностный и профессиональный рост педагогов, на оказание адресной помощи ученикам с низким уровнем знаний, мотивации, на улучшение взаимодействий с ними, умение увидеть в ребенке его личные ценности, помочь в его самореализации, в получении образовательного результата.
В основу управления школы положена гуманистическая парадигма, основанная на создании благоприятных условий для развития каждого. Уровень командного взаимодействия в педагогическом коллективе поддерживает благоприятный психологический климат, повышает коммуникабельность, помогает увидеть и услышать позиции каждого члена коллектива, быть открытым к диалогу, сотрудничеству, осмыслить свой вклад в общее дело, выделить важные направления работы.
В ходе работы создана модель взаимодействия субъектов образовательной деятельности вечерней (сменной) школы № 27 города Новосибирска, цель которой – развитие личностного потенциала каждого ученика, сопровождение его индивидуального образовательного маршрута. Определена необходимость разработки и внедрения данного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями (для нас это большой процент учащихся нашего контингента). Тем более что большинство педагогов видят реальные результаты внедрения ИОМ и готовы осваивать новые психолого-педагогические технологии в этом направлении (77%), готовы повышать квалификацию для сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями, расширять свои профессиональные компетенции в данном вопросе (97%). Проведенная до семинара анкета показала, что педагоги считают получение более ценного опыта для данной работы на курсах повышения квалификации – 33%, в своем образовательном учреждении – 30%, через практику своей работы – 60%. Не освоив, не внедрив данный опыт в свою деятельность, действительно, трудно говорить о каком-либо результате.
Положительные отзывы о семинаре педагогов, ценность совместной работы показали важность открытости к диалогу, нахождению путей взаимодействия, взаимопонимания. Идти, не останавливаясь, вперед. Жизнь никогда не стоит на месте. Верить в то, что ты делаешь. И это обязательно принесет свои плоды.
Библиографический список
1.Давыдов В. В. и др. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т., т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая рос. Энцикл., 1999. - 669 с.
2.Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. и др. Педагогика поддержки – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005. – 160 с.
3.Медведева Н.А. Инновации в образовании и их роль в развитии школы. – Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 ноября 2013г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин; д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Том II. С. 314.
4.Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Dorozhkin E.M., Komarova M.K., Sukhanova E.I. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. №11(15). Р.8281-8292.URL: http://www.ijese.net/makale/1080.