Публикация «Взаимодействие социально-психологической службы с классными руководителями»
Педагог- психолог МБОУ СШ №12
Гришанина Н.В.
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Цель нашей психологической службы:
Цель: Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
обеспечить сопровождение, как целостной и комплексной системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи личности;
создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
профилактика состояний неблагополучия субъектов образовательного процесса (ученика, родителя, педагога).
Основными направлениями работы педагога-психолога является:
1. Диагностическое направление.
Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды обучения (по выбору школы), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
Методами диагностики являются:
наблюдение
опрос
беседа
архивный метод
Схема1. Диагностика по запросу
СХЕМА 2
Организация и проведение развивающей работы
с отдельными детьми
Здесь мы не можем не упомянуть о мониторинге воспитанности. Данный мониторинг в нашем образовательном учреждении проходит ежегодно. Анализ данного мониторинга позволяет нам скорректировать задачи воспитательных планов и разработать мероприятия на корректировку тех или иных видов работ.
2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников.
Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.
СХЕМА 3Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими
трудности в построении педагогической работы с конкретными учащимися и ученическими коллективами
3. Психологическое просвещение педагогов.
Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений.
Частые запросы со стороны родителей и педагогов это дети так называемой «группы риска».
К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.
1. Дети с синдромам гиперактивности.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, из лишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.
Специалисты утверждают, что гиперактивность - это лишь одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Главная же проблема - неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
сновные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными - слабой успеваемостью и затруднениями в общении с другими людьми.
Как работать с гиперактивными детьми
Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;
по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;
во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса;
предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
на определенный отрезок времени давать только одно задание;
дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;
во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы - один из важнейших компонентов готовности к школе. Педагоги часто не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными школьниками.
словно можно выделить три основные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
2. Эмоционально расторможенные дети. Такие дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то так экспрессивно, что заводят весь класс; если страдают - их плач и стоны слишком громкие и вызывающие.
3. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются явно выражать эмоции, а свои проблемы переживают тихо, боясь обратить на себя внимание.
Учителю, который работает с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.
Рекомендации по работе с детьми с эмоциональными нарушениями
1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направ лять, проявлять свои чувства.
2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.
3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Невозможно избежать негатива в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на короткий период снимает проблему, а через некоторое время она проявится более остро. Нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.
4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.
Заявленная нами проблема - дети "группы риска"- особенно актуальна для возраста от 10 до 14-15 лет.
Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине
Направление деятельности |
Ответственные лица |
1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости |
Учителя-предметники (после 1-го урока), социальный педагог |
2. Установление причины неявки ученика на занятия: беседа с одноклассниками; разговор с родителями, посещение семьи |
Классный руководитель |
3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности: беседа; тестирование; классификация проблем; рекомендации классному руководителю, самому учащемуся и его родителям |
Психолог |
4. Организация деятельности по решению проблем ребенка: установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением; индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования); постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.) |
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного образования Социальный педагог, классный руководитель |
5. Отслеживание результатов работы: ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посе щаемости и др.); разработка локальных актов (правила поведения учащихся и др.); отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах |
Согласно функциональным обязанностям: классный руководитель; заместитель директора по воспитательной работе; социальный педагог |
6. Система материального и морального стимулирования деятельности педагогических кадров |
Директор образовательного учреждения |
7. Изучение, обобщение, трансляция результативного опыта воспитательной и профилактической работы |
Заместитель директора по воспитательной работе |
8. Корректировка деятельности по результатам итогов диагностики |
Администрация образовательного учреждения |