Взаимосвязь активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростков
Название работы:
«Взаимосвязь активной жизненной позиции и
ценностных ориентаций подростков».
Автор:
Понарина Лилия Александровна
ПГАФКСиТ, студент 2 курса
г. Казань
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Понятие активности в трудах психологов………………………………………..6
Проблема исследования уровней активности жизненной позиции……………9
Определение понятия «ценные ориентации личности» ………………………..10
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТОВ
2.1. Организация и методы исследования активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………12
2.2. Процедура и результаты эмпирического исследования……………………….12
2.3. Анализ и обобщение результатом исследования………………………………18
Заключение….……………………………………………………………............................19
Список используемых источников и литературы.………………………………………….21
Введение
Понятие «жизненная позиция» рассматривается в философии, социологии и педагогике, однако в чем его содержание с психологической точки зрения? В психологии этот термин стал актуален в последние десятилетия XX века и находится в центре внимания современных ученых.
В понимании сущности и содержания понятия «жизненная позиция» нет единого мнения. В отраслях научного знания существует понятие «позиция», не совпадающее по содержанию
— в работах по общей и социальной психологии «позиция» — это постоянно развивающаяся система личностных отношений человека к социальному окружению, к самому себе, готовность личности реализовать эти отношения в какой-либо деятельности;
— данное определение позиции (но уже в трактовке «жизненная позиция», «профессиональная позиция») преобладает и в работах по акмеологии;
— в социологии «позиция» выводится за пределы внутреннего мира личности, раскрывается через понятия «статус», «роль», т.е. рассматривается как «объективное условие жизнедеятельности», в котором самоопределяется и реализует себя человек
— в социальной философии укоренился психологический подход к понятию «позиция» («жизненная позиция»). В итоге жизненная позиция отождествляется с мировоззрением личности, ее отношением к общественному долгу.
В психологическом словаре представлено следующее определение термина, «жизненная позиция» - это мотивированная направленность жизнедеятельности индивида, его понимание смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенное в основу выбора линии поведения; проявляется через осмысленное и эмоционально окрашенное отношение к сложившемуся порядку вещей в среде ближайшего окружения и обществе. Для нас понятие «активная жизненной позиции личности» интересно и в приоритете как научная проблема. Изменения, происходящие в обществе, затрагивают каждого человека, социальная действительность изменяется, оказывая влияние на жизненную позицию, в том числе и подростков. Благодаря развитию IT-технологий Интернет-пространство стало еще более доступным для всех возрастов, что стало фактором к повышению активности жизненной позиции, открыв новую возможность к её проявлению. Проведя анализ истории последних десятилетий нашей страны, пришли к выводу, что сложилась тенденция к все большему проявлению публичности, и соответственно проявлению активной жизненной позиции личности.
Именно подростковый возраст считается переломным в развитии личности, формируется рефлексия и линии развития жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы. Вопрос, каким образом активная жизненная позиция связанна с ценностной сферой и как её влияние сказывается на современном человеке, приобретает актуальность.
Проблема настоящего исследования состоит в установлении наличия или отсутствия взаимосвязи между активной жизненной позицией и ценностными ориентациями подростка, а так же в определении направленности этой связи.
Объект исследования: активная жизненная позиция и ценностные ориентации подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростов.
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования: предположение, что существует различия ценностных ориентаций подростков в зависимости от активности жизненной позиции.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростков.
Определить методы и провести диагностическое исследование.
Проанализировать полученные результаты и определить существует или отсутствует взаимосвязь между активной жизненной позицией и приоритетными ценностными ориентациями подростков.
Методы и методики исследования:
Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
Эмпирические методы (анкетирование, опросник)
Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный анализ).
Новизна нашего исследования заключается в том, что исследование активной жизненной позиции и установление её связи с ценностными ориентациями позволит более широко и системно исследовать личность и её становление в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке выявить взаимосвязь активной жизненной позиции с ценностными ориентациями и построить теоретическую модель связей и их направленности в данном аспекте личности.
По нашему мнению, практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы при разработке программ психологического сопровождении учащихся общих образовательных учреждений подросткового возраста.
Исследование проводилось на базе МБУ «Гимназия № 48» г.о. Тольятти.
Результаты исследования с пользой могут использовать в своей работе психологи школы, а так же все заинтересованные этой проблемой специалисты смежных профессий.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
Понятие активности в трудах психологов.
Понятие активности часто используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. В некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что в некоторых ситуациях его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общее определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним слова «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» обычно рассматривается как общая характеристика живых существ, их динамика. У живых существ активность изменяется в зависимости от эволюционных процессов развития. Активность человека приобретает значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». В действиях человека существуют врожденные рефлексы, когда движение вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул помогает принять решение, а само движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. (В.Ф. Бехтерев 1996.)
В психологии также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как действия, вызываемые одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю.Б. Гиппенрейтер 1997). Б.Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность [2]. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991) с помощью активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении факторов деятельности. Активность оценивается как часть деятельности, как её динамическая составляющую, реализуемую в нужный момент времени.
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В.А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три этапа в истории становления деятельности: 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое проявление жизни — может быть описано как план взаимодействия субъекта с объектом. Функционирование опирается на возможности взаимодействия субъекта с его окружением. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. С помощью деятельности субъект получает возможность получить предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшая форма развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые формы взаимодействия с миром, направленные на обеспечение и поддержание самой деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.
На основе анализа позиций специалистов, можно выделить ряд общих признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
форме деятельности, свидетельствующей о единстве понятий активности и деятельности;
деятельности, к которой у человека возникло собственное отношение;
личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
качестве личности, проявляющимся в готовности к взаимодействию со средой, к самодеятельности, основанной на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением действовать, энергичностью и инициативой.
Проблема исследования уровней активности
жизненной позиции.
Многообразие жизненных позиций обычно сводят к двум видам: пассивная — смирение и согласие с существующим; активная — отрицание сложившейся ситуации и участие в деятельности по ее изменению к лучшему.
Активная жизненная позиция – вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием инициативности и ситуативности.
Активная жизненная позиция человека - это устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность [9].
Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение длительного времени во время обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством [6].
Основой активной жизненной позиции является мировоззрение личности, нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.
Основными структурными компонентами активной жизненной позиции являются:
1. нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и развитые знания, убеждения, отношения личности;
мотивационно-побуждающий, содержащий социально значимые потребности, установки, склонности, идеалы и т.п. характеристики личности [6];
практически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.
Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:
целеустремленность и сознательность в действиях и поступках человека;
ответственность и активность в различных видах деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются;
результаты деятельности и активности человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;
реальные действия, поступки и образ жизни личности.
Пассивная жизненная позиция характеризуется тем, что вся жизнь ее обладателя — и внешняя, и внутренняя, состоит из реакций на внешние обстоятельства. Реакции бывают разные. Очень редко человека устраивают обстоятельства — тогда он рад и доволен. Но чаще обстоятельства его не устраивают — и тогда он начинает жаловаться. Или возмущаться и ругаться — что есть разновидность предыдущей реакции.
Конечно, от обстоятельств многое зависит, но человек с активной жизненной позицией всего лишь принимает обстоятельства во внимание. Он ищет в них возможности того, как их использовать и вырабатывает план своих действий для достижения цели. Если человек попал в ситуацию, которая его не устраивает, он анализирует, почему он в нее попал и думает, как из нее выйти.
Определение понятия «ценные ориентации личности»
Ценностная ориентация – это понятие социальной психологии, под которым понимается:
1. идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами.
В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуального стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении человека. В структуре деятельности ценностные ориентации связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения [4].
Ценностная ориентация есть, с одной стороны, проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой - система установок, регулирующих поведение в каждый отрезок времени.
Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Ценностные ориентации относятся к важным компонентам структуры личности, по степени их сложности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая совокупность ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как цельность, надежность, верность своим принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и убеждений. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак преобладания внешних стимулов в структуре личности [3].
М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения. И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.
В качестве основы автор теста рассматривает направленность личности, значимость для человека тех или иных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от стремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы представляют для разных людей различную степень значимости.
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:
Ценности-цели (терминальные), определяемые как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него важно и значимо.
Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
этические, ценности общения, ценности дела;
индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
самоутверждения, принятия других людей и т. д.
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТОВ
2.1. Организация и методы исследования активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростков.
Исследование проводилось среди учащихся МБУ «Гимназия № 48» городского округа Тольятти.
Общее количество участников исследования составило 86 человек. Возрастной состав подростков от 14 до 15 лет. По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 56% - представителя женского пола, 44% -мужского пола.
Для проверки гипотезы настоящего исследования был подобран следующий диагностический инструментарий, составленный из блока методик. Участник исследования получал пакет диагностических методик, которому в последствии был присвоен индивидуальный код с целью конфиденциальности проведенного исследования.
Для выявления уровня базовых ценностных ориентаций подростков необходимы надежные и высокоэффективные методы психологической диагностики. Была использована методика «Ценностные ориентации школьников» М.Лукьяновой. Анкета содержит пять блоков, по 10 вопросов. Максимальная оценка показателей - 10 баллов, за каждый начисляется 1 балл (при совпадении с ключом). Далее подсчитывается сумма баллов, набранных респондентом по шкале, то есть определяется сформированностъ каждой ценности. Что позволяет определить степень выраженности ценностной ориентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей личности сформированы в большей степени, а какие требуют усилий, направляемых на их развитие. Для выявления сформированности ценностных ориентации, представляется рассмотреть три уровня выраженности ценностей: 3 – низкий; 2- средний; 1 – высокий. Показатели ценностных ориентаций: «Познание», «Я – Ценность», «Другой – Ценность», «Общественно полезная деятельность», «Ответственность».
2.2. Процедура и результаты эмпирического исследования
В процессе проведения исследования уровня базовых ценностей подростков с помощью методики М.Н. Лукьяновой «Ценностные ориентации подростков», были получены следующие результаты, которые представлены в гистограмме № 1.
Гистограмме № 1. Показатели уровня базовых ценностей подростков.
По шкале «Познание», 44% подростков показали средний уровень. Что свидетельствует о понимании учащимися значения образования, а также о восприятии познания как важной жизненной ценности в жизни, при этом полного осознания самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков не произошло. Низкий уровень по шкале «Познание» показали 37% подростков. Здесь можно говорить о том, что данные учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от них приложения усилий при решении познавательных задач, при освоении новых видов учебной деятельности. И только у 19% подростков высокий уровень потребности в познании. Тем самым познавательный процесс для них вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.
Рассмотрим шкалу «Я-ценность», где у 79% ребят показали средний уровень по данной шкале. Данные говорят о том, что ребята уделяют собственному «Я» достаточно много внимания, старается быть позитивным в своем самовосприятии. Также для них характерно серьезно задумываться о способах самовыражения. Низкий уровень показали 10% подростков, это говорит о том, что ребята редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию и самовыражению собственной индивидуальности при этом могут негативно относится к себе. Высокий уровень по шкале «Я-ценность» показало 11% школьников. Данные говорят о том, что они имеют сформированную структуру «Я» и высокую степень позитивного самовосприятия при этом умеют самовыражаться. Для ребят характерно уважительно относятся к себе как к личности, индивидуальности.
Рассмотрим шкалу «Другой – ценность», где видно, что у 69% ребят средний уровень данного показателя. Из результатов можно сказать о том, что подростки стараются уважать других людей, однако им не всегда удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним при этом учитывать его индивидуальные особенности. Низкий уровень выявился у 20% опрошенных ребят. Для них характерно отсутствие восприятия другого человека как ценности, индивидуальности; отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно. По результатам исследования, только у 10% подростков выявилась на высоком уровне ценность восприятия индивидуальности другого человека. Результаты говорят о том, что для ребят характерна способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны.
Рассмотрим данные по шкале «Общественно полезная деятельность», где выявилось, что у 79% опрошенных ребят средний уровень. Для ребят характерно понимать важность общественно полезной деятельности и они готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но при этом не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности. Низкий уровень выявился у 15% опрошенных ребят. Для них не характерно осознавание значимости участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности, а также не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью. И только 6% ребят показали высокий уровень. Данные подростки готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу, конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована важная ценностная ориентация как «общественно полезная деятельность».
По шкале «Ответственность как ценность» 50% ребят показали средний уровень. Они осознают важность ответственности как личностного качества и стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для них бывает возможным понимание и осознание мотивов своих действий. Высокий уровень показали 25% учащихся. Данные говорят о том, что для школьников характерно чувство ответственности как особо важной личностной характеристики, у представленных учащихся преобладает внутренний контроль и достаточно сильно развита рефлексивная позиция, стремление к самоанализу. Низкий уровень по данной шкале представлен у 25% учащихся. Школьники данной группы либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения, личность не считает ответственность ценностью. Проявляют низкий уровень рефлексии.
В процессе проведения исследования активной жизненной позиции подростков в ситуации с помощью авторской анкеты, были получены следующие результаты.
На открытый вопрос «Что вы понимаете под активной жизненной позицией?» - были даны ответы:
это активное участие во всех сферах жизнедеятельности, интерес ко всему, стремление как можно больше участвовать в каких-либо мероприятиях;
это когда человек не сидит на месте, а ведет активный образ жизни, хочет все время чего то добиваться и действовать;
участие в общественной жизни;
это когда человек точно планирует и осознает свои действия;
это позиция человека, при которой он всё время движется к своей цели, самосовершенствуется;
когда человек работает, ищет новые занятия;
когда человек не остается в стороне, а участвует в различных мероприятиях (город, стране);
когда человек всеми способами пытается участвовать во всех интересных для него мероприятиях. Пропагандирует свою точку зрения на ту или иную проблему;
неравнодушное отношение к окружающему миру;
человек всегда находится в движении, общается со многими людьми, имеет много интересов.
На вопрос «По вашему мнению, вы считаете, что проявляете активную жизненную позицию?», подростки ответили следующим образом:
Таблица № 1.
Вариант ответа | Общее количество опрошенных (%) |
Да | 51% |
Нет | 30% |
Затрудняюсь ответить | 19% |
На вопрос «Как вы проявляете свою активную жизненную позицию?», подростки ответили следующим образом:
я считаю, что моя жизненная позиция достаточно активная так как я общаюсь с разным людьми, принимаю активное участие в общественных мероприятиях, посещаю различные культурно-развлекательные события;
участвую в школьных мероприятиях;
участвую в спортивных мероприятиях
Участвую в различных конференциях, олимпиадах;
Занимаюсь волонтерством.
На вопрос «Для чего вы принимаете участие в различных общественных мероприятиях?», подростки ответили следующим образом:
Чувствую себя нужным;
Формирую жизненные ценности;
Если мне интересно, то даже если нет времени, что я все равно активно себя проявляю;
Мне нравится себя пробовать в разных делах, сферах;
Дает возможность общаться с разными людьми;
Помогает в процессе социализации;
Получать опыт, ради своего собственного интереса;
Стать разносторонним человеком;
Узнать как можно больше;
Быть разносторонним человеком.
На вопрос «Вам больше всего нравится работать в группе или индивидуально?», подростки ответили следующим образом:
Таблица № 2.
Вариант ответа | Общее количество опрошенных (%) |
В группе | 42% |
Индивидуально | 34% |
Затрудняюсь ответить | 24% |
На вопрос «Какие чувства вы чаще всего испытываете, участвуя в общественных мероприятиях?», подростки ответили следующим образом:
Волнение;
Удовольствие;
Страх, угнетение;
Не люблю брать на себя ответственность;
Интерес от работы с людьми;
Радость, что делаю что то хорошее для людей;
Нравится работать в команде.
Из представленных результатов можно сделать вывод, что 51% опрошенных подростков считают, что проявляют активную жизненную позицию. 30% по их мнению, не проявляю активную жизненную позиции и 19% затрудняются ответить на данный вопрос.
2.3. Анализ и обобщение результатом исследования
На основе ответов представленных с помощью авторского опросника была произведена разбивка участников исследования на 2 категории, согласно анкетным данным (проявляю активную жизненную позицию (51%), проявляю пассивную жизненную позицию (30%). Участники были заверены в конфиденциальности исследования..
Далее более подробно рассмотрим преобладающие базовые ценностные ориентации у подростков, представленных в гистограмме № 1.
Гистограмма № 1. Показатели уровня основопологающих жизненных ценностей подростков в зависимости от проявления жизненной позиции.
Из гистограммы видно, что имеются различия в преобладающих базовых ценностных ориентаций подростков, в зависимости от проявления жизненной позиции.
Таким образом, у учащихся с активной жизненной позицией велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни (Шкала «Познание»). Данная группа ребят имеют способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны (Шкала «Я-ценность»). Имеют сформированную структуру «Я» подростка, высокую степень позитивного самовосприятия, умеют самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности (Шкала «Другой-ценность»). Проявляется высокий уровень по шкале «Общественно полезная деятельность», то есть готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. У них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность. Данные подростки имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких учащихся преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу (Шкала «Ответственность»).
Исходя из вышеуказанных данных, были выявлены различия в ценностных ориентациях подростков в зависимости от проявления жизненной позиции.
Заключение
Для нас понятие «активная жизненной позиции личности» интересно и в приоритете как научная проблема. Изменения, происходящие в обществе, затрагивают каждого человека, социальная действительность изменяется, оказывая влияние на жизненную позицию, в том числе и подростков. Благодаря развитию IT-технологий интернет пространство стало еще более доступным для всех возрастов, что стало фактором к повышению активности жизненной позиции, открыв новую возможность к её проявлению. Проведя анализ истории последних десятилетий нашей страны, был сделан вывод, что сложилась тенденция к все большему проявлению публичности, и соответственно проявлению активной жизненной позиции личности.
Именно подростковый возраст считается переломным в развитии личности, формируется рефлексия и линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы. Вопрос, каким образом активная жизненная позиция связанна с ценностной сферой и как её влияние сказывается на современном человеке, приобретает актуальность.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что существует различия активной жизненной позицией и приоритетными ценностными ориентациями подростков, тем самым она доказана.
И для проверки гипотезы решено несколько задач:
Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам активной жизненной позиции и ценностных ориентаций подростков.
Определить методы и провести диагностическое исследование.
Проанализировать полученные результаты и определить существует или отсутствует взаимосвязь между активной жизненной позицией и приоритетными ценностными ориентациями подростков, а при наличии, определить направленность связи.
Исследование проводилось среди учащихся МБУ «Гимназия № 48» городского округа Тольятти. Общее количество участников исследования составило 86 человек. Возрастной состав подростков от 14 до 15 лет. По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 56% - представителя женского пола, 44% -мужского пола.
В ходе исследования было выявлено, что у учащихся с активной жизненной позицией велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни (Шкала «Познание»). Данная группа подростков имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны (Шкала «Я-ценность»). Имеют сформированную структуру «Я» подростка, высокую степень позитивного самовосприятия; умеют самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности (Шкала «Другой-ценность»). Проявляется высокий уровень по Шкале «Общественно полезная деятельность» - готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность. Данные подростки имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких учащихся преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу (Шкала «Ответственность»).
Библиография
Активность и жизненная позиция личности / Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. — М., 1988.
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. — М., 1977.
Войцеховский К. Развитие личности и ценности. // Моральные ценности и личность. / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М.: Изд - во МГУ, 1994. - С.247 - 154.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С.256 - 269.
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 2001. - 222 с.
Маркин, В.Н. Жизненная позиция личности. Идеологический и социально-психологический аспекты / В.Н. Маркин. — М., 1989
Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций. - М.: Школа, - 2001. - 255 с.
Хлопова В., Озерникова Ж.Г. Трудовые ценности молодежи. // Народонаселение. - 2002 - №4. - с. 66 - 73.
Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). - СПб.: Питер, 2004. - 428 с.
19