Эссе «Формирование активной жизненной позиции школьника — кредо классного руководителя в современной школе»

8
3
Материал опубликован 19 December 2015

Относится к людям, к жизни, к собственному будущему можно по-разному: работать с энтузиазмом или вполсилы, заботиться о пользе дела или только о себе, идти навстречу трудностям или прятаться в кусты, занимать позицию активную или просто удобную.

Динамика развития современных общественных отношений требует от выпускника школы наличия определённого набора качеств. Если обратиться к объявлениям в рубрике «Биржа труда», можно составить примерный психологический портрет принимаемого на работу. Работодатели хотят видеть, помимо деловых и профессиональных качеств, такие, как: активность и коммуникабельность, умение преодолевать трудности и инициативность, стремление к творчеству и мобильность, дисциплинированность и ответственность.

Поэтому воспитание активной жизненной позиции школьника считаю одной из важнейших задач классного руководителя в современной школе, для того чтобы выпускник был конкурентно способен и на рынке труда в том числе.

Что же такое «активная жизненная позиция»? конечно, данное выражение понимать можно по-разному. На мой взгляд, это умение реализовать себя в различных видах деятельности: и в общественной  работе, и в спортивных мероприятиях, и в школьном или классном самоуправлении, и т.д. ведь насколько шире может раскрыться личность, насколько интереснее становится жизнь школьника, если он реализует себя не только в учении, но и во внеклассной или внешкольной работе.

Для успешного формирования активной жизненной позиции ученика необходимо, на мой взгляд, соблюдение ряда следующих условий:

  • Общественная деятельность становится действительно интересной, если складывается энергичный, сплочённый школьный коллектив, где взрослые не досаждают излишней мелочной опекой, где каждый хочет внести в жизньличный посильный вклад, не замыкаясь в тесных рамках собственной личности
  • В становлении активной позиции чрезвычайно велика роль чувств и переживаний, вызываемых участием в деятельности. И детьми, и подростками глубоко переживаются как иуспех, и желание сотрудничать, и сопереживание, так и зависть, злорадство, недоброжелательность. Эмоционально окрашены желание и нежелание участвовать в том или ином деле. Если поручение или мероприятие отвечают интересам школьника, то они приносят радостьи чувство удовлетворения
  • Успешное формирование активной позиции зависит и от характера педагогического руководства, которое должно, на мой взгляд, осуществляться как совместная деятельность детей или подростков и классного руководителя, их сотрудничество в общественной деятельности, ведь помощь в планировании, в организации отдельных дел, в обучении организаторским способностям и преодолении затруднений на разных ступенях выполняемого дела – всё это функции классного руководителя
  • Исключительно важно стимулировать школьников, зная их индивидуальные особенности, ведь каждая похвала вызывает радость, а осуждение – огорчение.

Таким образом, все вышеперечисленные условия позволяют утверждать, что в формировании активной позиции школьника существенны как объективные, так и субъективные факторы.

Доктор педагогических наук К.Н. Радина считает показателями, по которым можно судить о сформированности активной жизненной позиции школьников, следующие:

  • положительное отношение к делам и начинаниям, готовность их выполнять
  • наличие опыта участия в общественной жизни, что связано с выполнением конкретных обязанностей (поручений)
  • наличие определённого уровня организаторских умений
  • переживание ответственности за свою работу
  • благоприятное положение подростка в межличностном общении.

Исходя из приведённых показателей, можно классифицировать позицию школьника в общественной деятельности на 4 основные группы:

  • общественно-активная позиция, полностью сформированная к окончанию школы
  • противоречивая позиция, характерная для подростков, у которых проявляются противоречия в её основных показателях, т.е. школьник с удовольствием принимает участие в общественной деятельности, но только в тех мероприятиях, которые ему необходимы, выгодны или интересны
  • пассивно-доброжелательная позиция характеризует подростков, у которых проявляется положительное отношение к общественной деятельности при ограниченном участии в ней
  • негативная позиция характеризуется как проявление отрицательного отношения к общественной деятельности и отрицательного опыта участия в ней.

Наверное, невозможно воспитать активное отношение к жизни у каждого ученика в силу разных причин, зачастую не зависящих от педагога. Опыт, о котором я рассказала, естественно, не является совершенным, и дальнейшие свои поиски я намерена направить на то, чтобы воспитывать в каждом школьнике стремление увидеть, познать окружающий мир, а, может быть, даже сделать его хоть немного лучше.

 

Как Вы думаете, я на верном пути?

Комментарии

Молодец, Елена Николаевна!

3 August 2016

Елена Николаевна, замечательный материал, но к сожалению он не может участвовать в конкурсе. Т.к. в этом конкурсе могут участвовать только уникальные разработки (работы, впервые публикуемые в сети). Методические разработки и работы, ранее опубликованные на других интернет-ресурсах под авторством участника, в конкурсе не участвуют. https://multiurok.ru/files/formirovaniie-aktivnoi-zhizniennoi-pozitsii-shkol-nika-moio-kriedo.html - здесь Ваша статья датирована 07.07.2015 г.

1 March 2018

Ответ #66173 был удален 2 March 2018

Елена Николаевна, уникальность статьи 32%. Работа интересная, но для конкурса маловато.

1 March 2018