Рейтинговая система как способ мотивации учащихся к учебе и активной жизненной позиции
(Выступление на педсовете классного руководителя Лихины Е.В.)
С рейтинговой системой учета успеваемости я познакомилась в 2006 году, прочитав книгу Всеволода Зайцева «Практическая дидактика». Здесь говорилось о работе с резервом. Опробовав этот метод на своем классе, увидела, что метод действительно работает, ведь детям свойственно соревноваться.
Однако возник вопрос: а что делать слабому в учебе ребенку? Он так и будет находиться в конце списка? Ведь такой ребенок очень быстро утратит интерес к соревнованию.
В 2013 году меня назначили классным руководителем 5б класса. Класс достаточно сложный, у мальчиков большей частью отсутствовала мотивация к учебе. И здесь пригодился рейтинговый подход к учету успехов детей.
Однако учитываемые параметры были расширены.
Что учитывается?
Успеваемость - пятерка засчитывается как 2 балла, четверка-1 балл, 3-0 баллов.
Коэффициент успеваемости- это разница между средним арифметическим всех оценок за предыдущую четверть (год) и текущей четверти. Если успеваемость снизилась, эта цифра отнимается, если повысилась- прибавляется.
Участие в кружках и секциях- очень важный воспитательный инструмент, позволяющий научить ребенка планировать свое время и свои результаты. За работу в каждом кружке/секции -1 балл.
Результативность - участие в классном мероприятии -1балл, в школьном мероприятии - 2 балла, в городском - 3 балла. Если есть призовое место добавляем соответственно такие же баллы.
Для того, чтобы дети учились учитывать свои результаты, учились планировать результат, находить причины удач / неудач были заведены тетради личностного роста, которые заполняются 1-2 раза в четверть. Дети записывают, что они хотят получить на окончание четверти и далее рефлексия результата с поиском причин удач / неудач.
Как классный руководитель я составляю каждую четверть сводную таблицу рейтинга учащихся своего класса.
Таблица.
ФИ уч-ся |
Русский |
Лит-ра |
Ин.яз |
Мат - ка |
Инф-ка |
Истори |
Общ-ие |
Биология |
Физика |
Географ. |
... |
Коэф. усп. |
Кружки |
Рез-сть |
Итог |
А |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
-0,3 |
2 |
3 |
18,7 |
|
Б |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
9 |
|
В |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
11 |
|
Г |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
.... |
Далее фамилии выстраиваются от большего к меньшему. Из таблицы видно, что активные троечники имеют возможность "встать" сразу за неактивными ударниками. Кроме этого для детей 5-8 класса соревнование -очень важный стимул.
Известно, что в 7-8 классе снижается успеваемость. Этому есть и объективные и субъективные причины. Но систематическое использование метода рейтингового учета успешности и ведение тетрадей личностного роста позволило добиться того, что в достаточно "средненьком" 7 классе количество ударников 50% (12 из 24). Участие в школьных мероприятиях 100%. Не заняты в кружках и секциях только 3 человека из класса.
Амина Ю.
Лихина Елена Викторовна