Урок философии на тему «Социально-этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий»
Пояснительная записка к презентации
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
Бажанова А.Г., преподаватель философии
«Социально-этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий»
Методическая разработка урока
Краснодар 2018
Автор - Бажанова А.Г., преподаватель философии;
Рецензент: Дуброва И.Г., преподаватель ГБПОУ КК «КТЭК» КК
Методическая разработка урока представляют собой обобщение опыта преподавателя по проведению открытых уроков по основам философии в Краснодарском торгово-экономическом колледже.
Основная цель разработки – поделиться опытом подготовки и проведения открытого урока по философии, сочетающего в себе различные педтехнологии, формы и методы работы по расширению и углублению знаний обучающихся, формированию умений и навыков их применения, работы с различными источниками информации.
Урок разработан для студентов всех специальностей СПО, обучающихся базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Урок разработан на основе применения педагогических технологий коллективного взаимодействия (на этапе изучения нового материала) и развивающего обучения (быстрый темп, достаточно высокий уровень сложности материала), активного метода обучения - ПОПС- формулы, применяемого для формирования навыков самостоятельного мышления и обоснованного выражения своих взглядов и выводов.
Проведение урока сопровождается интерактивной презентацией, включающей иллюстративный материал, графический диктант, аудио и видеозаписи.
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин 23.03.2018 Протокол № 8.
Председатель ЦМК И.Г. Дуброва
ГБПОУ КК «КТЭК», 2018
1. Цели урока 4
2. Средства и методы проведения 5
3. Ход урока 6-7
4. Основные этапы урока и их характеристика 8
Приложение 9-14
1. Дидактические цели урока:
образовательная: обеспечить обучающимся возможность расширить, углубить и систематизировать знания об особенностях, характерных чертах и противоречиях развития науки в современном мире, расширить понятийный аппарат новыми терминами и понятиями;
развивающая: создать условия для совершенствования навыков работы с научными статьями, фотоматериалами, монографиями; развитие познавательной активности обучающихся, умения рассуждать и применять знания, делать обобщающие выводы на основе изученных фактов, формирование широты мышления;
воспитательная: создать условия для формирования у обучающихся аналитического подхода к изучению материала, создать условия для возникновения интереса к существующей проблемы с мотивацией поиска ее решения, совершенствования коммуникационных навыков, вежливости и корректности в общении, работа в команде, умение понимать и принимать сторону оппонента.
2. Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-диспут с групповой работой.
Педагогические технологии: технология коллективного взаимодействия - элементы обучения в сотрудничестве (работа в микрогруппах), информационно–коммуникационные технологии.
Методы и приемы обучения: словесные методы (рассказ, беседа), метод самостоятельных работ, метод взаимоконтроля и самоконтроля усвоения знаний, ПОПС-формула (интерактивный прием, направленный на рефлексию обучающихся).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, элементы коллективного способа обучения (КСО), индивидуальная.
Средства обучения
Технические средства:
- мультимедийная установка,
- презентация к теме «Социально-этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий»
Раздаточный материал к уроку:
учебник А.А. Горелов Основы философии 6-е изд. стереотипное – М., 2007,глава 17; карточки с заданиями.
Межпредметные связи:
- обществознание, темы: «Глобальные проблемы человечества», «Наука, как элемент социального развития», «Социально-этические нормы»;
- литература, разделы «Проблемы этики в произведениях современных авторов».
Подготовка к уроку включает создание презентации, оформление раздаточного материала и листов с заданиями и информацией для анализа (Приложение 1) и цветных карточек-баллов.
3. Ход урока:
Организационный момент 2 мин.
Актуализация опорных знаний 10-15 мин.
Изучение нового материала 30-40 мин.
Закрепление материала 10 мин..
Контроль усвоения новых знаний 5-7 мин.
Заключение 10 мин.
Подведение итогов 10 мин.
Домашнее задание 2 мин.
Рефлексия 5 мин.
4. Основные этапы урока и их характеристика
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию. Ознакомление обучающихся со структурой занятия. (Слайд 1)
Актуализация опорных знаний обучающихся проводится по изученным разделам и темам, имеющим отношение к изучаемой на занятии: «Основы научной, религиозной и философской картины мира»
Метод проверки знаний – фронтальный опрос
1. Охарактеризуйте представления о мире и человеке философов Древнего Востока;
2. В чем, по вашему мнению, заключается особенность философии Древней Греции?
3. Охарактеризуйте особенности Средневековой философии.
4. Какие общие черты в этих этапах развития философии вы находите?
Обучающиеся подводятся к мыли о том, что главным содержанием философской мысли на протяжении всего периода существования человечества был поиск первопричины жизни и места человека в мире.
III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
План изучения нового материала:
а) Три микрогруппы защищают свою тему по принципу: аргументы за и против (представляют свою работу в виде таблицы)
1-я группа освещает достижения и этические проблемы современной медицины.
2-я группа освещает достижения и этические проблемы «искусственного интеллекта».
3-я группа освещает достижения и этические проблемы создания современных видов вооружения и использования атомной энергии.
Изучение нового материала осуществляется на основе использования элементов коллективной системы обучения с применением технологии критического мышления.
б) Критерии оценки:
обучающиеся анализируют выступления друг друга и оценивают, путем выставления группам баллов по пятибалльной системе. Т.к. в основе задания стоит проблемная задача, то четких критериев оценки нет, поэтому обучающиеся оценивают уровень аргументации и раскрытия темы.
Правильность выполнения и содержание положений комментируется преподавателем.
IV. Закрепление материала осуществляется на основе анализа групповых разработок материала:
Каждая группа делает аналитическое заключение по поводу перспектив развития разрабатываемого ими направления.
1.Контроль усвоения нового материала
Группы получают текст для изучения (Приложение 1 ), анализируют его в течении пяти минут, зачитывают и делают общий вывод о значимости этики в развитии науки и технологий. Оценивается работа в группах участниками двух других групп по пятибалльной системе. Обучающиеся оценивают аргументированность выводов.
В завершении изучения темы обучающие высказывают свое мнение по проблемному вопросу: «Как вы считаете, возможно ли развитие науки и технологий в соответствии с этическими принципами человечества?» Для выполнения задания обучающимися предлагается ПОПС-формула
Приложение 2:
«Я считаю, что…»
«Потому что …»
«Я могу это доказать это на примере …»
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Озвучивают свои оценки обучающиеся по собственному желанию или предложению преподавателя.
VI. Заключение.
В заключении по уроку преподаватель дает краткую характеристику изученной темы, подводит итоги ее изучения. Студенты делают обобщающее заключение.
VII. Подведение итогов
Подведение итогов и выставление оценок осуществляется на основе суммирования баллов, полученных обучающимися на занятии: 28-30 баллов (за три оценочных этапа, где максимальное количество за один – 10 баллов) – оценка «отлично»; 25-27 баллов – «хорошо»; 21-24 балла – «удовлетворительно». Обучающимся предоставляется возможность выставить дополнительную оценку участнику группы, который, по их мнению, работал наиболее активно при изучении темы и был их «мозговым центром» (специальная карточка с логотипом «генератор идей», которая оценивается дополнительной оценкой получившему её участнику).
VIII. Домашнее задание:
1. Повторить изученный материал учебнику:
- А.А. Горелов Основы философии 6-е изд. – М., 2007,глава 17
2. Сфотографировать на цифровой гаджет и перенести в тетрадь выделенные основные черты и понятия.
3. По желанию:
а) подготовить дополнительные сообщения:
- об увеличении продолжительности жизни людей в контексте развития медицины;
- о разработках ученых в области изучения космоса;
б) посмотреть видеофильмы с целью расширения и углубления знаний по теме:
- «Клонирование – успех или катастрофа», «Мир после ядерной войны».
в) прочитать литературные произведения, посвященные проблематике развития технологий в современном мире, с целью привлечения к изучению темы литературных источников:
А.Азимов «Хоровод»
А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
Г. Уэллс «Война миров»
Приложение 1
1 группа
Три закона робототехники в научной фантастике — обязательные правила поведения для роботов, впервые сформулированные Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод» (1942г.).
Законы гласят:
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. |
Трём Законам, а также возможным причинам и следствиям их нарушения, посвящён цикл рассказов Азимова о роботах. В некоторых из них, наоборот, рассматриваются непредвиденные последствия соблюдения роботами Трёх Законов (например, «Зеркальное отражение»).
В одном из рассказов цикла персонаж Азимова приходит к заключению об этической основе Трёх Законов: «…если хорошенько подумать, Три Закона роботехники совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле… попросту говоря, если Байерли исполняет все Законы роботехники, он — или робот, или очень воспитанный человек».
2 группа
Медицинская этика включает в себя:
1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:
интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданот 22 июля 1993 года N 5487-1 в статье 61 определяют понятие «врачебная тайна». Там же определены обстоятельства, при которых допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, с согласия гражданина или его законного представителя, а также без такого согласия.
3 группа
В Ливерморе, Калифорния, США, в лаборатории разрабатывались виды оружия, которые, в случае их использования в войне, могли бы убить миллионы людей и, быть может, даже уничтожить всю человеческую цивилизацию. Это ставило серьезные моральные вопросы перед учеными, нанятыми для их создания. Активисты антиядерного движения обвиняли ученых оружейников в том, что они игнорируют моральные вопросы, порождаемые их работой. Показательны в этом отношении слова Дональда Кинга - бывшего административного работника Лаборатории, который покинул ее и в 1980-е гг. стал участником антиядерного движения. "По моему впечатлению, - говорил Кинг, - большинство сотрудников поступали в Лабораторию по той же причине, что и я, - потому что им нужна была работа, и Лаборатория предлагала им работу за хорошую плату. Большинство сотрудников никогда не утруждали себя долгими раздумьями по поводу моральной стороны их работы". Один из мотивов для организации демонстраций протеста у ворот Лаборатории в 1980-е гг. состоял именно в том, что такие демонстрации вынудят ученых встретиться лицом к лицу с моральными вопросами, которых они якобы избегают.
Многие чувствовали себя глубоко оскорбленными этими моралистскими нападками и настаивали на том, что просто придерживаются иных этических взглядов, чем их критики, но отнюдь не лишены таковых. Один ученый-оружейник говорил мне, что, хотя он чувствует себя спокойно, создавая ядерное оружие, есть некоторые работы, которые он считает неэтичными и не мог бы выполнять, - например, не мог бы быть адвокатом, защищающим убийц или торговцев наркотиками. Для того чтобы убеждение ученых-оружейников, - что ядерное оружие существует для спасения человеческих жизней и предотвращения войны, -представлялось правдоподобным, они должны быть уверены до мозга костей, что стратегия ядерного устрашения не даст сбоя.
Приложение 2
«Как вы считаете, возможно ли развитие науки и технологий в соответствии с этическими принципами человечества?»
«Я считаю, что…»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
«Потому что …»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Я могу это доказать это на примере …»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Презентация
PPT / 14.94 Мб