12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена3781 Педагог 1 КК Россия, Свердловская обл. Материал размещён в группе «Планирование работы педагога» |
Взаимосвязь учебных мотивов и познавательной активности детей младшего школьного возраста
Перед современной системой образования стоит много задач, среди которых особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания младшего школьника. В начальной школе ведущим видом деятельности становится учение, главную роль в котором играет заинтересованность самого ребёнка. В формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, как необходимый компонент воспитания самостоятельности учащихся и развития их мышления. Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения, оказывающий сильное влияние на продуктивность учебной работы учеников с разным уровнем способностей.
Эффективность обучения напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего школьника к активности. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Большое число работ, посвященных проблеме мотивов учения и побуждений к учёбе, является подтверждением её значимости и важности.
Возрастной период младшего школьника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т.к. в этом возрасте заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Умственная активность младшеклассников направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.
Один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии – интерес к познанию реального мира. Познавательная активность – мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, и формирующаяся на его основе. Задача учителя активизировать учебную деятельность школьника систематически возбуждая, развивая и укрепляя познавательную активность и как мотив познания, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Известно, что можно добиться лучших результатов и повысить качество обучения, воздействуя на мотивационную сферу личности школьника, а, не просто опираясь на его способности. Чем выше уровень мотивации ученика, тем больше побуждающих факторов в учебной деятельности, тем больших результатов он может достичь. Поэтому воспитание учащегося заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. «Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей» [1].
Отечественные психологи отмечали, что отношение к учебной деятельности у младших школьников формируется постепенно. Например, ребенку, поступившему в первый класс, нравится находиться в школе, данный факт он воспринимает положительно, таким образом, удовлетворяются потребности в изменении социального статуса и получении новых знаний, однако этот механизм познания сознательно он пока не анализирует [3]. Именно поэтому учитель должен понимать важность потребности положительных эмоций младших школьников в формировании их мотивации учения. В случае нереализованности потребности ребенок перестанет испытывать радость посещения школы и от учебного процесса в целом.
Благоприятными особенностями мотивации младшеклассника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх. В проигрывании сюжетов творческих игр реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность и коллективная эмпатия. Высокий уровень любопытства указывает на проявление умственной активности младших школьников [5].
В своих исследованиях Л.И. Божович делает вывод, что отметка выступает ведущим мотивом учения. Для младшего школьник отметка – это не только оценка его знаний, но выражение общественного мнения о нём. Этот факт может стать провокацией для школьника достичь желаемой цели любым порой даже недопустимым методом, ребенок может переоценить собственные результаты.
Младшему школьному возрасту характерно желание самоутвердиться. Некоторые дети в процессе становления хорошо учатся, отличаются прилежностью поведения, у некоторых все происходит наоборот. Поэтому очень важно учитывать психологические особенности личности младшеклассников, проявляющиеся в активности, желании делиться со взрослыми своими результатами и достижениями, а также потребности
в похвале. Последнее кстати очень важно в жизни ребенка, так как похвала дает ему уверенность в правильности выбора позиции по какому-либо вопросу [6].
Кроме всего прочего, детям младшего школьного возраста присуще стремление к различным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время целесообразно привлекать интерес детей этого возраста к занятиям
в кружках по интересам. Необходимо учитывать мнение и желание ребенка
в воспитательном процессе, тем самым обеспечивая его доверие и возможность правильного воспитания [4].
Существуют различные способы мотивации, нестандартные подходы к организации учебного процесса, поведение педагога, специальное оборудование. Во всех случаях заинтересованность школьника в учебе должна быть задачей первого плана. Добиться этого не так-то просто, так как существует множество препятствий, мешающих достижению цели. Например, неправильно сформированная атмосфера в классе, способствующая отвлекаемости учеников от учебы, мотивирующая отказ от учения. Учителю в таком случае необходимо найти способ заинтересовать ученика, доступно объяснить важность изучаемой темы. Можно простимулировать учебную деятельность постановкой проблемной ситуации или мотивировать учеников на выполнение самостоятельной работы распределив индивидуальные задания [2].
Таким образом сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности ребенка в учебной деятельности. Школа предъявляет определенные требования к учащимся, и мотивация к хорошему их выполнению с проявлением своих лучших сторон стимулирует активность учеников при выборе и запоминании нужной информации. Важно понимать, что причинно-следственной связью низкой мотивации ученика могут стать такие явления как школьная неуспеваемость, потеря интереса к учебе, угнетение учебным процессом, не усвоение школьной программы, единичные пропуски занятий и регулярные прогулы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /
В.Г. Асеев. М. Мысль. 2015. 260 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. Санкт-Петербург. Питер. 2009. 400 с.
Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.
Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы // Социальная сеть работников образования
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. 4-е изд. М. Изд-во МГУ. 1981. 584 с.
Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников // Мир психологии. 2005. № 2. С. 249-254.