12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена3781
Педагог 1 КК
Россия, Свердловская обл.
Материал размещён в группе «Планирование работы педагога»

Взаимосвязь учебных мотивов и познавательной активности детей младшего школьного возраста


 Перед современной системой образования стоит много задач, среди которых особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания младшего школьника. В начальной школе ведущим видом деятельности становится учение, главную роль в котором играет заинтересованность самого ребёнка. В формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, как необходимый компонент воспитания самостоятельности учащихся и развития их мышления. Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения, оказывающий сильное влияние на продуктивность учебной работы учеников с разным уровнем способностей.

 Эффективность обучения напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего школьника к активности. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Большое число работ, посвященных проблеме мотивов учения и побуждений к учёбе, является подтверждением её значимости и важности.

В современной жизни роль обучения является одной из важнейших, а дети зачастую мало заинтересованы и не желают учиться. Достижения школьников зависят не только от умственных способностей, но и от других учебных компонентов. Учитывая стимулирующие влияние мотивов на проявление познавательной активности, становится, очевидно, что их совместное развитие может стать фактором, обуславливающим успешность учащихся.

 Возрастной период младшего школьника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т.к. в этом возрасте заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Умственная активность младшеклассников направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

 Один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии – интерес к познанию реального мира. Познавательная активность – мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, и формирующаяся на его основе. Задача учителя активизировать учебную деятельность школьника систематически возбуждая, развивая и укрепляя познавательную активность и как мотив познания, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

 Известно, что можно добиться лучших результатов и повысить качество обучения, воздействуя на мотивационную сферу личности школьника, а, не просто опираясь на его способности. Чем выше уровень мотивации ученика, тем больше побуждающих факторов в учебной деятельности, тем больших результатов он может достичь. Поэтому воспитание учащегося заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. «Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей» [1].

 Отечественные психологи отмечали, что отношение к учебной деятельности у младших школьников формируется постепенно. Например, ребенку, поступившему в первый класс, нравится находиться в школе, данный факт он воспринимает положительно, таким образом, удовлетворяются потребности в изменении социального статуса и получении новых знаний, однако этот механизм познания сознательно он пока не анализирует [3]. Именно поэтому учитель должен понимать важность потребности положительных эмоций младших школьников в формировании их мотивации учения. В случае нереализованности потребности ребенок перестанет испытывать радость посещения школы и от учебного процесса в целом.

 Благоприятными особенностями мотивации младшеклассника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх. В проигрывании сюжетов творческих игр реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность и коллективная эмпатия. Высокий уровень любопытства указывает на проявление умственной активности младших школьников [5].

 В своих исследованиях Л.И. Божович делает вывод, что отметка выступает ведущим мотивом учения. Для младшего школьник отметка – это не только оценка его знаний, но выражение общественного мнения о нём. Этот факт может стать провокацией для школьника достичь желаемой цели любым порой даже недопустимым методом, ребенок может переоценить собственные результаты.

 Младшему школьному возрасту характерно желание самоутвердиться. Некоторые дети в процессе становления хорошо учатся, отличаются прилежностью поведения, у некоторых все происходит наоборот. Поэтому очень важно учитывать психологические особенности личности младшеклассников, проявляющиеся в активности, желании делиться со взрослыми своими результатами и достижениями, а также потребности
в похвале.
Последнее кстати очень важно в жизни ребенка, так как похвала дает ему уверенность в правильности выбора позиции по какому-либо вопросу [6].

 Кроме всего прочего, детям младшего школьного возраста присуще стремление к различным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время целесообразно привлекать интерес детей этого возраста к занятиям
в кружках по интересам. Необходимо учитывать мнение и желание ребенка
в воспитательном процессе, тем самым обеспечивая его доверие и возможность правильного воспитания [4].

 Существуют различные способы мотивации, нестандартные подходы к организации учебного процесса, поведение педагога, специальное оборудование. Во всех случаях заинтересованность школьника в учебе должна быть задачей первого плана. Добиться этого не так-то просто, так как существует множество препятствий, мешающих достижению цели. Например, неправильно сформированная атмосфера в классе, способствующая отвлекаемости учеников от учебы, мотивирующая отказ от учения. Учителю в таком случае необходимо найти способ заинтересовать ученика, доступно объяснить важность изучаемой темы. Можно простимулировать учебную деятельность постановкой проблемной ситуации или мотивировать учеников на выполнение самостоятельной работы распределив индивидуальные задания [2].

 Таким образом сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности ребенка в учебной деятельности. Школа предъявляет определенные требования к учащимся, и мотивация к хорошему их выполнению с проявлением своих лучших сторон стимулирует активность учеников при выборе и запоминании нужной информации. Важно понимать, что причинно-следственной связью низкой мотивации ученика могут стать такие явления как школьная неуспеваемость, потеря интереса к учебе, угнетение учебным процессом, не усвоение школьной программы, единичные пропуски занятий и регулярные прогулы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /
В.Г. Асеев. М. Мысль. 2015. 260 с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. Санкт-Петербург. Питер. 2009. 400 с.

Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.

Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2012 . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/psikhologiya

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. 4-е изд. М. Изд-во МГУ. 1981. 584 с.

Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников // Мир психологии. 2005. № 2. С. 249-254.

Опубликовано в группе «Планирование работы педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.