12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вытоптова Татьяна Александровна445
Работаю в КГКОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2" с 2005 г. С 2013 прошла переподготовку по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры".
Россия, Алтайский край, Шипуново

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»


















Внеклассное мероприятие

«Я не оставлю Россию»















Разработчик: Вытоптова Т. А.,

учитель физики, ОРКСЭ









Шипуново, 2021

Цель: формирование ценностного отношения к истории страны, её героическому прошлому.

Задачи:

- познакомить учащихся с деятельностью Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны;

- формировать у учащихся уважительное отношение к героическому прошлому нашей страны;

- развивать понимание учащимися значения в жизни человека связи поколений и сохранения традиций;

- пробуждать интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Тип занятия: учебно-воспитательное

Форма проведения внеклассного мероприятия – беседа.

Форма работы учащихся – общение в форме беседы и диалога.

Техническое оборудование – компьютер, проектор.

Основные средства наглядности: презентация учителя к занятию, фотографии, видеофильмы.

Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/QlKPehaBbBplvw


План-конспект

Слайд 2

Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 год) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме.

Слайд 3

Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию".

Слайд 4

Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию".

Слайд 5

Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…" [3]

Слайд 6

Ещё той ночью игры снились детям,

Но грозным рёвом, не пустой игрой,

Ночное небо взрезав на рассвете,

Шли самолёты на восток.

Их строй

Нёс, притаясь, начало новой ноты,

Что, дирижёрским замыслам верна,

Зловещим визгом первого полёта

Начнёт запев по имени — война.

22 июня 1941 года мирная жизнь и труд русских людей были прерваны. Вероломно нарушив договор о ненападении, в предрассветной мгле сотни самолетов военно-воздушных сил фашистской Германии взяли курс к границе Советского Союза. [5]

Слайд 7

Клип «Вставай страна огромная».

[см. Приложение https://disk.yandex.ru/i/GGEDGMV28x9Iew]

Слайд 8

Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие - Россия.

Слайд 9

В этот день, 22 июня1941 года, Русская Православная Церковь отмечала День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для истинно русских людей это стало знаком великой надежды, что начатая борьба закончится победой русского оружия.

Слайд 10

22 июня 1941 года митрополит Московский Сергий (Страгородский) отслужив Литургию, собирался читать Акафист, но ему сообщили о начале войны. Митрополит Сергий обратился к нашим соотечественникам с проповедью, в тот же день разосланную по приходам для зачтения прихожанам:

Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину.… Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не  посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и по вере… Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может…

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует Победу!».

Слайд 11

Великую Отечественную войну большинство граждан Советской страны встретили без Бога в сердце — таким был результат атеистической пропаганды. Но уже с первых дней великих сражений люди стали искать веры и надежды, заступничества и святого покровительства. [4]

Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем!

Слайд 12

Дела венчаются итогом,
Но возникают из начал.
…Была война. А он вдруг: «С Богом!»
Однажды в трубку прокричал.

Сержант-связист, храбрец без меры,
Сидел, бледнея, сам не свой –
Тогда в стране за слово веры
Платились люди головой.

Слайд 13

А тут – без шифра, против правил,
Нет, чтобы шепотом, хотя б,
К приказу генерал добавил
Так, что услышал целый штаб.

Но штаб, как будто, не заметил…
Не знал сержант еще тогда,
Что генерал призывом этим
Так битвы начинал всегда!

Слайд 14

Старики доставали схороненные «до времени» старинные иконы, а комсомольцы-добровольцы шли на фронт с материнскими ладанками да напутственными молитвами. Вера возвращалась в сердца людей, и Матерь Божия не оставалась безучастной к людскому горю. Тяжелые испытания первых лет войны привели к возрождению религиозных чувств народа. [4]

Слайд 15

Стихотворение, найденное в шинели простого русского солдата Андрея Зацепы, убитого в 1942 году:

«Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя…
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня я смотрел
Из кратера, что выбила граната
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман…
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно. Ты на нас глядишь.…

Но, кажется, я плачу, Боже мой. Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог. Иду и вряд ли уж вернусь
Как странно, но теперь я смерти не боюсь». [1]

Слайд 16

Издавна Святую Русь оберегали чудотворные иконы Божией Матери — Заступницы и Молитвенницы за всех православных. Особенно сильно чувствовалась помощь Богородицы в решающих битвах. С помощью Заступницы Усердной были одержаны победы под Москвой, и под Сталинградом, произошел прорыв Ленинградской блокады и штурм Кенигсберга.

Слайд 17

Видела молебен священников под Кенигсбергом матушка София. От Москвы до Берлина прошла эта женщина, сражаясь за родную землю:

«Когда началась Великая Отечественная, я училась в Алма-атинском сельхозинституте. Несмотря на «сельские специальности», студентов с первого курса уже к войне готовили: кого на медсестру, кого на радиста... Я попала в радисты из-за абсолютного слуха.

...Помню Кенигсберг. Мы относились ко Второму Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение (13-й район авиационного базирования) находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта недалеко от места боев за Кенигсберг. Трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло! Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления.

Слайд 18

Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери... Вокруг бой идет, а солдаты улыбаются: «Ну, батюшки пришли, теперь дело будет!». И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились и за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю». [4]

Вера в заступничество Богоматери за всю русскую землю прочно укрепилась в народном православном сознании.

Клип «Казанская икона Божией Матери».

[см. Приложение https://disk.yandex.ru/i/4T1HMru8rsVtCg]

Слайд 19

Понимая большое значение партизанского движения в тылу немецко-фашистских войск, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I, обратился к партизанам и жителям оккупированных районов с призывом:

"Продолжайте же, братия, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами, и мужчины, и женщины, помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ".

Всё в этой речи было определяющим и значимым: только совместно народ сможет одолеть лютого врага, участвуя в войне на фронтах, в тылу, на оккупированной территории.

Слайд 20

Когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, практически все духовенство города осталось на своих местах, героически исполняя свой пастырский долг. Непоколебимая стойкость и активизация патриотической деятельности священнослужителей осажденного города приводили фашистов в неистовую ярость. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно жестокую бомбардировку Ленинграда, в результате которой от прицельного огня пострадали многие храмы. Пасхальное богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать большого количества невинных жертв. Надо обязательно отметить как знак высокой и твердой веры, что ослабевшие верующие приносили освящать вместо традиционных куличей кусочки блокадного хлеба. [6]

Слайд 21

С самого начала Великой Отечественной войны Преподобный Серафим Вырицкий верил в Победу.

Он возносил прошения за Церковь и народ, Отечество и правительство. Это были горячие молитвы о победе русского оружия и о благоволении правительства к Православной Церкви. Вот как вспоминала этот подвиг внучка подвижника: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно.

Отдавал себя всецело, без остатка − это был воистину вопль к Богу! [2]

Слайд 22

В годы Великой Отечественной войны духовенство несло не только молитвенный подвиг. Как известно, в Красной Армии не было (да и не могло быть) полковых священников, но были представители духовенства, надевшие гимнастерки, шинели и взявшие в руки оружие. Сотни священно- и церковнослужителей были призваны в ряды действующей армии.

Слайд 23

К началу Великой Отечественной войны Сергей Михайлович Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен, окончил первый курс института. В июне 1941 года был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах.

Слайд 24

Наместник Псково-Печерского монастыря в 1950-1960-х гг. — архимандрит Алипий (Воронов) — прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й танковой армии. Был несколько раз ранен, награжден орденами и медалями.

Слайд 25

Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) в октябре 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны был мобилизован в Красную армию. служил на фронте пулеметчиком и, когда к 1943 году вернулся к священнослужению, был удостоен медали «За боевые заслуги». Кроме того, он награжден грамотой маршала Советского Союза Л.А. Говорова.

Победу встретил в звании старшины. Демобилизован из армии в декабре 1945 года.

Слайд 26

И еще многие православные священно- и церковнослужители были призваны в Красную армию и награждены орденами и медалями, приуроченными к событиям Великой Отечественной войны. За патриотическую деятельность около 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы»; более 50 удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков – медали «Партизану Великой Отечественной войны».

Слайд 27

В годы войны во многих православных монастырях устраивали госпитали, монахини женских монастырей обслуживали больницы, работали в прачечных, пекарнях и на других работах.

Благодарной памяти и бесконечного уважения заслуживает ратный подвиг женщин-христианок. Совершив подвиг на полях сражений, верующие женщины принимали монашеский постриг.

Слайд 28

Матушка Елисавета, в миру Вера Ивановна Дмитриева, прошла всю вону медицинской сестрой, вынесла множество раненых с поля боя. Война никогда не сотрется в памяти того, кто испытал её. Воспоминания о той, страшной войне возвращали Матушку Елисавету в события сороковых.

Меня Господь провел через войну.
Хранил меня от пуль и от снарядов.
Я перед Ним осознаю вину,
Как вспомню — слезы льются градом.
Мой светлый ангел был всегда со мной,
Я под его крылом была хранима,
Хоть страшен был мне минометный вой,
Но все осколки пролетели мимо...
Медсестры видели погибших на полях
И раненых, больных и обожженных,
Их выносили на своих руках,
Писали письма матерям и женам.
С молитвою мы были на войне.
Поэтому, надеюсь, сохранились.
Я маму видела в коротком сне.
Они, конечно, с бабушкой молились.
А ведь молились многие на фронте.
Кто как умел, как знал и кто как мог.
И в самую ужасную минуту я повторяла:
«Да воскреснет Бог!»
Стонали раненые:
- Господи, помилуй.
Сестра, спаси, сестрица, помоги!..
Снаряды падали то рядом, то летели мимо...
И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!

Слайд 29

Монахиня Адриана, в миру Наталия Владимировна Малышева.

В 1941 году ушла на фронт с третьего курса МАИ. Служила в дивизионной разведке на Волоколамском направлении. В июне 1942 года была направлена на 3-месячные курсы в школе разведчиков. Продолжила службу уже в армейской разведке 1-й армии, под командованием Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. Дошла до Берлина. Войну закончила лейтенантом. После войны окончила Московский Авиационный институт, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. В 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

Слайд 30

Необычайный, непосильный для обычного человека подвиг нес в Красноярске в годы Великой Отечественной войны в должности главного хирурга госпиталя епископ Лука (Войно-Ясенецкий) – известный ученый, прошедший сталинские лагеря и ссылки. Его труды по гнойной хирургии, ставшие теоретическим обобщением гигантского практического опыта, остаются актуальными и для современной медицины. [6]

Слайд 31

Но вместе с войском на земле выступало и небесное войско, на защиту Отечества встали все святые в земле Русской просиявшие.… Недаром танковые колонны и боевые самолеты стали носить имена русских святых, и ордена в честь святого Александра Невского, праведного Федора Ушакова засияли на груди наших генералов и адмиралов.

Слайд 32

Формирование церковью танковой колонны «Димитрий Донской» сравнимо с поступком Сергия Радонежского, отправившего на Куликово поле двух иноков. На постройку танков было направлено 8 млн. рублей, а также большое количество золотых и серебряных вещей. В состав колонны вошло 19 танков Т-34 и 21 огнеметный танк ОТ-34, построенные на Нижнетагильском танковом заводе. В армию бронетехника поступила весной 1944 году под Тулой.

Жертвовали верующие и на строительство самолетов. Полностью или частично на средства православных были построены сибирская эскадрилья «За Родину», а также эскадрилья имени Александра Невского.

В своих проповедях митрополит Ленинградский Алексий постоянно подчеркивал, что святые Александр Невский и Дмитрий Донской одерживали победы не просто благодаря своему патриотизму, но благодаря «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле.…

В общей сложности пожертвования составили не менее 400 миллионов рублей, не считая вещей, ценностей. Так, православные верующие Новосибирска пожертвовали более 110 000 рублей на сибирскую эскадрилью «За Родину». [4]

Слайд 34

Выстоял русский солдат, вымолила Пресвятая Богородица у Сына Своего Победу православного народа. И неслучайно война закончилась в ликующие Пасхальные дни! 6 мая 1945 года Пасха совпала с днём святого великомученика Георгия Победоносца, именно в этот день немцы прекратили сопротивление, и началась подготовка к официальному подписанию о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и духовная победа наша.

Клип «День Победы»

[см. Приложение https://disk.yandex.ru/i/nsazGvBV9YjTpA]

Слайд 35

Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих.

Слайд 36

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «Берт».

Слайд 37

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Анна Ахматова

Слайд 38

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Итак, все дальше и дальше уходят в историю суровые, огненные годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии. Но никогда не померкнет в веках всемирно-историческое значение подвига, совершенного нашим народом в этой войне. Никогда в памяти благодарного человечества не сотрется правда о том, что решающий вклад в победу над гитлеровской Германией внесла православная страна, в том числе, ее духовенство, монашествующие и верующие миряне. [6]






Электронные ресурсы:

Валаам. Вклад Русской Православной церкви в Победу в Великой Отечественной войне. [Электронный ресурс] . - https://valaam.ru/publishing/26905/;

Подвиг преподобного Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. - https://monasterium.ru/doklady/xxviii-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya/podvig-prepodobnogo-serafima-vyritskogo-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/;

Подвиг ратный, подвиг духовный. Церковь и армия в годы войны. [Электронный ресурс]. - http://www.voskres.ru/army/church/vasilev.htm;

Упование на Небесную Покровительницу в дни Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. -https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=47778;

Церковь в годы великой Отечественной войны. Часть 1. Патриотическая деятельность русской православной церкви. [Электронный ресурс]. - http://sdsmp.ru/news/n3701/;

Церковь в годы Великой Отечественной войны. Часть 2. Молитвенное участие и ратный подвиг духовенства. [Электронный ресурс]. - http://sdsmp.ru/news/n3702/.

Дата проведения:  9 мая 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.