Эссе «Я не против цифровизации, но я за активное начало в ученике- карандаш в его руке на уроке! Несколько идей для активного слушателя»
О пользе письменных творческих задачPPTX / 31.63 МбУчитель сталкивается с разочарованием в профессии при проверке письменных работ, но эта сторона не может быть оценена эмотивно, для творчества и поддержки духа в арсенале средств остаётся коробка с карандашами. Всё быстрее её место занимает сегодня цифровая аналогия виртуальной реальности, ценность которой равняется нулю при оценке личности ученика. Живая картинка не есть макулатурный претендент, а дееспособный и целостный конкурент при оценке читательской грамотности ученика.
Мы сочли возможным перечислить ряд заданий, с которыми ученик справляется с удовольствием и приобретает опыт самосовершенствования при систематическом применении и конкурентно- наличествуйщей среде.
Во-первых, карандаш используется при копировании транскрипционных знаков и списывании слов. В отличие от ручки это орудие труда позволяет совершать многократную коррекцию и автоматизацию навыка письма, что благоприятно сказывается на психо-эмоциональной составляющей труда: результат может быть доведён до совершенства и эстетически приятен автору.
Во-вторых, ребёнок может рисовать персонажа или предмет разговора, быть иллюстратором-соавтором читаемого текста. Очевидный плюс- расширение эрудиции при условии достаточной информативной составляющей первоисточника.
В-третьих, составить список (топ-чарт), алгоритм действий, нарисовать путь (составить дорожную карту) в буквальном значении. Преимущество - индивидуальность и оперативность исполнения при условии ограничения по времени или категории действий.
В-четвёртых, если учитель владеет технологией РКМ ЧиП, то ученику доступны такие графические приёмы как insert, fishborn, Waller's Circles, а также семантические карты, денотатные графы, синквейн и т.д. В зависимости от жанра текста, а работа с текстом даёт поддержку прежде всего учащимся со средним уровнем обученности, и уровня сформированности ууд учащиеся создают продукт в виде схемы, при создании которой ребёнок вынужден стратегически воспринимать условие задания.
В-пятых, активизация различных зон мозга, стимулирование ряда мыслительных процессов особенно заметна при выполнении работы "с нуля"- составление своего полноценного текстового продукта, начиная от записки до сочинения /сценария. Текст может быть успешно преобразован в последующую иллюстрацию или закодирован в форме ребуса, аннограммы, кроссворда. Преимущество рукотворного кроссворда перед машинным эстетически уступает, но персонально приоритетнее.
В-шестых, карандаш это ещё и (цвето-) выделитель. Как начальная ступень контроля знаний ученика вам может понравится приём поиска данных в тексте/на странице/в прослушенном отрывке. Простой знак или условная отметка подадут сигнал учителю при невозможности вербализировать ответ, что в отдельных случаях является очень уместным или предпочтительным вариантом ответа.
И заключительное, седьмое преимущество карандаша это его незаменимость в сравнении с ручкой- физические свойства позволяют и не остаться без пишущего инструмента, и слегка размять пальчики при выполнении массажных движений по прокручиванию предмета на пальчиках попеременно или на ладошках. А сколько радости и восторга дают ученику минуты отдыха, когда можно поточить карандаш или поиграть с соседом в жонглёров.
Нескучных вам уроков, коллеги! Считаясь с цифровизацией, давайте не отказываться от наилучшего орудия Sapiens Sapiens - карандаша. Пожалуйста, не сочтите за иронию.
Панов Егор Игоревич
Арсентьева Галина Витальевна