Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» (3 класс)
пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 6 »;
учебного плана МБОУ «Лицей № 6»;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса;
Годового календарного учебного графика лицея.
авторской программы «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
• формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
• привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
• обучение школьников ПДД;
• обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания
• развитие творческих способностей;
• формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
• привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
• формировать личностный и социально –значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Планируемые результаты курса «Я – пассажири пешеход»
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
В результате освоения программы внеурочного курса «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить
с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,
сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений
— предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (вигровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
содержание курса внеурочной деятельности «Я – пассажир и пассажир»
Ориентировка в окружающем мире (6 часов)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода
в соответствии с ними.
Ты — пешеход (20 часов)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления
дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными
секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила
движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир (8 часов)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в томслучае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Формы организации и виды деятельности: беседа,конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, игра, составление маршрутных листов.
Тематическое планирование
3 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 6 |
2 | Ты пешеход | 20 |
3 | Ты пассажир | 8 |
Итого: | 34 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия
Сборник программ внеурочной деятельности:1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :ВентанаГраф, 2011. — 168 с.
Интернет ресурсы
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Правила дорожного движения - тренажер
http://cafel.narod.ru/index.htm
Технические средства обучения:
Классная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Документ-камера.
Интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Я пешеход и пассажир»
2021-2022 учебный год 3 «Г» класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
1 | На чём люди ездят. Близко – далеко, быстро – медленно. | 1 | Беседа | 2.09. 2021 | |
2 | Чему нас учат правила дорожного движения. | 1 | Беседа | 9.09 | |
3 | Мы идём по улице. Какие бывают дороги. | 1 | Беседа | 16.09 | |
4 | Где мы будем играть? | 1 | Беседа | 23.09 | |
5 | Светофоры. Дорожные знаки. | 1 | Беседа | 30.09 | |
6 | Нас увидят в сумерках. Мы переходим улицу (повторение). Перекрёсток. | 1 | Беседа | 7.10 | |
7 | Сигналы машин. Остановка транспорта. | 1 | Беседа | 14.10 | |
8 | Мы – пассажиры. Мы едем на дачу. | 1 | Беседа | 21.10 | |
9 | Опасные ситуации. Несчастный случай. | 1 | Беседа | 28.10 | |
10 | О транспорте. | 1 | Беседа | 11.11 | |
11 | Дорога. Дорога за городом. Части дороги. | 1 | Беседа | 18.11 | |
12 | Дорожные знаки. | 1 | Беседа | 25.11 | |
13 | Внимание! Опасность! | 1 | Беседа | 2.12 | |
14 | Мы здесь живём. Будем уважать людей! | 1 | Беседа | 9.12 | |
15 | Мы – пешеходы. Правила для пешеходов. | 1 | Беседа | 16.12 | |
16 | Перекрёсток. | 1 | Беседа | 23.12 | |
17 | Регулировщик. | 1 | Беседа | 13.01. 2022 | |
18 | Мы – пассажиры. | 1 | Беседа | 20.01 | |
19 | Будем уважать водителей! | 1 | Беседа | 27.01 | |
20 | Мы едем на машине. | 1 | Беседа | 3.02 | |
21 | Мы покупаем велосипед. | 1 | Беседа | 10.02 | |
22 | Проверим себя. | 1 | Беседа | 17.02 | |
23 | Будем осторожными. Что такое ДТП? | 1 | Беседа | 24.02 | |
24 | Виды транспорта | 1 | Беседа | 3.03 | |
25 | Какие бывают дороги. Дорожное движение. | 1 | Беседа | 10.03 | |
26 | Перекрёсток и автомагистраль. Населённый пункт. | 1 | Беседа | 17.03 | |
27 | Движение на загородной дороге. Внимание! Железнодорожный переезд. | 1 | Беседа | 24.03 | |
28 | Движение в трудных условиях. | 1 | Беседа | 07.04 | |
29 | Жилая зона. | 1 | Беседа | 14.04 | |
30 | Мы ориентируемся на местности. | 1 | Беседа | 21.04 | |
31 | Что такое тормозной путь. | 1 | Беседа | 28.04 | |
32-33 | Световые сигналы автомобиля. Случай на дороге. | 2 | Беседа | 5.05 | |
12.05 | | ||||
34 | В метро. | 1 | Беседа | 19.05 | |
35 | Проверим себя. | 1 | Беседа | |