Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 9 November 2021

пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);

основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 6 »;

учебного плана МБОУ «Лицей № 6»;

Положения о рабочей программе учебного предмета, курса;

Годового календарного учебного графика лицея.

авторской программы «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).


Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.


Задачи:

формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

обучение школьников ПДД;

обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания

развитие творческих способностей;

формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;

привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

формировать личностный и социально –значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

развивать мотивацию к безопасному поведению;

формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.



Планируемые результаты курса «Я – пассажири пешеход»


Формирование универсальных учебных действий:

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.

В результате освоения программы внеурочного курса «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить
с особенностями своего поведения как участника движения;

объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир,

сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.


Метапредметные результаты освоения программы:

умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

формирование рефлексивных умений

предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Личностные:

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты -  пешеход и пассажир»»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих





Универсальные учебные действия:


1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)


2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;

находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (вигровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

содержание курса внеурочной деятельности «Я – пассажир и пассажир»


Ориентировка в окружающем мире (6 часов)


Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода
в соответствии с ними.


Ты — пешеход (20 часов)


Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления
дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными
секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила
движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».


Ты — пассажир (8 часов)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в томслучае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.


Формы организации и виды деятельности: беседа,конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, игра, составление маршрутных листов.



Тематическое планирование

3 класс

Название раздела

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

6

2

Ты пешеход

20

3

Ты пассажир

8

Итого:

34

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение


Печатные пособия


Сборник программ внеурочной деятельности:1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :ВентанаГраф, 2011. — 168 с.


Интернет ресурсы


Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8


Правила дорожного движения - тренажер

http://cafel.narod.ru/index.htm




Технические средства обучения:


Классная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Документ-камера.

Интерактивная доска.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Я пешеход и пассажир»

2021-2022 учебный год 3 «Г» класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Дата проведения

По плану

По факту

1

На чём люди ездят. Близко – далеко, быстро – медленно.

1

Беседа

2.09.

2021


2

Чему нас учат правила дорожного движения.

1

Беседа

9.09


3

Мы идём по улице. Какие бывают дороги.

1

Беседа

16.09


4

Где мы будем играть?

1

Беседа

23.09


5

Светофоры. Дорожные знаки.

1

Беседа

30.09


6

Нас увидят в сумерках. Мы переходим улицу (повторение). Перекрёсток.

1

Беседа

7.10


7

Сигналы машин. Остановка транспорта.

1

Беседа

14.10


8

Мы – пассажиры. Мы едем на дачу.

1

Беседа

21.10


9

Опасные ситуации. Несчастный случай.

1

Беседа

28.10


10

О транспорте.

1

Беседа

11.11


11

Дорога. Дорога за городом. Части дороги.

1

Беседа

18.11


12

Дорожные знаки.

1

Беседа

25.11


13

Внимание! Опасность!

1

Беседа

2.12


14

Мы здесь живём. Будем уважать людей!

1

Беседа

9.12


15

Мы – пешеходы. Правила для пешеходов.

1

Беседа

16.12


16

Перекрёсток.

1

Беседа

23.12


17

Регулировщик.

1

Беседа

13.01. 2022


18

Мы – пассажиры.

1

Беседа

20.01


19

Будем уважать водителей!

1

Беседа

27.01


20

Мы едем на машине.

1

Беседа

3.02


21

Мы покупаем велосипед.

1

Беседа

10.02


22

Проверим себя.

1

Беседа

17.02


23

Будем осторожными. Что такое ДТП?

1

Беседа

24.02


24

Виды транспорта

1

Беседа

3.03


25

Какие бывают дороги. Дорожное движение.

1

Беседа

10.03


26

Перекрёсток и автомагистраль. Населённый пункт.

1

Беседа

17.03


27

Движение на загородной дороге. Внимание! Железнодорожный переезд.

1

Беседа

24.03


28

Движение в трудных условиях.

1

Беседа

07.04


29

Жилая зона.

1

Беседа

14.04


30

Мы ориентируемся на местности.

1

Беседа

21.04


31

Что такое тормозной путь.

1

Беседа

28.04


32-33

Световые сигналы автомобиля. Случай на дороге.

2

Беседа

5.05


12.05


34

В метро.

1

Беседа

19.05


35

Проверим себя.

1

Беседа

26.05




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.