Рабочая программа по внеурочной деятельности «История и Я» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 26 February 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа «Рязанские сады»

 

Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по ВР Директор школы

_________ Н. В. Черкалина _________ М. М. Комарова

«___» ____________20__ г. Приказ №___ от «___» ___________20__ г.

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Направление: духовно-нравственное

Наименование программы: " История и Я"

Класс: 5

ФИО педагога-разработчика: Тюличкина Анна Валентиновна

Педагогический стаж: 3 года

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5 классов основной школы и повышению мотивации к предмету. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочная деятельность».  В соответствии с учебным планом  на его изучение в 5  классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов  внеурочной деятельности.

По своей структуре курс не является системным и сквозным, а представляет собой отдельный модуль, предназначенный для овладения проектным методом для углублённого изучения вопросов исторического краеведения. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.

Цель: создание условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности; повышение мотивации к предмету.

Задачи:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

- развивать творческие способности учащихся;

-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Актуальность:

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Формы  организации учебной деятельности:

беседы;

практикумы;

самостоятельная работа;

уроки-тренинги;

групповые и индивидуальные исследования;

игры-исследования;

творческие проекты;

консультации;

презентации результатов проектной деятельности.

Формы контроля: консультация, доклад, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах проектных исследовательских работ, театрализованное представление.

         Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровье сберегающие технологии;

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.

Класс: 5. Наполняемость группы – 10 человек.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа.

Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч.;

Количество часов во 2-ой четверти-7 ч.;

Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

на уроке

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Введение, 1 час

1

Что такое проект

Научиться оперировать понятиями проблема, объект исследования; понимать значение исследовательской деятельности в жизни человека.

02.09.16

 

Теоретический блок

Учебная тема "Способы мыслительной деятельности" 4 часа

2

Что такое проблема

Научиться самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему; формулировать свою точку зрения.

09.09.16

 

3

Как мы познаём мир

Удивительный вопрос

Научиться способам познания окружающего мира; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Научиться формулировать вопросы для решения существующей проблемы; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

16.09.16

 

4

Источники информации

Научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать и обобщать информацию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

23.09.16

 

5

Выбор темы исследования

Методы исследования. Мыслительные операции.

Научиться самостоятельно выявлять и формулировать проблему; осуществлять выбор темы исследования.

Научиться проводить исследование с использованием различных методов; определять взаимосвязь методов исследования и поставленных задач.

30.09.16

 

6

Сбор материала для исследования.

Научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать и обобщать информацию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

07.10.16

 

Практический блок 29 часов

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

«Что скрыто за стенами египетских пирамид?», «История новогодней игрушки», «Родной поселок в одном фото», «Герои древних мифов», «Путешествие в древний Рим».

7-8

Планирование работы над проектом «Что скрыто за стенами египетских пирамид?»

Сбор теоретического материала по теме Древний Египет

Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления.

14.10.16;

21.10.16

 

9-10

Практическое занятие: «Тайны пирамид»

Знакомство с техникой безопасности при работе с гипсом и инструментами.

Создание моделей египетских пирамид, оформление панорамы «Древний Египет»

28.10.16;

11.11.16

 

11

Защита проекта «Что скрыто за стенами египетских пирамид»

Научиться публично презентовать проект; анализировать результаты проектно-исследовательской деятельности; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения.

18.11.16

 

12-13

Планирование работы над проектом «История новогодней игрушки »

Сбор теоретического материала по теме

Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления.

25.11.16;

02.12.16

 

14-15

Практическое занятие: «Новогоднее волшебство: игрушка своими руками»

Знакомство с техникой безопасности при работе с инструментами.

Создание новогодних игрушек из различных материалов

09.12.16

16.12.16

 

16

Защита проекта «История новогодней игрушки »

Научиться публично презентовать проект; анализировать результаты проектно-исследовательской деятельности; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения.

Оформление выставки игрушек

23.12.16

 

Итого 34 часа

17-18

Планирование работы над проектом «Родной поселок в одном фото »

Сбор теоретического материала по теме

Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления.

13.01.17

20.01.17

 

19-21

Практическое занятие: «Искусство фотографии»

Знакомство с техникой безопасности при работе с инструментами.

Создание фоторамок, альбома-раскладушки

27.01.17

03.02.17

10.02.17

 

22-23

Защита проекта «Родной поселок в одном фото »

Научиться публично презентовать проект; анализировать результаты проектно-исследовательской деятельности; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения.

Оформление выставки работ

17.02.17

03.03.17

 

24-25

Планирование работы над проектом «Герои древних мифов».

Сбор теоретического материала по теме

Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления

10.03.17

17.03.17

 

26-27

Практическое занятие

«По страницам мифов и легенд»

Знакомство с основными сюжетами древнегреческой мифологии.

31.03.17

07.04.17

 

28-29

Защита проекта «Герои древних мифов»

Научиться публично презентовать проект; анализировать результаты проектно-исследовательской деятельности; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения

14.04.17

21.04.17

 

30-31

Планирование работы над проектом «Путешествие в древний Рим».

Сбор теоретического материала по теме

Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий.

Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления

28.04.17

05.05.17

 

32

Практическое занятие «Прогулка по улицам Древнего Рима»

Знакомство с историей города, организацией жизни общества

12.05.17

 

33

Защита проекта «Путешествие в древний Рим»

Научиться публично презентовать проект; анализировать результаты проектно-исследовательской деятельности; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения.

Оформление выставки работ

19.05.17

 

34

Итоговое занятие

Подведение итогов

26.05.17

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс (34 часа)

Введение 1 час

 Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация готовых исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретический блок 4 часа

Способы мыслительной деятельности

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

 Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

II. Практический блок 29 часов

 Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты:

"Что скрыто за стенами египетских пирамид?", "История новогодней игрушки", "Родной поселок в одном фото", "История моей семьи".

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Создание самостоятельных проектов.

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». 

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов. 

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны уметь:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности;

работать в группе;

работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации;

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни народов в истории своей страны;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных традиций своей страны.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

альбом,

газета,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

плакат,

серия иллюстраций,

стенгазета,

сценарий праздника,

фотоальбом,

презентация

Рекомендуемая литература:

Для педагога:

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

Для детей и родителей:

Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.

Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого.  М.: Аванта – Плюс, 2002.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.

Энциклопедия истории России. 862-1917. «Интерактивный мир», 1996-2002.

Интернет-  ресурсы:

Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]  http://all ebooks.com/2009/05/01/ bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

А. Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.