Эссе «Я - учитель»

31
1
Материал опубликован 2 August 2016 в группе
Чтобы научить другого, требуется больше

ума, чем чтобы научиться самому...

М. Монтень

Я думаю, что в жизни каждого человека наступает такой момент, когда нужно остановиться и подумать: на верном ли я пути? Что делаю? Зачем делаю? Хорошо ли я это делаю? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила поучаствовать в столь важном для всех учителей конкурсе педагогического мастерства, который поможет не только оглянуться на пройденный путь, длиною в 25 лет, но и определить, в каком направлении двигаться дальше. Этот конкурс для меня не состязание, а попытка личностного самоопределения, и по его окончании я хотела бы решить для себя: «Я – учитель?», «Я – учитель…», «Я – учитель!».

  В моей семье не было педагогов, и поэтому на мой профессиональный выбор повлияли мои школьные учителя, учителя с большой буквы. Проработав в школе не один десяток лет, я и до сих пор часто мысленно возвращаюсь в свои школьные годы, обращаюсь к опыту своих учителей, вспоминаю, что делали они в той или иной ситуации, и всегда нахожу ответ на вопрос, как нужно поступить, что сделать.

  В начале своей педагогической деятельности я спрашивала себя: «Я – учитель? Я справлюсь?». Эти вопросы я задавала себе неоднократно, так как не хватало опыта, не все получалось так, как представлялось, когда училась в вузе. Поначалу не было должного удовлетворения от своей работы. На помощь пришли опытные коллеги, очень большое желание быть учителем и, конечно же, ученики. Ученики – это основной двигатель учительского труда, а их глаза – это лакмусовая бумага его деятельности. Неравнодушный взгляд ребенка на уроке, задумчивый, пытливый или заинтересованный, говорит о том, что у тебя что-то получилось.

  «Я учитель…», – говорила я себе спустя годы. За это время появился собственный опыт, свое мировоззрение. Я осознала, что учитель – это не только тот, кто дает знания (причём эти знания должны быть глубокими, насыщенными, полезными в дальнейшей жизни), но и тот, кто открывает детям двери в общественную жизнь, в будущее, кто помогает познать внутренний мир самого человека.

  «Я – учитель…». За эти годы я успела поработать не только учителем, но и директором школы, специалистом отдела образования. Приобретенный опыт управленца помог мне посмотреть на профессию учителя с другой стороны. Сегодня на наших глазах меняется страна, изменяется школа. Жизнь современного учителя так же динамична, как и жизнь общества. На учителя возлагаются все новые функции. Учитель-транслятор знаний уже не интересен. Сегодня учитель – это профессионал, новатор, творец, наставник, созидатель, просветитель, воспитатель, психолог. Я соглашусь с мнением своего ученика, что главная миссия учителя – «научить ребенка улучшать свою жизнь, искать в ней радостные и счастливые моменты, видеть то глубокое, что стоит за каждым событием жизни».

  «Я учитель…». Работать сегодня в школе сложно, но безумно интересно. Новое содержание образования, новые педагогические технологии, новые критерии в оценке качества образования и труда заставляют учителя быть мастером своего дела, двигаться вперед, развивать свои компетенции. Еще несколько лет назад нельзя было и подумать, что компьютер станет первым твоим помощником в подготовке и проведении уроков. Насколько стало легче искать материал к уроку с помощью Интернета, а размножить раздаточный материал с помощью принтера за считанные минуты – это мечта учителей даже 90-х годов. Организация инклюзивного образования, дистанционного обучения, разработка электронных учебников и образовательных порталов – это задачи, которые стоят перед образованием сегодня. Следовательно, современный учитель должен и дальше развивать свои информационные компетенции.

  Неизменной в работе учителя остается проверка тетрадей, которая занимает много времени. Однако по содержанию для меня проверка тетрадей из простой формальной обязанности переросла в разговор с учеником, цель которого понять, что не получилось и почему, что нужно сделать, чтобы результаты конкретного ученика были лучше.

  «Я учитель…». Готовясь сегодня к урокам, подбирая его содержание, разрабатывая технологическую карту урока, я на каждом этапе представляю своих учеников… Вот это задание должен обязательно возле доски выполнить Сережа, так как у него не получилось на прошлом уроке, а вот этот вопрос я задам Марине, ведь она «плавала» вчера при решении задачи по этой теме, а вот этот способ решения, который предложил Артем, я обязательно покажу всем ученикам…

  «Я – учитель…» Сегодня я понимаю, что школа – это диагноз. Только закончился учебный год, начались долгие летние каникулы, а ты уже скучаешь по своим ученикам, коллегам, ищешь новый интересный материал к урокам, составляешь рабочие программы, ждешь начала нового учебного года и представляешь, как изменились твои подопечные.

  Результаты своего труда учитель видит спустя годы. Успешность выпускников добавляет сил учителю, стимулирует его на дальнейшее творчество в такой непростой и интересной работе.

  На мой взгляд, лучшая благодарность за мой труд – это дети моих учеников, которых приводят ко мне учиться.

  «Я – учитель!», – уверенно могу сказать теперь спустя четверть века.

Комментарии

Спасибо, Ирина Владимировна! Действительно, учитель - это диагноз!

16 July 2021