Эссе «Я — учитель»
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".
Лев Толстой.
Учитель... Как много в этом слове ноток гордости, уважения, понимания. А для меня ещё и возможности творческого поиска, самовыражения. С самого первого вступления на порог школы учитель становится для ребёнка второй мамой, наставником, примером для подражания.
У каждого человека есть свой ПУТЬ, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своём выборе.
В августе 1991 года я пришла работать учителем начальных классов в Малостаниченскую основную школу. Могла ли тогда думать, что навсегда останусь в этой профессии? И вот моя первая линейка, мои малыши. Справлюсь ли, сумею? На меня, девятнадцатилетнюю, смотрят глаза детей: кто - то с интересом, кто - то с хитринкой, кто - то с удивлением. Те малыши и сейчас перед моими глазами. Первые слёзы, ошибки, разговоры, споры, походы. Наверное, если бы не эти дети - такие славные, наивные, добрые, душевные, в общем разные, если бы не дружный, творческий педагогический коллектив школы, - я не стала бы, наверное, учителем.
И вот я - учитель, 25 лет педагогического стажа. Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Учитель просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества. Очень важным является развитие творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества позволяет ему воспитывать творческую личность ребёнка. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять. Внешне наша работа кажется будничной: бесконечные тетради, журнал, программы, уроки. А по сути своей она радостна и даёт большую отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит и себя тоже. Самая большая награда для меня за мой труд - это горящие, понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Надо только найти время, чтобы каждого из них выслушать и понять.
Работать учителем - значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем - не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели в результаты. Каждый день я маленькими шажками иду к этому. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. Важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребёнку очень сложно двигаться к успеху. При проектировании своей деятельности я использую потенциал отметки так, чтобы она выполняла не только контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней в школе "выращиваю" у детей умение контроля и оценки для постановки будущих задач.
А какой я учитель?.. Думая о своей будущей профессии, никогда не представляла себя строгой учительницей, грозно топающей по классу, с указкой в руке. Я по натуре жизнерадостная, люблю, когда все вокруг настроены оптимистично. На уроках стараюсь часто улыбаться, потому что верю в силу улыбки. Я сторонница дисциплины на уроке.
Я стремлюсь создать такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы узнать, открыть что - то, и они добивались бы этого. Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. При этом под компетенцией предлагаю понимать не просто сумму знаний, умений, навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю на уроках динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, должна помочь становлению инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни. Ученик не должен получать знания в "готовом виде", с помощью грамотно организованной работы учителя, ребёнок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребёнка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Сама себе задаю вопрос "Счастлива ли я?.." Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня является выбранная профессия.
Я - счастливый человек. Занимаюсь интересным делом, тем, что мне нравится, любимым делом. Я - счастливый человек. Имею возможность общаться с детьми необыкновенными и непосредственными. Я - счастливый человек, так как могу оказывать помощь и моя помощь принимается. Я - счастливый человек, поэтому иду по жизни с улыбкой, поэтому живу.
Иванова Анна Юрьевна