"Я вращаю Землю..." Владимир Высоцкий
«Шар земной я вращаю…»
Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат в десятке фильмов — «Короткие встречи», «Вертикаль», «Я родом из детства». После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с Высоцким пришла проститься вся Москва. Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат в десятке фильмов — «Короткие встречи», «Вертикаль», «Я родом из детства». После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с Высоцким пришла проститься вся Москва.
Прощание с артистом
Правее входа на Ваганьково Правее входа на Ваганьково могила вырыта вакантная Покрыла Гамлета таганского землей есенинской лопата. Ты жил, играл и пел с усмешкою, любовь российская и рана Ты в черной рамке не уместишься. Тесны тебе людские рамки. С какою страшной перегрузкой ты пел Хлопушу и Шекспира — ты говорил о нашем, русском, так, что щемило и щепило! Андрей Вознесенский «Памяти Владимира Высоцкого»
Я совсем не был с ним знаком, но о друге мечтал таком, Что меня не продаст тайком, хоть его жги огнем. У дороги цветком таким, он назло многим рос-таки, Вы, вокальных дел мастаки, не споете о нем. Я совсем не был с ним знаком, но о друге мечтал таком, Что меня не продаст тайком, хоть его жги огнем. У дороги цветком таким, он назло многим рос-таки, Вы, вокальных дел мастаки, не споете о нем. Совпадая с фамилией, наказуя и милуя, Вверх стремился он с силою, что не выразить мне. Но, как ведется в святой Руси, сколь поэта не возноси, Его высь иже в небеси, ну а тело в земле. Пусть он связки пересмыкал, пусть не всяк его стих смекал, Но зато он не пресмыкался, как многие тут. И когда в зале смех стихал, начиналася мистика Его песенного стиха. То был каторжный труд. Он из самых последних жил не для славы и пел и жил, Среди общей словестной лжи он себя сохранил. И на круче без удержи все накручивал виражи, Видно, мало нас учит жизнь – тот убит, кто раним. Александр Градский
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. В школе Владимир Высоцкий увлекся литературой. В 1953 году Высоцкий сочинил свое первое стихотворение-посвящение Иосифу Сталину «Моя клятва». Параллельно с учебой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спектакли.
У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона — все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Высоцкий не походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством он осваивал игру на гитаре.
Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. В студенчестве Высоцкий играл в спектаклях «Иванов», «Ведьма», «Свадьба» по произведениям А. Чехова. В 1960 году Высоцкий получил диплом «актера драмы и кино» в Школе-студии МХАТ. Выпускник попал по распределению в Московский драматический театр имени А. Пушкина. Но хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей.
«Я однажды услышал магнитофон, услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат (Окуджава). И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, — и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже работать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль — под какую-то ритмическую основу». Владимир Высоцкий
Высоцкий на концерте
Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где и прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная из них — Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». В этой постановке Высоцкий играл без сценического грима, а все возрастные и душевные изменения ученого передавал актерски. Затем артист исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина. Здесь же он воплощает образ Гамлета в трагедии У. Шекспира. Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где и прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная из них — Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». В этой постановке Высоцкий играл без сценического грима, а все возрастные и душевные изменения ученого передавал актерски. Затем артист исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина. Здесь же он воплощает образ Гамлета в трагедии У. Шекспира.
Высоцкий в роли Гамлета
Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет» , в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Продолжил Владимир Высоцкий писать и на военную тему — в этот период появились «Чёрные бушлаты», «Мы вращаем землю», «Тот, который не стрелял». В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства», «В младенчестве нас матери пугали», «Баллада и детстве». Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет» , в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Продолжил Владимир Высоцкий писать и на военную тему — в этот период появились «Чёрные бушлаты», «Мы вращаем землю», «Тот, который не стрелял». В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства», «В младенчестве нас матери пугали», «Баллада и детстве».
После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги». Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнял свои песни. Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге» и другие. После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги». Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнял свои песни. Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге» и другие.
В 1970-х годах у Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них — зоолог Николай фон Корен из фильма «Плохой хороший человек». В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем Высоцкого в кино стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий»
«Служили два товарища»
«Плохой хороший человек»
«Маленькие трагедии»
«Место встречи изменить нельзя»
«Вертикаль»
«Стряпуха»
«Хозяин тайги»
«Пугачёв»