Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

0
0
Материал опубликован 5 February


 


 


 


 


 


 


 


 

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Использование здоровьесберегающих технологий в государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду


 


 


 


 


 


 


 


 

Запорощенко Оксана Борисовна -
инструктор по физической культуре


 


 

«Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить от болезней. Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни» - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.

В настоящее время всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Среди людей существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Медицина не в состоянии одна справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встаёт вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Начинать это следует с детского возраста.
Основная работа в данном направлении ложится на плечи педагогов школ и дошкольных учреждений. Педагоги должны понимать принципы здоровье сберегающих технологий и быть готовыми реализовывать их в образовательном процессе.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и воздействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, так как включают в себя целый комплекс учебно - воспитательных технологий.

В своей работе коллектив детского сада использует следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
Стрейчинг. Проводим с детьми для профилактики вялой осанки и плоскостопия.
Ритмопластика. Используем для того, чтобы помочь детям овладеть разнообразными двигательными навыками и умениями.
Динамические паузы, переменки. Проводим в качестве профилактики утомления во время совместной деятельности с детьми и при смене видов деятельности с малой подвижностью.
Подвижные и спортивные игры. Используем постоянно. Так как такие игры стимулируют желание детей заниматься двигательной деятельностью, помогают освоить и закрепить основные движения на занятиях, на прогулках, в других режимных процессах.
Релаксация. Используем, чтобы помочь детям гармонизировать свои эмоции.
Гимнастика пальчиковая. Используем для развития мелкой моторики рук, которая благоприятно влияет на развитие речи, готовит руку ребенка к письму. Особенно популярна пальчиковая гимнастика у педагогов групп раннего возраста.
Самомассаж. Даем детям элементарные знания о том, как помочь своему организму (массаж для профилактики простудных заболеваний и др.)
Сказкотерапия. Используем для психологической терапевтической и развивающей работы.
Гимнастика ортопедическая. Проводится с детьми медсестрой ЛФК (в виде системы упражнений), руководителем физического воспитания (в виде отдельных упражнений) и воспитателями групп во время утренней гимнастики для профилактики болезней опорного свода стопы.
Гимнастика для глаз. Проводится воспитателями для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз, особенно при работе на компьютерах.
Гимнастика дыхательная. Используем для укрепления дыхательной системы, для формирования навыков правильного дыхания.

Создать в детском саду условия для реализации здоровьесберегающих технологий – большой труд всего педагогического коллектива. Понимая важность данного вопроса, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей. Наряду с лечебно – оздоровительными мероприятиями, закаливанием, фитотерапией, витаминотерапией, организацией рационального питания, наше дошкольное учреждение стало внедрять технологии валеологического развития.

Валеология – наука о здоровом человеке. Основой ее является принцип- человек должен познавать и творить себя, научиться бережно относиться к своему здоровью. Система валеологической деятельности педагогического коллектива в детском саду (см. Л.Г. Татарникова, Л.В. Андреева «Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном учреждении») складывается из трех направлений: валеологического сопровождения ребенка - создания «безвредных» для здоровья ребенка условий существования в ДОУ; валеологического образования - валеологическое обучение и валеологическое образование ребенка во всех видах деятельности; валеологического развития - гармонизация ребенка и формирование его индивидуального здоровья, это самодеятельность ребенка, организованная с помощью педагога и определяющая самопознание, самооценку, самореализацию и как результат – саморегуляцию. Работа по валеологическому сопровождению и валеологическому образованию велась в детском саду. Но валеологическому развитию уделялось недостаточно внимания, особенно в двигательной деятельности, поэтому мы решили разработать физкультурно-оздоровительный цикл для того, чтобы познакомить детей со своим организмом и сформировать у них привычку заботиться о своем здоровье, совершенствовать навыки ухода за своим телом, научить самостоятельно принимать решения по защите своего организма, т. е. объединив здоровьесберегающие технологии, описанные выше, мы разработали цикл физкультурно-валеологических занятий
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». Эти занятия направлены на то, чтобы сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

При составлении физкультурно-оздоровительного цикла руководствовались принципами:
наглядности (показ физических упражнений, образный рассказ, использование наглядных пособий),

доступности (обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учет степени подготовленности детей),

закрепления навыков выполнения упражнений (обучение самостоятельному выполнению упражнений вне занятий).

Реализация физкультурно-валеологического цикла осуществляется через интегрированные занятия, которые проводятся один раз в месяц. На этих занятиях познавательные задачи в комплексе решаются с двигательными упражнениями. Используемый набор методов и приемов позволяет не только активно усвоить знания о своем организме, но и дает возможность корректировать свое физическое здоровье.

Занятия физкультурно-валеологического цикла строятся таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в двигательной деятельности, дать им почувствовать радость и удовлетворение от способности управлять своим телом.

На занятиях используется музыкальное сопровождение, что помогает сделать физическую деятельность эффективной, увлекательной, поднять настроение детей и, зачастую, помочь им усвоить движения. Музыка придает движениям выразительность, точность, благоприятствует улучшению осанки. Нередко используются музыкально - ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию и эмоциональное настроение детей. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём.

Здоровый образ жизни не складывается сам по себе. Детей нужно научить этому, поэтому очень важен обучающий аспект. Важно развивать не только двигательные качества, но и пополнять знания детей о пользе гигиенических процедур для здоровья, о значении режима дня, о поведении в быту и на улице - приобщать детей к нормам здорового образа жизни. Предлагаемые занятия проходят исключительно в игровой форме. Их цель: оздоравливать, воспитывать, развивать, обучать в игре.
Детям предлагается попасть в страну
Здоровячков. Путешествие будет долгим (в течение всего цикла занятий), по дороге дети знакомятся с Докторами: Доктор Тело, Доктор Красивая Осанка, Доктор Глаз и Доктор Ухо, Доктор Упражнение, Доктор Кислород - подружившись с ними, дети попадают в страну Здоровячков! Конечная задача этого цикла - выработка у выпускников детского сада осознания значимости здорового образа жизни и умения выбирать соответствующие средства для его достижения. С этой целью мы знакомим детей на элементарном уровне с физическими и психическими процессами, которые происходят в организме человека во время его движения. Получив определённую информацию о самих себе, дети легче саморегулируют своё поведение в дальнейшем, учатся самостоятельно следить за своим здоровьем, получают знания о простейших приемах сапмовыздоровления (точечный массаж, закаливание)
Начинать занятия физкультурно - валеологического цикла лучше всего со старшего дошкольного возраста. К пяти годам у ребёнка формируется наглядно - образное мышление и ребёнок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Также, в этом возрасте дети уже сами могут анализировать полезность и важность приобретённых знаний и умений.

В начале и в конце года проводится диагностика уровня усвоения детьми знаний о человеке и здоровом образе жизни. Диагностика разработана инструктором по физической культуре совместно с мед. персоналом и утверждена на педагогическом совете. В диагностику включены не только вопросы знания детьми своего организма, но и практические вопросы- как беречь ноги, как дышать во время бега и т. д. С помощью диагностики было выявлено: на начало года дети показывают средний уровень знания о своем организме, полученные от воспитателей групп ( 60%), но практических навыков у них недостаточно (25%)
Итоги диагностики в конце года показывают эффективность проводимой работы: знания детей об особенностях функционирования организма и здоровом образе жизни - 87% высокий уровень, 13% средний уровень; приобрели практические навыки - 70% высокий уровень, 30% средний уровень. Кроме того, в ходе режимных процессов воспитатели отмечают, что дети используют полученные знания самостоятельно, зачастую напоминают друг другу о необходимости выполнения правил здорового образа жизни. Считаем, что это главный результат нашей работы.

Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Работа эта предполагает системное и планомерное взаимодействие родителей, детей, воспитателей и специалистов. Современные родители, в силу своей занятости, почти полностью перепоручили воспитание своих детей дошкольному учреждению. Однако постоянно они контролируют, в основном, вопросы интеллектуального воспитания, в то время как проблемами физического воспитания, как правило, не интересуются. Научить каждого ребёнка бережно относиться к своему здоровью, сформировать потребность в здоровом образе жизни можно только в том случае, если цели и задачи хорошо понятны не только педагогам, но и родителям. Поэтому все мероприятия, направленные на формировании положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываются комплексы коррекционно - оздоровительной гимнастики для занятий в домашних условиях, памятки - рекомендации с консультациями по оздоровлению детей, по здоровому образу жизни семьи.
Пропаганда валеологических занятий среди родителей направлена на то, чтобы они старались больше внимания уделять своему
здоровью и здоровью своих детей: заниматься с ними физкультурой, выполнять элементарные самомассажи, записывать детей в спортивные секции или хореографические кружки.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Дик Н. Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников. – М.: Русское слово, 2007.

Муллаева Н. Б. конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс. 2006.

Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М., Ставрополь: Илекса, Народное образование, Сервис школа, 2006.

Сизова Н. В. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

Татарникова Л. Г., Андреева Л. В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. – СПб.: СПб ГУПМ. 2000.

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.