Проект «Я – человек»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР- детский сад №137»г.Перми
Проект
«Я – человек»
Автор: Колесникова Т.В.,
учитель-дефектолог
Пермь,2019
Вид проекта: познавательный, групповой.
Время реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.
Возраст участников: дети дошкольного возраста (6-7лет)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? Это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может.
Главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес.
Таким образом, тема самопознания является актуальной для изучения детьми дошкольного возраста.
Цели проекта:
1. Пробуждать у детей интерес к изучению своего тела.
2. Формировать у детей основы гигиенической культуры.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Отрабатывать лексические понятия по теме человек;
уточнять и активизировать словарь (слова, обозначающие действия предметов);
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно - развивающие:
развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, общую моторику.
Коррекционно- воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к своему телу.
Предварительная работа:
- Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта.
- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма.
- Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.
- Дать элементарные представления о значении органов чувств.
- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности.
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному
• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
• интеграция проекта в разные виды деятельности
Методы и приемы работы с детьми:
- наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдение)
- словесные (разъясняющие объяснения, указания, пояснение, вопросы, словесная оценка результатов, анализ)
- практические, игровые (упражнения, дидактические игры, конструирование, экспериментирование)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап – информационно-аналитическое, методическое обеспечение проекта.
Задача: Сбор и анализ информации, оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
1. Подбор и изучение литературы.
2.Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
3. Определение форм организации.
4. Подбор и систематизация игр, игровых упражнений, опытов и экспериментов, литературного материала, конспектов, презентаций, мультфильмов согласно задачам.
II этап – работа с детьми.
Задачи:
1. Формирование у детей представления о человеке, человеческом организме и его возможностях.
1. Мотивация желания сохранять свое здоровье.
2. Развитие таких качеств, как: самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, неуверенности в себе.
3. Реализация цикла игр – занятий.
4. Создание условий для творческой деятельности детей и самостоятельной работы (при необходимости оказание помощи)
5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений.
6. Создание условий, при которых дети самостоятельно делают выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов.
III этап – работа с родителями.
Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.
1. Подготовка консультативного материала для родителей.
2. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• У детей сформированы представления о человеческом организме и его возможностях.
• Умеют различить понятия «части тела», «орган».
• Приобретены простейшие представления о мероприятиях по сохранению здоровья.
• Родители заинтересованы данной проблемой, у них сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Реализация проекта
1этап. Подборка иллюстраций, создание тематического альбома, дидактических игр.
2 этап.
Беседы
«Я и мое тело», «Вот я какой», «Мои ручки», «Мои ножки», «Я – девочка, я - мальчик».
Экспериментирование
Для чего нужен нос? Результаты оформляются в виде зарисовок в альбом.
Что могут делать глаза? Фиксирование результатов.
Рот? А нужен ли? Зарисовывание результатов.
«Как передаются микробы от человека к человеку»
«Как микробы боятся мыла»
Чтение художественной литературы.
Чуковский «Мойдодыр» ; Агния и Павел Барто «Девочка чумазая».
Чтение К. И. Чуковский "Доктор Айболит", С. Михалков "Прививка", С. Баруздин "Руки", М. Лазарев "Знай своё тело".
Рассматривание энциклопедий.
Просмотр презентаций
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»
«Составь фигуру девочки (мальчика)»
«Подбери одежду»
«Кто больше знает о себе».
Сюжетно - ролевые игры
«Аптека», «Больница», «Скорая помощь».
Массаж спины, пальчиков, биологически активных точек.
3 этап. Работа с родителями:
- консультация для родителей «Иммунитет и способы его укрепления»;
- информация для родителей: «Зарядка для глаз», «Игры на формирование правильной осанки».