12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лазукова Вера Васильевна127
работаю учителем в начальной школе, люблю свою работу
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Согласовано Утверждаю

на заседании Методического директор МАОУ «СОШ№24»

Объединения ________/Котельникова И.Н.

________/руководитель Киселева Е.Н приказ №_______

протокол № _____________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Я - МАЛЕНЬКИЙ ПЕРМЯК

духовно – нравственное направление

возраст 6 – 11 лет

срок реализации программы 4 года

 

Составила: Лазукова Вера Васильевна,

учитель начальных классов

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Я - маленький Пермяк» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. 
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Возраст детей: : 6 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года

1 класс – 66 часов (2 часа в неделю),

2 класс – 68 часов (2 часа в неделю),

3 класс – 68 часов (2 часа в неделю),

4 класс – 68 часов (2 часа в неделю)


Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся; пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;  воспитание любви к природе родного края; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков; 

Задачи программы: 

образовательные 
формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; 
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 

закрепление этих знаний на практике. 

воспитательные 
формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 
воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 
умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. 
развивающие 
способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.) 
 развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения; 
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; 

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию; 

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ; 

деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно; 

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления; 

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления; 

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ. 
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викториныэкскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты. Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

В программах для каждого класса прослеживается: 

преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне. 

теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. 

умение создавать  из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала художественные изделия, панно, картины. 

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. 

Содержание программы 
Первый год обучения.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.

Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.

При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике. Знакомятся с историей микрорайона, с его достопримечательностями, природой. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.

     

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

Анализировать:   ориентироваться в тексте).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

1 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
Примерное тематическое планирование на 1 год обучения.

Раздел

часы

Тема

 

Введение в курс программы «Я - маленький пермяк»

2

Что будем изучать?

1

Я – маленький пермяк.

1

Моя школа

5

Экскурсия по территории школы.

1

Что растет на клумбе?

1

Из истории школы.

1

Мой класс.

1

С днем рождения, мой класс!

1

Моя семья

8

Я и моё имя.

1

Родословная семьи.

2

Традиции моей семьи.

1

Наша дружная семья.

1

Выставка семейных поделок.

1

Такие разные профессии.

1

Профессии в моей семье.

1

Мой дом

5

Мой дом.

1

Безопасный и короткий путь домой.

1

Название моей улицы.

1

Мои четвероногие друзья.

1

Что растет на грядке?

1

Я и мои друзья

5

О дружбе и товариществе.

1

Мы все разные.

1

В гости к Этикету.

2

Праздник друзей.

1

Микрорайон Гайва

4

Обзорная экскурсия по Гайве.

1

История микрорайона Гайва. Достопримечательности.

1

Природа моего микрорайона. Экскурсия.

2

Мой город

24

Обзорная экскурсия по городу.

1

Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.

2

Достопримечательности Перми.

1

Музеи.

1

Экскурсия в Краеведческий музей.

1

Театры. Афиша.

2

Посещение ТЮЗа.

1

Посещение театра оперы и балета.

1

Цирк.

1

Экскурсия в музей цирка.

1

Знаменитые люди нашего города.

1

Пермские детские писатели.

5

Посещение библиотеки им. Н.Островского.

1

День Победы.

1

Памятники Великой Отечественной войны.

1

Встреча с ветеранами.

1

Зеленый наряд Перми.

1

Сохраним нашу природу.

1

Пермский край

11

История возникновения Пермского края.

1

Основные города Пермского края.

1

Достопримечательности нашего края.

1

Экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру.

1

Народы, населяющие наш край.

1

Наши соседи.

1

Карта Пермского края.

1

Природа нашего края.

1

Растения.

1

Животные.

1

Охранять природу – значит охранять родину.

1

Обобщение

2

Повторение и обобщение по программе «Маленький пермяк»

1

Праздник «Я – маленький пермяк»

1

Итого

66

 

66


Результатами изучения первого года обучения курса краеведения являются умения:

объяснять, что такое краеведение, что оно изучает; называть государственных символах Перми и Пермского края; 

ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край; 

называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей; 

рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных; 

охранять природу родного микрорайона; 

наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края; 

соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения; 

выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; 

добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; 

ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; 

анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; 

создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно; 

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых. 

 

На втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.

 

Примерное календарно – тематическое планирование

68 часов

2 часа в неделю

 

Тема

Часы

1.

Я и земля Пермская.

1

2.

Край, богатый лесами.

1

3.

Растительный мир края.

1

4.

Деревья и кустарники города. Экскурсия

1

5.

Моё любимое дерево.

1

6.

Пригородные пермские леса.

1

7.

Народная мудрость гласит.

1

8.

Начало города. От Брюхановки до Егошихи.

1

9.

Губернский город Пермь.

1

10.

Улица Сибирская.

1

11.

Улица Покровская. (улица Ленина)

1

12.

Пермь – главный город Прикамья.

1

13.

Музей Перми.

1

14.

Краеведческий музей.

1

15.

Художественная галерея.

1

16.

Экскурсия в музей.

1

17.

Театры Перми.

1

18.

Театр кукол.

1

19.

Театр юного зрителя.

1

20.

Театр оперы и балета.

1

21.

Поездка в театр.

1

22.

Написание отзыва о спектакле.

1

23.

Цирк.

1

24.

Моя малая Родина.

1

25.

День рождения Орджоникидзевского района.

1

26.

Я живу на Гайве.

1

27.

Их именами названы улицы Гайвы.

1

28.

Пройду по улицам знакомым. Экскурсия.

1

29.

Промышленный наш район.

1

30.

Завод «Камский кабель».

1

31.

Наши родители и их профессии.

1

32.

Завод «Гидростальконструкции»

1

33.

Изоляторный завод.

1

34.

Камская ГЭС.

1

35.

Я и моя школа.

1

36.

Школы Гайвы.

1

37.

Гайва культурная. Дворец им А.П.Чехова.

1

38.

Детский центр досуга и творчества «Родина».

1

39.

Главная библиотека Перми.

1

40.

Библиотека им. Н.Островского.

1

41.

Экскурсия в библиотеку.

1

42.

Гайва спортивная.

1

43.

Детский спортивный комплекс «Фаворит»

1

44.

Стадион.

1

45.

Любимое место отдыха – парк им. А.П.Чехова.

1

46.

Памяти павших. Стела.

1

47.

Литературное Прикамье.

1

48.

Сказки Прикамья. «Сила великая»

1

49.

Владимир Воробьев. «Как кот Васька в третий класс перешёл»

1

50.

Владимир Воробьёв «Капризка – вождь ничевоков»

1

51.

Лев Давыдычев «Мой знакомый воробей»

1

52.

Лев Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова второклассника и второгодника»

1

53.

Лев Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова второклассника и второгодника»

1

54.

Лев Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова второклассника и второгодника»

1

55.

Поездка в театр

1

56.

27 мая Всероссийский день библиотек.

1

57.

Хвойный мир Прикамья. Слово о лесе.

1

58.

Хвойные леса Прикамья на полотнах русских художников.

1

59.

Лиственный мир Прикамья.

1

60.

Написание сочинения о дереве.

1

61.

Иллюстрирование творческих работ. Составление книги о деревьях пермского леса.

1

62.

Животный мир наших лесов. Крупные звери.

1

63.

Средние звери Прикамья.

1

64.

В царстве эльфов. Мелкие животные.

1

65.

Охрана животных и растений. Заповедники.

1

66.

Герои-пермяки

1

67.

Трудовой подвиг пермяков в годы войны.

1

68.

Итоговое занятие.

1

 

 

На третьем курсе обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Вов и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.

 

Темы

часы

Дата

1.

Наш край. Знакомьтесь: Пермская земля.

1

 

2.

Географическое название рассказывает.

1

 

3.

Символ земли Пермской

1

 

4.

Герб и гимн земли Пермской

1

 

5.

Многоликая природа

1

 

6.

Леса Пермского края

1

 

7.

Животные – кочевники

1

 

8.

Лесная попрыгунья

1

 

9.

Птица – морж

1

 

10.

Грибные изобилия

1

 

11.

Растения леса. Текст о растениях

1

 

12.

Заповедные места Прикамья.

1

 

13.

Геологическая летопись Прикамья. Это было недавно, это было давно.

1

 

14.

Кунгурская ледяная пещера. Подземные лабиринты

1

 

15.

Кладбище пермских ящеров.

1

 

16.

Уральские горы

1

 

17.

Подарки Нептуна и Хозяйки Медной горы.

1

 

18.

Пермская соль. Текст о месторождении соли

1

 

19.

Чёрное золото Прикамья. Старейшие скважины.

1

 

20.

Пермское золото и алмазы. Знаете ли вы, что…

1

 

21.

Основные климатические характеристики. Текст о временах года

1

 

22.

Пермь – главный город Прикамья

1

 

23.

Центр культуры. Краевой центр Прикамья

1

 

24.

Прикамье – водный край

1

 

25.

Голубые дороги края.

1

 

26.

Кама – река пермская.

1

 

27.

Кама промышленная.

1

 

28.

Река Чусовая

1

 

29.

Родники моей родины. Творческая работа

1

 

30.

Народная мудрость гласит…

1

 

31.

Зеркало окружающей среды. Почвы.

1

 

32.

Освоение Прикамья.

1

 

33.

Первые люди Прикамья.

1

 

34.

Коренное население Прикамья

1

 

35.

Народы Прикамья – одна семья.

1

 

36.

Русские. Русский фольклор.

1

 

37.

Русские сказки и легенды Прикамья.

1

 

38.

Татары и башкиры.

1

 

39.

Фольклор татар и башкир.

1

 

40.

Коми-пермяки.

1

 

41.

Фольклор коми-пермяцкого народа.

1

 

42.

Сказки и легенды коми-пермяцкого народа.

1

 

43.

Практическая работа. Роспись рукавичек, используя коми-пермяцкие орнаменты

1

 

44.

Путешествие по родному Прикамью. На запад.

1

 

45.

Стольный город Кунгур.

1

 

46.

Верхнекамье.

1

 

47.

На север, в Верхнекамск

1

 

48.

По Горнозаводской дороге.

1

 

49.

На юге края

1

 

50.

Становление культуры

1

 

51.

Художественные ценности края. Пермский звериный стиль

1

 

52.

Представления о «добром» мире. Пермская роспись по дереву.

1

 
 

53.

Деревянная архитектура Прикамья.

1

 

54 55.

Экскурсия в музей деревянного зодчества в Хохловке.

1

 

56.

Главная библиотека Перми, библиотека , библиотека Островского

1

 

57.

Цирк

1

 

58.

Театр оперы и балета

1

 

59.

Художественные ценности края. Каменные сказы.

1

 

60.

Замечательные люди Прикамья. Наши славные земляки.

1

 

61.

Иван Свиязев.

1

 

62.

Александр и Фёдор Теплоуховы.

1

 

63.

Алексей Раменский.

1

 

64.

Сергей Дягилев.

1

 

65.

Солдатские судьбы. Александр Покрышкин.

1

 

66.

Пермские поэты о войне. Николай Домовитов, Владимир Радкевич и др.

1

 

67.

Военные повести Олега Селянкина.

1

 

68.

Итоговое занятие. Что узнали, чему научились.

1

 
 

 

 

На четвертом курсе обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. А.П.Гайдара. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле. 
 

Тема

 

1

Наш край. Знакомьтесь: Пермская земля

 

2

Географическое название рассказывает

 

3

Пермский край: расположение и границы

 

4

Символ земли Пермской

 

5

Герб и гимн земли Пермской

 

6

Многоликая природа

 

7

Леса Пермского края

 

8

Растения леса

 

9

Заповедные места Прикамья

 

10

Творческие работы

 

11

Географическая летопись Прикамья. Это было недавно, это было давно.

 

12

Кунгурская ледяная пещера

 

13

Подземные лабиринты. Кладбище пермских ящеров

 

14

Подарки Нептуна и Хозяйки Медной горы

 

15

Уральские горы

 

16

Чёрное золото Прикамья

 

17

Пермская соль

 

18

Пермское золото и алмазы

 

19

Основные климатические характеристики

 

20

Пермь – главный город Прикамья

 

21

Центр культуры

 

22

Краевые центры Прикамья

 

23

Голубые дороги края

 

24

Кама – река пермская

 

25

Кама промышленная

 

26

Родники моей родины

 

27

Защита проектов

 

28

Река Чусовая

 

29

Река Гайва

 

30

Зеркало окружающей среды. Почвы

 

31

Освоение Прикамья

 

32

Первые люди Прикамья

 

33

Коренное население

 

34

Язычество и христианство

 

35

Народы Прикамья – одна семья

 

36

Русские

 

37

Русский фольклор

 

38

Русские сказки и легенды Прикамья

 

39

Главная библиотека Перми

 

40

Библиотека на Гайве

 

41.

Татры и башкиры

 

42.

Фольклор татар и башкир

 

43.

Фольклор татар и башкир

 

44.

Коми – пермяки

 

45.

Фольклор коми – пермяцкого народа

 

46.

Практическая работа. Роспись рукавичек, используя коми – пермяцкие мотивы

 

47.

Путешествие по родному Прикамью. На юг

 

48.

Верхнекамье

 

49.

Стольный город Кунгур

 

50.

По горнозаводской дороге

 

51.

Практическое занятие. Заочное путешествие по карте

 

52.

Становление культуры

 

53.

Художественные ценности края. Пермский звериный стиль

 

54

Экскурсия в музей

 

55.

Представление о добром мире. Пермская роспись по дереву

 

56.

Деревянная архитектура Прикамья

 

57.

Экскурсия в музей деревянного зодчества в Хохловке

 

58.

Художественные ценности Прикамья. Каменные сказы

 

59.

Художественные ценности Прикамья. Каменные сказы

 

60.

Замечательные люди Прикамья. Иван Свиязев

 

61.

Сергей Дягилев

 

62.

Александр и Фёдор Теплоуховы

 

63.

Алексей Решетов

 

64.

Пермские поэты о войне. Николай Домовитов

 

65.

Пермские поэты о Родине, детстве, природе

 

66.

Военные повести Олега Селянкина

 

67.

Военные повести Олега Селянкина

 

68.

Итоговое занятие. Что узнали, чему научились

 

Список литературы. 
 

«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. 

Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003 

Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996 

Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999 

Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001

Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001 

Л.А.Боровская, Н.С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь. ПГП, 2010 

Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002 

Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003 

Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь: Пермский край,2009 

Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь: Книжный мир,2007 

Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003 

Твое Прикамье. Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001 

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Проба пера

    Цель: развитие творческих способностей ребенка

Н аша Гайва.

  Тиунова Елизавета

Наша Гайва просто супер!

Наша Гайва просто класс!

Прогуляйтесь по району

Не забудете вы нас.

Вы КамГЭС наш посетите

Обязательно весной

У фонтана посидите,

Насладитесь красотой.

Вдоль по Репина пройдите,

На ДК наш посмотрите.

Справа – памятник героям

Стела со звездой стоит,

Ну, а парк наш обновленный,

Фонарями освещенный,

В стиле чеховских рассказов,

Да с «изюминкой» семи мостов

Не оставит равнодушным

Он на свете никого.

Чудо из чудес.

Артём Захаров

Наша Гайва начиналась

С чуда из чудес.

Между берегами

Протянулась ГЭС.

Начались постройки

Школ, домов, садов,

Люди приезжали

С разных городов.

Шли недели, годы,

Был построен он-

Наш неповторимый,

Наш микрорайон

***

Е. Шаклеина

Мы на Гайве родились,

Мы на Гайве выросли.

Свежий воздух здесь так чист,

Что даже легче дышытся.

А природа здесь, на Гайве,

Так богата красотой,

Наслаждаясь – отдыхаешь,

Наша Гайва – дом родной

  • Викторины

Цель: систематизация знаний о родном крае

      1. Города Пермского края

Столица Урала (г.Екатеринбург)

Основатель г.Перми (В.Татищев)

Самый популярный товар, его называли «белое золото». Назовите города, где добывали это «золото» (Усолье, Соликамск)

Этот город знаменит своим природным памятником (Кунгур)

      1. Знаменитые люди

Автор знаменитого произведения о второгоднике и второкласснике Иване Семенове. (Давыдычев Л.)

Меценат, в доме которого находится Пермский краеведческий музей? (Мешков Н.)

Фамилию какого героя, носит улица микрорайона (генерал Карбышев А.)

Изобретатель радио. (Попов А.)

Его знают, как изобретателя сварки, несмотря на его другие заслуги (Славянов Н.)

      1. Музеи

1.Знаменитфй музей под открытым небом (архитектурно-этнографический музей Хохловка)

2. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)

3. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)

4. Музей, расположенный на самой высокой точке г. Перми, на горе Вышка. (Музей-диорама в Мотовилихе)


 

  • Театры

1.Театр, который в годы войны, принял эвакуированный театр из Ленинграда. (Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского)

2. В этот театр приходят самые маленькие зрители (кукольный театр)

3. Театр, который располагается в двухэтажном особняке, построенном в конце XIX века меценаткой Е. И. Любимовой, памятник архитектуры регионального значения (ТЮЗ)

      1. Полезные ископаемые

  1. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

    Какие полезные ископаемые называют «чёрным» и «белым» золотом (нефть и соль)

    Её называют «соль плодородия». Что это? (калийные соли)

    Из какого полезного ископаемого была сделана шкатулка? (малахит)

      1. И т.д.

  • Создание и написание исследовательских работ по темам:

Например, «Здесь берет начало Кама», «Вышивка народов Прикамья» , «Роль моей семьи в истории района», «Уголок земли любимый. Моя малая родина – Гайва», «Особо охраняемые природные территории Перми» , «Экология города. Как дать новую жизнь пластику» и т.д.

  • Создание рисунков, составление кроссвордов и др. работы творческого характера

Цель: создание условий для развития творческого потенциала ребенка

  • Создание комплексных работ (для учителя) , составление задач (для детей)

И другие виды работ

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»




Комментарии (2)

Татьяна Бернгардт, 03.08.17 в 22:18 0 Ответить Пожаловаться
Интересная программа, спасибо! Знаю, что пермяки славятся квестами. Мы "играли" в разновозрастной команде с Вашими известными городскими скульптурами и памятниками. Было интересно, наблюдать как дети 4-5 классов из большого перечня городских памятников выбирали, аргументированно так и эмоционально, тот, который подходил под легенду-описание. Обязательно возьму на заметку, привлекает логичный "выход" на исследовательскую работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.