Ямало-Ненецкий автономный округ. г. Салехард. Административный центр округа.
Ямало-ненецкий автономный округ – далекий северный край, суровый и прекрасный, земля, на которой тесно переплелись традиции коренных народов и достижения современной науки. Облик Ямала неповторим, в нем причудливым образом сочетаются суровость северного климата и доброта местных жителей, скупость полярного солнца и щедрость северной природы, бесконечная белизна зимних дней и фантастические краски осени. Ямал всегда притягивал путешественников и ученых своей уникальностью, природными и культурными богатствами, чистым воздухом и первозданностью природы.
Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа Ханты  Ненцы Коми Селькупы Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство... Северные коми были оленеводами, охотниками и рыбаками, южные коми занимались охотой и рыбалкой... Северные селькупы занимались оленеводством, южные умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, выращивали зерно и табак... Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей.
С 18 века к традиционным занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.
Оседлые ненцы жили в домах в поселках. Дома ненцев отличались от домов русских немного меньшим размером и отсутствием двора с хозяйственными постройками. Кочевые ненцы жили в чумах – разборных шестовых жилищах. Для постройки чума используют 25-50 длинных еловых шестов, расставленных по кругу под углом к центру и скрепленных между собой концами. Летом в качестве покрытия чума использовали бересту или оленьи шкуры в один слой (сейчас используют брезент), зимой чум покрывают двойным слоем оленьих шкур. Оленье стадо выпасали несколькими родственными семьями, поэтому стойбище состояло из нескольких таких чумов.
Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера. • Пошив национальной одежды, обуви народов. • Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога. • Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные). • Резьба по дереву. • Художественная обработка бересты.
Памятник Мамонту Памятник комару
«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ НАРОДОВ СЕВЕРА». Вороний день Черный ворон - мудрая и гордая птица. Живет эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды. На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов - обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника - обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний бога Торума. Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения - горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
Проводы Лебедя Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя, произносят: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!
Медвежий праздник Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Северное сияние. (Чудо природы.)
Варенцова Вера Анатольевна
Бойко Светлана Владимировна