Современные подходы в математической подготовке выпускника Донецкой Народной Республики
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Лапко Ирина Валентиновна,
учитель математики
МОУ «Школа № 80 г. Донецка»
Важнейшими качествами жизни сегодня для решения стратегических задач становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться всю жизнь. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить задачи и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Государственный образовательный стандарт Донецкой Народной Республики ориентирован на формирование портрета выпускника школы, обладающего определенными личностными характеристиками. Это выпускник:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,
гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной
Республики, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе
Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и
творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего
мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-
исследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий
закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй,
обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение
всей своей жизни.
Формированию таких личностных качеств, способствует в значительной мере и математическое образование. Математика занимает важное место в науке, культуре и общественной жизни, играет ведущую роль в естественнонаучных исследованиях, широко используется в инженерии, экономике, медицине, во многих гуманитарных сферах. Изучение математики развивает способности человека к логическому мышлению, познанию мира, способствует всестороннему развитию личности, формированию логического, пространственного, алгоритмического и других типов мышления, навыков умственного труда, научного мировоззрения, влияет на обучение другим дисциплинам. Математическое образование имеет большое значение в современном обществе. Без высокого уровня его развития невозможно развитие информационных технологий, прогнозирование природных, техногенных катастроф, моделирование в различных отраслях, повышение уровня квалификации специалистов для наукоемкого и высокотехнологичного производства. Концепция математического образования в Донецкой Народной Республике направлена на совершенствование качества математического образования необходимого каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математическое образование является одним из важнейших факторов развития государства. Поэтому повышение уровня математической образованности обучающихся - одна из важнейших задач школьного образования в Донецкой Народной Республике.
Урочная деятельность на уроках математики формирует современные универсальные учебные действия. Немаловажное значение для подготовки современного выпускника имеет и внеурочная деятельность по математике. Традиционными стали такие виды деятельности:
- всероссийские конкурсы (ежемесячно) и олимпиады (осенняя, зимняя и весенняя) МетаШколы; - республиканский конкурс «Золотой сундучок»; - международные и республиканские конференции; - районные конкурсы и олимпиады; - публикации буклетов, материалов конференций, исследовательских работ; - школьная олимпиада; - школьный конкурс научно – исследовательских работ «Новое поколение»; - школьные декады предметов естественно – математического цикла; - изготовление тематических буклетов; - уроки занимательных задач.
Так, в 2018 – 2019 учебном году 65% моих учащихся стали победителями, призерами и участниками всероссийских конкурсов «МетаШколы». Приняли участие в конкурсах «Золотой сундучок», «Инженерный супермозг», «МиФ», «Банковский интеллект», «За страницами учебников математики», научно – практических конференциях «Маркетинг-дайджест», «Актуальные вопросы мировой экономики», «Молодежь в управлении и экономике». На сайте педагогического сообщества «УРОК. РФ» опубликовано 28 работ учащихся, среди них: 3 эссе, 1 статья, 1 доклад, 1 проектная работа, 3 исследовательские работы, 19 буклетов. Государственную итоговую аттестацию по математике сдавали 7 из 19 учащихся.
Подготовка выпускников начинается не в одиннадцатом классе. Сегодняшние учащиеся 5 – 6 классов активно приобщаются к новым для них видам деятельности. В этом учебном году они приняли участие в районном конкурсе «Мои первые открытия». Такая внеурочная работа способствует развитию интереса к предмету и росту качества математического образования, что положительно влияет на решение главных педагогических задач. И даже, если при продолжении обучения математические предметы не будут изучаться, «математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни».
Спицына Любовь Ивановна
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА