Публикация «Современное образование: теория, методика и практика. Современные подходы к подготовке педагогических кадров в ДОУ»

5
0
Материал опубликован 7 January 2021 в группе

"Современное образование: теория, методика и практика"

Современные подходы к подготовке педагогических кадров в ДОУ.


Аннотация

Рассмотрение актуальности вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров ДОУ на современном этапе , их обучение, модели инновационной подготовки кадров, раскрытие подходов в обучении, Определение педагогических условий, формирование основ педагогического мастерства и ее реализация в условиях педагогической практики в ДОУ, выявление направлений содержания самостоятельной практической деятельности студентов.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, подходы обучения, педагогическая практика.

1. Профессиональная подготовка педагогических кадров.

На современном этапе развития общества система образования и воспитания ДОУ направлена на качественные преобразования , ориентирована на обеспечение педагогического процесса, нацеленного на гармоничное развитие личности ребенка, на отношение к ребенку, как главной ценности педагогического творчества , что предполагает готовность педагога к нестандартному решению воспитательных и образовательных ситуаций, самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессиональных качеств. В условиях обеспечения качественного уровня педагогической деятельности, возрастают требования к профессиональной компетентности педагога, его уровню развития педагогического мастерства. Современный педагог , работающий либо на начальной образовательной ступени развития, либо являющийся вузовским преподавателем, одновременно работает по нескольким направлениям, выполняя определенные функции: обучающую, развивающую, воспитательную, методическую, научную, пропагандистскую. Для их успешной реализации педагогу необходимы определенные знания, умения, навыки , которые проявляются в развитии личностных особенностей, уровня саморазвития и профессионального совершенства.

Воспитатель- это первый учитель в жизни малыша, которому доверяют родители и отдают в его руки. Нет, наверно, ни одного взрослого, кого бы не волновало, как будет чувствовать себя ребенок в детском саду, какие взаимоотношения у него сложатся со всеми участниками образовательного процесса- сверстниками, педагогами, социальными работниками, и самое важное, насколько полезным и радостным станет образовательная деятельность для их чада. Именно от воспитателя в настоящее время во много зависит, будут ли найдены точки для соприкосновения в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения Z- центениалов, родившихся " со смартфонами в руках" ...На каждого педагога возлагается огромная ответственность- оказание помощи ребенку для построения прочного фундамента для знаний, образовательного роста и развития. Это залог успешности ребенка в жизни как творческой личности , его индивидуальности и личностного роста.

На сегодняшний момент формирование творчески мыслящего педагога, способного к самореализации и непрерывному саморазвитию зависит от умений и возможностей использования в своей работе современных образовательных технологий , которые передаются не только традиционным способом, но и эффективными средствами мультимедийных компонентов.

2.Модель инновационной подготовки специалиста ДОУ.

Рассматривая модель инновационной подготовки будущего педагога ДОУ, можно выделить ряд требований, обеспечивающих результативность процесса подготовки педагогических кадров:

формирование профессионально- педагогической компетентности,

развитие духовно- нравственного потенциала будущего специалиста ДОУ, основанного на корнях русской и национальной культуры,

развитие трудовых навыков, осмысленного восприятия их как основ практической деятельности,

развитие творческих и организаторских качеств, способствующих объединению и улучшению микроклимата группы ДОУ для решения учебно- воспитательных задач,

становление личности педагога, профессионально владеющего основными знаниями, умениями и навыками для создания качественного образовательного процесса на основе технологических, экономических, практических методов с использование современных инновационных педагогических технологий.

В общем понимании инновационная подготовка педагогических кадров является системным процессом. Студенты выискивают условия в практической деятельности на базе ДОУ закрепить и углубить свои знания, проводя исследовательские работы познавательного и интеллектуального характера, что позволяет им на основе межпредметных связей расширить масштаб своей практической и творческой деятельности в соответствии с требованиями к профессии "воспитатель ".

3.Основные подходы к профессионально- педагогической подготовке

Систематизация основных подходов к профессионально- педагогической инновационной подготовке:

1.Компетентностный, системный, направленный на передачу знаний, умений, навыков через собственное творческое начало, личное мастерство и профессионализм,

2.Креативный(творческий), позволяющий использовать в образовательном процессе инновационные методы(деловые игры, мастер- классы, экскурсии в рамках образовательных проектов, квесты), технические средства обучения, развивающие интерес студентов к учебно- познавательной деятельности и самостоятельной активности.

4. Педагогические условия инновационной модели

Важным фактором предложенной модели выступают условия:

1.Общепедагогические,способствующие взаимосвязи учебных и педагогических практик для формирования у студентов целостного представления о будущей профессии воспитателя ,

2. Развитие креативности при обучении и методики преподавания, социально- ориентированном при профобучении студентов.

Характер инновационной деятельности будущих педагогов дошкольного образования зависит от уровня профессиональной компетенции и направлен на обеспечение высокой эффективности образовательного процесса. Это осуществляется путем освоения педагогами и применения на практике современных педагогических, информационных технологий, методической осведомленности и разработки содержания профессионального обучения на основе изучения , мониторинга, анализа технологических, технических и практических нововведений, включения педагогов в исследовательскую и творческую образовательную деятельность для дальнейшей реализации своих достижений в процессе профессиональной подготовки, благодаря созданию образовательной среды , обеспечивающей мотивационную сторону обучения в информационной области познания, управления личностно- профессиональным развитием дошкольников( начальный этап профориентации) с помощью разработки индивидуальных образовательных маршрутов на основе объединения образовательной теоретической и практической деятельности педагогов для обеспечения социально- профессиональной адаптации будущего специалиста , владеющего новшествами и технологическими новаторскими взглядами.

5.Основы педагогического мастерства.

Вопросы педагогического мастерства на современном этапе затрагивают процесс формирования всесторонне развитого , здорового, подрастающего поколения, требующего от педагога как глубоких знаний, разнообразных способностей, так и творческого подхода, связанного с новыми педагогическими технологиями и способностями управлять всем педагогическим процессом в постоянно меняющихся условиях. Успех в обучении и воспитании детей в значительной степени зависит от образовательного уровня воспитателя, его культурного облика и профессионального мастерства.

Современный воспитатель должен быть асом своего дела, педагогом- мастером и высококвалифицированным специалистом. Чтобы являться таковым на самом деле, творить и созидать, ему надо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, что позволит педагогу самостоятельно анализировать педагогические явления, творчески мыслить и действовать, находить новые идеи, адекватные логике рассматриваемой ситуации, определять основную педагогическую задачу(проблему) и способы ее оптимального решения. А.С Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Ученики могут простить учителю все, кроме "плохого знания дела". Выше всего они ценят уверенное и четкое знание, искусство, золотые руки, не многословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса. Педагог с точки зрения науки- специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе ее осуществления, вносящий свой индивидуальный вклад в развитие педагогической науки и практики. Он стремится заявить о себе общественности, создать свой профессиональный имидж, позволяющий ему стать успешным и продвинутым по службе

6. Педагогическая практика как форма накопления педмастерства.

Особое значение в формировании инновационной деятельности будущих педагогов ДОУ придается одной из эффективных форм накопления педмастерства, которой является педагогическая практика. В ходе прохождения практики студенты осваивают основные задания по образовательной и воспитательной работе, выполняют задания по психологии, занимаются исследовательской деятельностью, связанной с дипломной темой. Здесь будущие педагоги могут опробовать свои знания и умения, проявить свой творческий потенциал в работе с воспитанниками ДОУ, провести педагогический эксперимент, организовать мастер- класс или занятие по познавательной деятельности. В период практики студенты имеют возможность самоутвердиться в правильности выбора свой будущей профессиональной деятельности. В стенах ДОУ создаются благоприятные условия для реализации своих знаний, для формирования методических умений и развития личных качеств молодого специалиста. Совместная исследовательская деятельность с воспитателем способствует созданию условий для приобретения практических знаний и профессионального роста. Доступными работами для самостоятельного выполнения являются: организация и проведение занятий различных типов с использование информационных технологий, изготовление наглядных пособий( папок, лэпбуков, дидактических игр),разработка и изготовление тематических презентаций, проведение тематических утренников, участие в концертных номерах , разработка творческих проектов и выставок совместно с воспитанниками ДОУ, психологическое сопровождение и анализ образовательной деятельности одного взятого воспитанника( с согласия родителя), совместная творческая деятельность по созданию предметно- развивающей среды с родителями воспитанников. В целях совершенствования педагогического мастерства молодого специалиста необходима совместная работа студента и воспитателя- куратора по передаче опыта от старшего коллеги к подопечному, участие и выступление будущего педагога на педагогических советах , семинарах, проведении мастер- классов. В течение года для молодых специалистов возможна организация выступлений на конференциях, РМО, участии в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсов для воспитателей и педагогов, распространение педагогических идей через сетевые информационные каналы и интернет - сайты образовательного направления.

Современный молодой специалист -это человек с высоким уровнем развития личных качеств, обладающий комплексом приобретенных профессиональных умений, знаний и навыков готовый к работе в инновационной образовательной среде, к педагогическому сотрудничеству, к получению и передаче информации в педагогической деятельности своим воспитанникам благодаря современным педтехнологиям.

7.Педагогические технологии.

Современные педтехнологии:

1.Развивающее обучение;

2. Проблемное обучение;

3.Разноуровневое обучение.

4.Исследовательский метод обучения;

5.Проектный метод обучения;

6.Технология блочно- модульного обучения.

Владение всеми педагогическими технологиями, создание благоприятных условия для профессионального развития открывают молодому специалисту путь к вершинам личностного роста и вершинам педагогического мастерства.

"Сердце отдаю детям"...Эти мудрые слова сказаны В.Сухомлинским..Именно в самоотдаче себя ребенку должен находить воспитатель истоки своего сопереживания, соучастия. С детьми надо быть кристально честными и искренними, как и перед самим собой.

Ребенок всегда уникален и неповторим...Мы должны помнить, что дошколенок самоценен и он личность со своими взглядами и мировоззрением. И очень важно для него чувствовать , что они не одинок и его понимают и принимают таким, какой он есть, но при этом педагог направляет его на поиск решений тех или иных вопросов, адресованных взрослым. Конечно, воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться , развивать свои творческие личностные качества. Важна сторона развития творческих способностей, так как только собственный опыт творчества позволяет педагогу воспитывать творческую личность ребенка.

Детский сад- это страна детства, вечная молодость в душе...Это постоянное движение вперед во своими подопечными. А значит, педагог не должен стоять на месте. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию- обязательные качества профессионального роста. Воспитатель должен идти в ногу со временем , а иногда и на шаг вперед.

Я убеждена, несправедливый и равнодушный человек не может быть рядом с ребенком .Дети чувствуют нить душевного родства и тянутся к справедливым, порядочным ,добрым и счастливым взрослым, с чистыми и открытыми сердцами.

Современные дети отличаются от тех, кого мы воспитывали десятилетия назад... Они другие, это "новое поколение "Z", вовлеченные в цифровые технологии, чьи умы заняты всепоглощающей компьютерной сетью, уничтожающей способность межличностного общения. Они родились "со смартфонами в руках"...По данным медиакомпании Блумберг представители поколения Z представляют треть мирового населения. Поэтому педагог должен переосмысливать многие привычные жизненные постулаты образования и использовать новые педагогические технологии. Нужно понимать, что их надо воспитывать и обучать по- другому, при этом серьезнее относиться к их здоровью.

Работая по новому закону "Об образовании" с вводом Федерального государственного образовательного стандарта, воспитатель в своей деятельности идет по пути самообразования, становления инициативной, творческой личности , способной находить нестандартные решения, выбирать путь профессионального роста и саморазвития на протяжении всей активной жизни. Самое главное в профессиональном пути развития- не останавливаться на достигнутом и не почивать на лаврах, а продолжать движение вперед и вверх, увлекать детей и вести за собой, научить их разбираться в сложном мире , в котором они окажутся завтра... Доброта, ответственность, самостоятельность, справедливость, человечность- с этим багажом мы вместе должны двигаться , помогая друг другу!



Список литературы.

1.Атматова Л.Н.

Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компететности педагогов.(Электронный ресурс).

http: // nauka pedagogika.com/ pedagogika 13 00 07

2. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И.

Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения// Известия ТулГУ, Гуманитарные науки, Выпуск 1:в 2 ч.Тула, Издательство ТулГУ, 2012.

3.Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н.

Использование компьютерных технологий в активизации работы будущих педагогов профобучения. //Ученые записки Орловского госуниверситета. Научный журнал№2. Орел: ОГУ, 2012.

4. Безруков В.И.

Проектирование управления педагогическими системами / А.И.Безруков.М., Самара, 2003.

5. Белая К.Ю.Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы М.:ТЦ Сфера, 2007.Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.