Методические рекомендации «Юные экологи, вперёд!»
Юные экологи, вперёд!
Целью экологического воспитания является формирование личности, обладающей необходимыми знаниями по экологии, владеющей основами экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающему миру, а также способной видеть современные экологические проблемы и возможные пути их решения.
Экологическое воспитание осуществляется посредством совместной познавательной, образовательной, творческой деятельности педагога и учащихся.
Под названием «Юные экологи, вперёд» подразумевается ряд мероприятий, классных часов, конкурсных проектов в рамках воспитательной работы классного руководителя 5-7 классов.
Классные Часы по темам:
Личная гигиена.
Здоровый образ жизни.
Экологические проблемы современности.
День Земли.
Экологические организации в России и в мире.
Красная книга животных и растений нашего региона.
Зелёный календарь. (Важнейшие экологические даты)
Мой питомец.
Мероприятия:
Посадка деревьев в парке.
Выход на субботник.
Изготовление кормушек для птиц.
Сортируем мусор: отделяем бумагу от пластика и стекла.
Проекты:
Экология моего города. ( основные экологические проблемы и пути их решения)
Новая жизнь старых вещей.
Волонтёр- помощник породы!
Дневник наблюдения за погодными условиями.
Воспитательная работа также может включать в себя организацию школьного экологического объединения, или выпуск «зелёных новостей» - новостей в области биологии, химии, высоких технологий, относящихся к экологии, здоровую образу жизни, окружающей среде.
Одним из наиболее популярных современных форм проведения внеклассных мероприятий является квест.
Пример экологического квеста по теме «Юные экологи, вперёд!».
Цель: воспитание экологической культуры через творческую игровую деятельность.
Участники: учащиеся в возрасте 11-13 лет
Продолжительность: 35-45 минут.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек.
Правила квеста: 1. Следовать намеченному маршруту от станции до станции согласно маршрутному листу.
2. Внимательно читать задания, правильно их выполнять.
3. Стараться как можно быстрее выполнять задания, чтобы быстрее всех прийти к финишу.
Перед тем, как отправиться в путешествие каждая команда придумывает себе название и слоган (девиз) – не менее 4 слов!
Станции:
Экология в картинках.
Каждая группа должна нарисовать логотип или символ своей Команды, отображающий ее название и девиз.
Флора и фауна.
Здесь представлен либо тест с выбором ответа, либо задания на соотнесение картинки и понятия. Задания подбираются в зависимости от возраста и класса, в котором учатся ребята. Предполагается использование материала из курса Окружающего мира и Биологии.
Географическая.
Задание: разгадать кроссворд.
Вопросы: по вертикали - 1) модель земного шара; 2) воздушная оболочка Земли; 3) план местности; 4) прибор, для измерения температуры; 5) звезда, вокруг которой вращается солнце;
По горизонтали – 1) гора, из которой выливается лава; 2) единица измерения широты и долготы; 3) материк, расположенный на южном полюсе; 4) сторона света; 5) прибор для ориентации на местности.
Природа России. Природа родного края.
Задание: соотнесите животное/ птицу с местом обитания.
Экологические задачи!
На этой станции у учащихся есть возможность решить практико-ориентированные задания, связанные с жизненными ситуациями и касающиеся окружающего нас мира – наш дом, быт, отношения с другими людьми.
Пример: Если кран в квартире плохо закрыт или из него капает вода, то из такого крана за сутки может вытечь до 300 литров пресной воды. Подумайте и ответьте на вопрос, сколько литров пресной воды будет потеряно за год?
Дополнительный вопрос: 1) почему пресная вода важна для жизнедеятельности человека и какими способами можно очищать такую воду? Предложите свои варианты.
Музыкальная!
Задание: по музыкальному фрагменту, догадаться о какой песне/ мелодии идёт речь.
Представлены отрывки из песен Солнечный круг, От улыбки, В лесу родилась ёлочка, Вместе по лесу идём, Какой чудесный день.
Финиш. Подведение итогов.
Жюри собирают все маршрутные листы, смотрят ответы ребят, проставляют баллы за задания, подсчитывают общее количество баллов и определяют команду победителя!
Рефлексия. Опрос учащихся: что нового узнали, что понравилось больше всего, что показалось наиболее трудным?
Целью воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Современная стратегия воспитания направлена на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании является основополагающей идеей ФГОС. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Что касается воспитания экологической культуры, культуры здорового образа жизни, бережного отношения к себе и окружающему миру, то выбор средств и методов для совместной деятельности учащихся и педагога достаточно широк.
Не следует забывать и о проигрывание сюжетно-ролевых ситуаций, игровой деятельности. Отлично подходят для младших школьников и учащихся основной школы задания следующего типа:
- Разберите ситуацию: Вы в лесу на пикнике. Как правильно организовать пространство для отдыха и что делать с мусором, оставшимся после пикника.
- Вы - волонтеры лесной охраны. Что делать, если в лесу нашли гнездо с птенцами? Как помочь первоцветам не быть затоптанными на лесной тропе?
Предлагая практико - ориентированные задания, педагог погружает учащихся в реальные жизненные ситуации, помогая тем самым находить решения в условиях, приближенных к реальной жизни.
Воспитательная работа в рамках экологического направления помогает достичь метапредметные образовательные результаты. Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:
Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.
Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.
Критическое мышление, то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.
Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.
Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.
Не стоит забывать и о том, что экологическое направление воспитания тесно связано с профессионально-ориентированным, культурно-нравственным, физкультурно-оздоровительным, гражданско-патриотическим.
Прививая любовь к природе и к окружающему миру, педагоги учат с уважением относиться к своей Родине. Видеть связь природы и человека через искусство помогает обсуждение картин знаменитых художников, участие в конкурсах рисунков или фотографии, как в рамках классного коллектива, так и на уровне школы и муниципалитета.
Экология тесно связана со спортом. Походы, экскурсии, «веселые старты» в парковой зоне, марафоны, квесты на свежем воздухе могут стать значимой частью плана воспитательной работы.
Профориентация может быть связана непосредственно с представителями организаций, относящихся к природоохранной деятельности или изучению природы, погодных условий и т.д.
Из личного опыта, всегда интересно проходят встречи с волонтёрами, убирающими мусор на островах в Карском море, работниками метеостанций.
Эколого - просветительская работа также важна в процессе воспитания. Здесь можно вести календарь «зелёных дат», выпускать школьную газету или представлять оформление стенда в классе. При этом важно учитывать источники информации и выделять главное и интересное из мира науки. В случае если в образовательном учреждении существует медиа центр, то это даёт дополнительные возможности, воспользовавшись его ресурсами, представить видеоролик или проект в видео формате о посадке деревьев, озеленении территории, проведении субботников, кормлении птиц, пересадке растений или наблюдении за погодными явлениями.
Отдельно стоит упомянуть о написании исследовательских работ и создании школьного экологического общества.
Согласно обновлённым ФГОС образовательная программа учреждения должна включать в себя программу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь включают исследовательскую и проектную деятельность. Проведение исследования и эксперимента требует серьезной подготовки, определенных умений, таких как поиск и анализ информации, сбор и обобщение данных, представление готового продукта исследования. Обновлённый стандарт делает такие умения и навыки значимыми для развития, обучения и воспитания современных школьников.
Создание школьного общества – деятельность социально направленная, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих способностей. При грамотной организации возможно вовлечение детей разного возраста и с различными интересами. Здесь немаловажно найти идею, способную обьединить и сплотить членов данного общества. Примером может послужить эко волонтёрская деятельность, эко туризм, пропаганда сортировки бытового мусора (сбор материалов для переработки) , проведение школьных экологических праздников, научно – исследовательская деятельность и т.д.
В заключении, в обновлённых ФГОС появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном процессах. Программа формирования Универсальных учебных действий должна обеспечивать: формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
Таким образом, разнообразить воспитательную работу, сделать ее интересной, познавательной, творческой и технологической всегда помогут образовательные видео, подкасты, тесты, интерактивные игры.