Программа кружка «Юный математик» (4 класс)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МОУ «Сланцевская СОШ №3»
Н.А. Залавкова
Протокол заседания педагогического совета
От ____2017г №___
Программа курса внеурочной деятельности
«Юный математик»
Возраст детей – 10-11лет
Срок реализации – 1 год
2017 – 2018 учебный год
«ОБСУЖДЕНО»
Руководитель школьного методического объединения
учителей начальных классов _______ Т.К. Кузнецова
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
От ______2017г №
Автор составитель программы
Севастьянова Виктория Алексеевна., учитель начальных классов
01.09.2017г
Муниципальное образование
Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
2017г
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися, успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Дата |
1 |
Организационное. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.) |
04.09.17. |
2 |
Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» ВолинаВ.) |
11.09.17. |
3 |
Занимательные задачи (стр.13, 17 – уч.). Ученые математики. |
18.09.17 |
4 |
Тренинговые занятия «Доли» - урок 11. Тренинговые занятия «Доли» - урок 13. («Кирилл и Мефодий» - диск) |
25.09.11. |
5 |
Задачи на перекладывание палочек. Что такое натуральное число. (Справочник – стр.5-7) |
02.10.17. |
6 |
Подготовка к школьной олимпиаде. «Олимпиадные задания 2-4 классы» - диск. |
09.10.17. |
7 |
Участие в школьной олимпиаде. Анализ. Математика в жизни человека. |
16.10.17. |
8 |
Нестандартные задачи. Столбчатые диаграммы (стр. 35, 37, 41, 48 уч.). Подготовка к муниципальной олимпиаде. «Олимпиадные задания 2-4 классы» - диск. |
23.10.17. |
9 |
Проект. Модель машины времени. |
30.10.17. |
10 |
Участие в декаде математики. Выпуск газеты. Участие в муниципальной олимпиаде. Анализ. |
13.11.17. |
11 |
Не только математика «Навигацкая школа». Не только математика – Леонтий Филиппович Магницкий (стр. 49-53 уч.). |
20.11.17. |
12 |
Не только математика «Воспитанники Навигацкой школы учат математику» (стр. 54-57 уч.). |
27.11.17. |
13 |
Математический турнир «Самый взрослый взрослый» (стр. 59 уч.). Что такое десятичная система счисления? (Справочник – стр. 6.). |
04.12.17. |
14 |
Что такое классы многозначного числа? (Справочник - стр.7,8.). Ученые математики. |
11.12.17. |
15 |
Занимательные задачи. Магия чисел -1, 2,3, 4. («Праздник чисел» Волина В.) |
18.12.17. |
16 |
Подготовка к тестированию по математики «Кенгуру – выпускникам». Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы. |
25.12.17 |
17 |
Подготовка к тестированию по математики «Кенгуру – выпускникам». Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы. Римские цифры. |
08.01.18. |
18 |
Участие в тестировании по математики «Кенгуру – выпускникам». Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.) |
15.01.18. |
19 |
Проект. Страничка из энциклопедии. |
22.01.18. |
20 |
Не только математика. Экспедиции Витуса Беринга (стр. 79-81). |
29.01.18. |
21 |
Ученые математики. Математический турнир «Отважный путешественник». |
05.02.18. |
22 |
Как зарождалась геометрия. (Справочник). Тренинговые занятия – Геометрия, урок 29, («Кирилл и Мефодий - диск.) |
12.02.18. |
23 |
Не только математика «Петровские мануфактуры» (стр.39 -41 уч.). Старинные меры измерения – длина, масса. (Справочник.) |
19.02.18. |
24 |
Не только математика «Петровские мануфактуры» (стр.41 -47 уч.). |
26.02.18. |
25 |
Нестандартные задачи. Тренинговые занятия – Р, S, урок 30, («Кирилл и Мефодий - диск.) |
12.03.18. |
26 |
Математические фокусы. Магия чисел – 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.). |
19.03.18. |
27 |
Нестандартные задачи. Задачи на встречное движение (урок 8, диск). |
26.03.18. |
28 |
Не только математика «Задачи» (стр.90 – 91). |
02.04.18. |
29 |
Как зарождался календарь? Единицы измерения времени.(Справочник.) История часов (урок 9, диск). |
09.04.18. |
30 |
Не только математика. М. В. Ломоносов (стр. 25-29 уч.). |
16.04.18. |
31 |
Арифметические ребусы. Подготовка к мониторингу по математике. |
23.04.18. |
32 |
Подготовка к мониторингу по математике. |
07.05.18. |
33 |
Участие в мониторинге по математике. Анализ. Турнир «Своя игра» (урок 21 – диск). |
14.05.18. |
34 |
Итоги года. Защита творческих работ по математике |
21.05.18. . |