Программа работы кружка «Юный эколог» (5–6 классы)

0
0
Материал опубликован 23 December 2018

                УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МОШКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Мошковского района

Рассмотрена и одобрена на

педагогическом совете ДДТ

№_________от ___________

«Утверждаю»

Директор МКОУ ДОД

«Мошковский

Дом детского творчества»

Мошковского района

____________ Т.В. Чугуева

_________________ 2016г.

 

Образовательная программа объединения

дополнительного образования

«Юный эколог»

педагога дополнительного образования

Алтуховой Татьяны Александровны

(возраст с 9 до 11 лет, срок реализации – 3 года)
 

МКОУ Большевистская СОШ

Адрес: с. Сарапулка,

Ул. Зеленая, 8

2016 г

Пояснительная записка

Настоящая программа носит познавательно-исследовательский характер и дает возможность повлиять на развитие экологическое мышление обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она построена на местном краеведческом материале и связана с изучением природы родного края.

Комплексный подход к составлению программы дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально при выполнении познавательных задач, в выборе занятий по интересующей их проблеме.

Составление программы предусматривает опыт и базовые знания обучающихся, полученных по природоведению, географии, биологии, экологии, ОБЖ.

Программа объединения рассчитана на группу обучающихся 5-6 классов, что позволяет дифференцированно подходить к проведению занятий. Возраст детей – 9-11 лет. Эти дети дружат между собой, любознательны, с удовольствием участвуют в различных видах исследовательской деятельности.

Вид группы профильный, состав постоянный, набор детей свободный - по желанию.

Программа экологического объединения рассчитана на 3 года. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Режим занятий в соответствии с программой: 116 часов годовых, 4 часа в неделю - по два занятия.

Занятия осуществляются как в кабинете биологии в форме беседы, лекций, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности обучающихся и оздоровление их.

Цель программы: развитие у обучающихся системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Методы и формы обучения:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий:

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа обучающихся, олимпиады.

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие обучающихся в олимпиадах по биологии, экологии;

- участие обучающихся в районных конкурсах по экологии.

- выступление на районной научно-практической конференции «Юность. Наука, Культура».

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обчающиеся должны знать:

что такое природа;

правила поведения в природе;

основы мониторинга окружающей среды;

основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

глобальные экологические проблемы;

разнообразие растений и животных.

Обчающиеся должны уметь:

оценивать экологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

участвовать в природоохранных акциях;

работать с научной литературой;

использовать различные методы мониторинга в практических работах;

применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;

представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.

выполнять учебные рефераты, презентации;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

• фотовыставки;

• учебно-исследовательские конференции;

• соревнования, КВН;

• выставки планшетов;

• демонстрация презентаций, экологических представлений;

• участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.

 

 

Учебно-тематический план первого года обучения

(4 часа в неделю)

п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практические занятия

В классе

На местности

1

Введение.

2

2

-

-

2

Что такое экология

46

16

20

10

3

Экология и люди

24

10

6

8

4

Охрана природы

40

12

26

2

5

Заключительное занятие

(подготовка и проведение)

4

2

2

-

 

Всего:

116

42

54

20

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

 


 

Содержание образовательной программы первого года обучения

(4 часа в неделю)

Заня

тия

Тема занятия

Теорети

ческое

занятие/час

Практические

занятия

В классе/час

На мест

ности/час

1-

Введение. Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ

2

-

-

Тема 1. Что такое экология (46ч. –т/16ч; п/30ч)
 

2

Что такое экология?

2

   

3

Чем занимаются экологи

2

   

4

«День защиты животных» -4 октября

 

2

 

5

Что происходит осенью в неживой природе

2

   

6

Растения и животные осенью

2

   

7

Растения и животные осенью

2

   

8

Фенологические наблюдения. Приметы осени

 

2

 

9

Как оформить фенологический дневник

 

2

 

10

Значение ведения наблюдений для человека и народного хозяйства

 

2

 

11

Экскурсия: Знакомство с растениями и животными леса

   

2

12

Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса»

   

2

13

Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса»

   

2

14

Типы взаимодействия организмов

2

   

15

Законы экологических отношений

2

   

16

Человек и природа

2

   

17

Экскурсия №2
Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сооб­ществе видов села.

   

2

18

Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сооб­ществе видов села »

 

2

 

19

Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сооб­ществе видов села »

 

2

 

20

Экскурсия №3
Влияние человека на сообщество окрестностей села.

   

2

21

Составление отчета об экскурсии «Влияние человека на сообщество окрестностей села».

 

2

 

22

Фенологические наблюдения. Приметы зимы

 

2

 

23

Оформление фенологического дневника

 

2

 

24

Оформление фенологического дневника

 

2

 

итого

16

20

10

Тема 2. Экология и люди (24ч. –т/10;п/14)
 

25

Жалобная книга природы

2

   

26

Место человека в мире природы

2

   

27

Человек – верный сын природы

2

   

28

Место человека в мире природы

2

   

29

Уроки экологической этики

2

   

30

Угадай экологический знак

   

2

31

Угадай экологический знак

   

2

32

Экскурсия: «Чьи следы?»

   

2

33

Чьи следы?

 

2

 

34

Экскурсия – наблюдение «Экологическая карта села»

   

2

35

Экологическая карта села

 

2

 

36

Экологическая карта села

 

2

 
 

итого

10

6

8

Тема3. Охрана природы(40ч-т/38;п/2)
 

37

Почему надо защищать природу?

2

   

38

Охраняемые природные территории

2

   

39

Что делать для сохранения вымирающих видов?

2

   

40

Невидимые нити

 

2

 

41

Невидимые нити

 

2

 

42

О редких видах

2

   

43

Причины сокращения численности редких живых существ

2

   

44

Знакомство с охраняемыми растениями нашей области

 

2

 

45

Знакомство с охраняемыми животными нашей области

 

2

 

46

Красная Книга

2

   

47

Они навсегда исчезли с лица Земли

 

2

 

48

Они навсегда исчезли с лица Земли

 

2

 

49

Причины исчезнувших видов с лица Земли.

 

2

 

50

Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана.

 

2

 

51

Заповедные места нашей области.
 

 

2

 

52

День птиц

 

2

 

53

День птиц

 

2

 

54

Приметы весны

 

2

 

55

Экскурсия «Фенологические наблюдения за растениями и животными».

   

2

56

Фенологический год

 

2

 
 

Итого:

12

26

2

Тема 4. Подготовка и проведение заключительного занятия

в объединения (4ч-т/2;п/2 ч)

57

Подведем итоги

2

   

58

Подведем итоги

 

2

 
 

Итого

2

2

 
 

Всего

42

54

20


 


 

Учебно-тематический план второго года обучения

(4 часа в неделю)

п/п

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практические занятия

В классе

На местности

 

Введение.

4

4

-

-

1

Организмы и окружающая среда
 

20

6

2

12

2

Факторы неживой природы

80

40

40

-

3

Факторы живой природы

8

4

4

-

 

Заключительное занятие

(подготовка и проведение)

4

2

2

-

 

Всего:

116

56

48

12

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года:

 

- умение проводить опыты, исследования;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- умение заниматься проектной деятельностью.

Содержание образовательной программы второго года обучения

(4 часа в неделю)

Заня

тия

Тема занятия

Теорети

Ческое

занятие/час

Практическое

занятие

В классе/час

На мест

ности/час

Введение (4 ч.т/4;п/0)

1-

Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

2

   

2

«День защиты животных» Международные экологические акции

-4 октября- деловая игра

2

   
 

Итого:

4

-

-

Тема 1.Организмы и окружающая среда (20ч.-т/2;п/12)
 

3

Приметы осени

2

   

4

Фенологический дневник

 

2

 

5

Типы экосистем

2

   

6

Типы экосистем

2

   

7

Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка)

   

2

8

Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка)

   

2

9

Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села

   

2

10

Экологические группы животных

   

2

11

Роль животных в сообществе села

   

2

12

Влияние человека на сообщество парка

   

2

 

Итого:

6

2

12

 

Тема 2.Факторы неживой природы (80ч.-т/40;п/40)
 

13

Зимние приметы

2

   

14

Фенологический дневник

 

2

 

15

Фенологический дневник

 

2

 

16

Солнечный свет и тепло

2

   

17

Солнце – источник тепла и света для живых организмов

2

   

18

Теплолюбивые и холодостойкие растения

2

   

19

Приспособления животных к сезонным изменениям температуры

2

   

20

Светолюбивые и теневыносливые растения

2

   

21

Строение листа камелии и герани

 

2

 

22

Влияние света на рост и развитие растений

 

2

 

23

Влияние света на рост и развитие растений

 

2

 

24

Роль света в жизни животных.

2

   

25

Экологические биоритмы
 

2

   

26

Солнце и свет в нашей жизни

 

2

 

27

Солнце и свет в нашей жизни

 

2

 

28

Значение воздуха в жизни организмов

2

   

29

Значение воздуха в жизни организмов

2

   

30

Как сохранить воздух чистым
 

2

   

31

Практическая работа

 

2

 

32

Значение воды для живых организмов

2

   

33

Влияние воды и тепла на прорастание растений

 

2

 

34

Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги

2

   

35

Причины загрязнения воды

2

   

36

Дефицит воды и ее экономия

 

2

 

37

Сохраним планету

 

2

 

38

Сохраним планету

 

2

 

39

Значение почвы для живых организмов

2

   

40

Невидимые нити

 

2

 

41

Разнообразие живых обитателей почвы

2

   

42

Животный мир почвы

2

   

43

Разрушение и загрязнение почвы

2

   

44

Нитраты, мусор, почва и человек

2

   

45

Меры по повышению плодородия почвы

2

   

46

Почва- дитя Солнца

 

2

 

47

Почва- дитя Солнца

 

2

 

48

Международные экологические акции

День птиц

 

2

 

49

День птиц

 

2

 

50

Сезоны года и факторы среды

 

2

 

51

Весна и ее приметы

 

2

 

52

Фенологические наблюдения

 

2

 
 

Итого:

40

40

-

Тема 3. Факторы живой природы (8ч.-т/4;п/0)
 

53

Международные экологические акции

День Земли (22 апреля)

2

   

54

Международные экологические акции

День Земли (22 апреля)

2

   

55

Фенологический год

 

2

 
 

Признаки весны

 

2

 
 

Признаки весны

     

56

Фенологический год

 

2

 
 

Итого:

4

4

 

Подготовка и проведение заключительного занятия

в объединения (4ч.-т/2;п/2)

57

Подготовка заключительного занятия

2

   

58

Стендовый доклад, его подготовка и оформление

 

2

 
 

Итого:

2

2

 
 

Всего:

56

48

12

 



 

Содержание образовательной программы третьего года обучения

(4 часа в неделю)

 

п/п

тема

Всего часов

Теория

Практические занятия

В классе

На местности

 

Введение.

6

6

_

_

1

Человек и окружающая среда
 

14

14

_

_

2

Экосистема села как среда жизни человека

22

6

10

6

3

Растения села и человек

20

8

10

2

4

Животные села и человек

22

10

8

4

5

Природа окрестностей села и отдых людей

28

10

10

8

 

Заключительное занятие

(подготовка и проведение)

4

_

4

 
 

Всего:

116

54

42

20

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 года:

- знание основных экологических проблем села, региона, форм и методов охраны окружающей среды.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 


 

Содержание образовательной программы третьего года обучения

(4 часа в неделю)

Заня

тия

Тема занятия

Теорети

ческое

занятие/ч

Практическое

занятие

В классе/ч

На мест

ности/ч

Введение (6 ч.-т/6ч;п/0))

1-

Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

2

   

2

«День защиты животных» Международные экологические акции

-4 октября- деловая игра(Подготовка)

2

   

3

«День защиты животных» Международные экологические акции

-4 октября- деловая игра (Проведение)

2

   
 

Всего:

6

-

-

Тема1. Человек и окружающая среда (14 ч.-т/14;п/0)

4

Место человека среди живых организмов

2

   

5

Экологические связи человека

2

   

6

Влияние человека на окружающую среду.

2

   

7

Изменения природы древним человеком

2

   

8

Изменения природы современным человеком

2

   

9

Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения

2

   

10

Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения

2

   
 

Всего:

14

-

-

Тема 2.Экосистема села как среда жизни человека (22ч-т/6;п/16)

11

Село - природный дом человека.

2

   

12

Село как экосистема

2

   

13

Структура наземных экосистем поселения

2

   

14

Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование

 

2

 

15

Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование

 

2

 

16

Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития

 

2

 

17

Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села

   

2

18

Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села

   

2

19

Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села

   

2

20

Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека»

 

2

 

21

Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека»

 

2

 
 

Всего:

6

10

6

Тема 3.Растения села и человек (20 ч-т/8;п/12)

22

Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек.

2

   

23

Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек.

 

2

 

24

Деревья и кустарники, используемые в озеленении (паспортизация растений)

2

   

25

Деревья и кустарники, используемые в озеленении(паспортизация растений)

 

2

 

26

Растения – индикаторы чистоты воздуха

2

   

27

Выявление в окрестностях села охраняемых и редких видов растений.

 

2

 

28

Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов.

2

   

29

Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов.

 

2

 

30

Фенологические наблюдения

   

2

31

Составление отчета по теме «Растения села и человек»

 

2

 
 

Всего:

8

10

2

Тема 4.Животные села и человек (22 ч.-т/10;п/12)

32

Связь человека с животными

2

   

33

Пути проникновения животных в урбанизированную среду

2

   

34

Сведения о видовом составе животных села

2

   

35

Изучение видового состава птиц села

 

2

 

36

Изучение видового состава птиц села

 

2

 

37

Определение численности птиц путем визуального учета.

   

2

38

Определение численности птиц путем визуального учета.

   

2

39

Место и роль беспозвоночных и птиц в пищевых цепях

2

   

40

Влияние человека на животных села (фактор беспокойства, подкормка)

2

   

41

Международные экологические акции. «День птиц»

 

2

 

42

Международные экологические акции. «День птиц»

 

2

 
 

Всего:

10

8

4

Тема 5. Природа нашей местности и отдых людей (28 ч.-т/10;п/20.)

43

Охрана природ как антропогенный фактор

2

   

44

Понятие об охране природы как деятельности человека

2

   

45

Понятие о положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора

2

   

46

Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья жителей.

 

2

 

47

Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности.

 

2

 

48

Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности.

 

2

 

49

Оценка влияния вытаптывания на растительность и почвенную фауну.

   

2

50

Изучение скорости зарастания костровищ

   

2

51

Изучение скорости зарастания костровищ

   

2

52

Изучение факторов беспокойства видовой состав зверей и птиц

2

   

53

Учет разорения муравейников.

   

2

54

Любить природу – значит охранять от невзгод, беречь и сохранять для потомков.

2

   

55

Международные экологические акции. «День Земли»

 

2

 

56

Международные экологические акции. «День Земли»

 

2

 
 

Всего:

10

10

8

Заключительное занятие (4 ч.-т/0;п/4.))

57

Подготовка заключительного занятия

 

2

 

58

Заключительное занятие

 

2

 
 

Итого :

-

4

0

 

Всего 116:

54

42

20

Методическое обеспечение программы.

Разработки экскурсий

Рекомендации по проведению практических работ

Методики по исследовательской работе

Тематика исследовательской работы

Дидактический материал:

– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

Техническое оснащение занятий:

Компьютеры

Мультимедийный проектор

Принтер

Сканер

Цифровой фотоаппарат

 

 

Литература для учителя:

Экология: спецкурсы и факультативы для школы. Новосибирск: НГПУ, 1999

Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995

Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Просвещение, 2000

Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996

Литература для учающихся:

  1. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке.

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998

    Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

    Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

    Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.

    Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

    Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.