Программа работы кружка «Юный эколог» (5–6 классы)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МОШКОВСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МОШКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Мошковского района
Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете ДДТ №_________от ___________ |
«Утверждаю» Директор МКОУ ДОД «Мошковский Дом детского творчества» Мошковского района ____________ Т.В. Чугуева _________________ 2016г. |
Образовательная программа объединения
дополнительного образования
«Юный эколог»
педагога дополнительного образования
Алтуховой Татьяны Александровны
(возраст с 9 до 11 лет, срок реализации – 3 года)
МКОУ Большевистская СОШ
Адрес: с. Сарапулка,
Ул. Зеленая, 8
2016 г
Пояснительная записка
Настоящая программа носит познавательно-исследовательский характер и дает возможность повлиять на развитие экологическое мышление обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она построена на местном краеведческом материале и связана с изучением природы родного края.
Комплексный подход к составлению программы дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально при выполнении познавательных задач, в выборе занятий по интересующей их проблеме.
Составление программы предусматривает опыт и базовые знания обучающихся, полученных по природоведению, географии, биологии, экологии, ОБЖ.
Программа объединения рассчитана на группу обучающихся 5-6 классов, что позволяет дифференцированно подходить к проведению занятий. Возраст детей – 9-11 лет. Эти дети дружат между собой, любознательны, с удовольствием участвуют в различных видах исследовательской деятельности.
Вид группы профильный, состав постоянный, набор детей свободный - по желанию.
Программа экологического объединения рассчитана на 3 года. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Режим занятий в соответствии с программой: 116 часов годовых, 4 часа в неделю - по два занятия.
Занятия осуществляются как в кабинете биологии в форме беседы, лекций, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности обучающихся и оздоровление их.
Цель программы: развитие у обучающихся системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Методы и формы обучения:
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа обучающихся, олимпиады.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие обучающихся в олимпиадах по биологии, экологии;
- участие обучающихся в районных конкурсах по экологии.
- выступление на районной научно-практической конференции «Юность. Наука, Культура».
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обчающиеся должны знать:
что такое природа;
правила поведения в природе;
основы мониторинга окружающей среды;
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
глобальные экологические проблемы;
разнообразие растений и животных.
Обчающиеся должны уметь:
оценивать экологическую ситуацию;
выполнять правила поведения в природе;
участвовать в природоохранных акциях;
работать с научной литературой;
использовать различные методы мониторинга в практических работах;
применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;
представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.
выполнять учебные рефераты, презентации;
самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
• фотовыставки;
• учебно-исследовательские конференции;
• соревнования, КВН;
• выставки планшетов;
• демонстрация презентаций, экологических представлений;
• участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.
Учебно-тематический план первого года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п |
Раздел, тема |
Всего часов |
Теория |
Практические занятия |
|
В классе |
На местности |
||||
1 |
Введение. |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Что такое экология |
46 |
16 |
20 |
10 |
3 |
Экология и люди |
24 |
10 |
6 |
8 |
4 |
Охрана природы |
40 |
12 |
26 |
2 |
5 |
Заключительное занятие (подготовка и проведение) |
4 |
2 |
2 |
- |
Всего: |
116 |
42 |
54 |
20 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
Содержание образовательной программы первого года обучения
(4 часа в неделю)
№ Заня тия |
Тема занятия |
Теорети ческое занятие/час |
Практические занятия |
|
В классе/час |
На мест ности/час |
|||
1- |
Введение. Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ |
2 |
- |
- |
Тема 1. Что такое экология (46ч. –т/16ч; п/30ч) |
||||
2 |
Что такое экология? |
2 |
||
3 |
Чем занимаются экологи |
2 |
||
4 |
«День защиты животных» -4 октября |
2 |
||
5 |
Что происходит осенью в неживой природе |
2 |
||
6 |
Растения и животные осенью |
2 |
||
7 |
Растения и животные осенью |
2 |
||
8 |
Фенологические наблюдения. Приметы осени |
2 |
||
9 |
Как оформить фенологический дневник |
2 |
||
10 |
Значение ведения наблюдений для человека и народного хозяйства |
2 |
||
11 |
Экскурсия: Знакомство с растениями и животными леса |
2 |
||
12 |
Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса» |
2 |
||
13 |
Составление отчета об экскурсии «Знакомство с растениями и животными леса» |
2 |
||
14 |
Типы взаимодействия организмов |
2 |
||
15 |
Законы экологических отношений |
2 |
||
16 |
Человек и природа |
2 |
||
17 |
Экскурсия №2 |
2 |
||
18 |
Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села » |
2 |
||
19 |
Составление отчета об экскурсии «Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села » |
2 |
||
20 |
Экскурсия №3 |
2 |
||
21 |
Составление отчета об экскурсии «Влияние человека на сообщество окрестностей села». |
2 |
||
22 |
Фенологические наблюдения. Приметы зимы |
2 |
||
23 |
Оформление фенологического дневника |
2 |
||
24 |
Оформление фенологического дневника |
2 |
||
итого |
16 |
20 |
10 |
|
Тема 2. Экология и люди (24ч. –т/10;п/14) |
||||
25 |
Жалобная книга природы |
2 |
||
26 |
Место человека в мире природы |
2 |
||
27 |
Человек – верный сын природы |
2 |
||
28 |
Место человека в мире природы |
2 |
||
29 |
Уроки экологической этики |
2 |
||
30 |
Угадай экологический знак |
2 |
||
31 |
Угадай экологический знак |
2 |
||
32 |
Экскурсия: «Чьи следы?» |
2 |
||
33 |
Чьи следы? |
2 |
||
34 |
Экскурсия – наблюдение «Экологическая карта села» |
2 |
||
35 |
Экологическая карта села |
2 |
||
36 |
Экологическая карта села |
2 |
||
итого |
10 |
6 |
8 |
|
Тема3. Охрана природы(40ч-т/38;п/2) |
||||
37 |
Почему надо защищать природу? |
2 |
||
38 |
Охраняемые природные территории |
2 |
||
39 |
Что делать для сохранения вымирающих видов? |
2 |
||
40 |
Невидимые нити |
2 |
||
41 |
Невидимые нити |
2 |
||
42 |
О редких видах |
2 |
||
43 |
Причины сокращения численности редких живых существ |
2 |
||
44 |
Знакомство с охраняемыми растениями нашей области |
2 |
||
45 |
Знакомство с охраняемыми животными нашей области |
2 |
||
46 |
Красная Книга |
2 |
||
47 |
Они навсегда исчезли с лица Земли |
2 |
||
48 |
Они навсегда исчезли с лица Земли |
2 |
||
49 |
Причины исчезнувших видов с лица Земли. |
2 |
||
50 |
Редкие виды растений и животных нашего края, их охрана. |
2 |
||
51 |
Заповедные места нашей области. |
2 |
||
52 |
День птиц |
2 |
||
53 |
День птиц |
2 |
||
54 |
Приметы весны |
2 |
||
55 |
Экскурсия «Фенологические наблюдения за растениями и животными». |
2 |
||
56 |
Фенологический год |
2 |
||
Итого: |
12 |
26 |
2 |
|
Тема 4. Подготовка и проведение заключительного занятия в объединения (4ч-т/2;п/2 ч) |
||||
57 |
Подведем итоги |
2 |
||
58 |
Подведем итоги |
2 |
||
Итого |
2 |
2 |
||
Всего |
42 |
54 |
20 |
Учебно-тематический план второго года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п |
Раздел, тема |
Всего часов |
Теория |
Практические занятия |
|
В классе |
На местности |
||||
Введение. |
4 |
4 |
- |
- |
|
1 |
Организмы и окружающая среда |
20 |
6 |
2 |
12 |
2 |
Факторы неживой природы |
80 |
40 |
40 |
- |
3 |
Факторы живой природы |
8 |
4 |
4 |
- |
Заключительное занятие (подготовка и проведение) |
4 |
2 |
2 |
- |
|
Всего: |
116 |
56 |
48 |
12 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года:
- умение проводить опыты, исследования;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- умение заниматься проектной деятельностью.
Содержание образовательной программы второго года обучения
(4 часа в неделю)
№ Заня тия |
Тема занятия |
Теорети Ческое занятие/час |
Практическое занятие |
|
В классе/час |
На мест ности/час |
|||
Введение (4 ч.т/4;п/0) |
||||
1- |
Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ. |
2 |
||
2 |
«День защиты животных» Международные экологические акции -4 октября- деловая игра |
2 |
||
Итого: |
4 |
- |
- |
|
Тема 1.Организмы и окружающая среда (20ч.-т/2;п/12) |
||||
3 |
Приметы осени |
2 |
||
4 |
Фенологический дневник |
2 |
||
5 |
Типы экосистем |
2 |
||
6 |
Типы экосистем |
2 |
||
7 |
Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка) |
2 |
||
8 |
Растения и животные экосистемы леса (окрестности села Сарапулка) |
2 |
||
9 |
Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе видов села |
2 |
||
10 |
Экологические группы животных |
2 |
||
11 |
Роль животных в сообществе села |
2 |
||
12 |
Влияние человека на сообщество парка |
2 |
||
Итого: |
6 |
2 |
12 |
|
Тема 2.Факторы неживой природы (80ч.-т/40;п/40) |
||||
13 |
Зимние приметы |
2 |
||
14 |
Фенологический дневник |
2 |
||
15 |
Фенологический дневник |
2 |
||
16 |
Солнечный свет и тепло |
2 |
||
17 |
Солнце – источник тепла и света для живых организмов |
2 |
||
18 |
Теплолюбивые и холодостойкие растения |
2 |
||
19 |
Приспособления животных к сезонным изменениям температуры |
2 |
||
20 |
Светолюбивые и теневыносливые растения |
2 |
||
21 |
Строение листа камелии и герани |
2 |
||
22 |
Влияние света на рост и развитие растений |
2 |
||
23 |
Влияние света на рост и развитие растений |
2 |
||
24 |
Роль света в жизни животных. |
2 |
||
25 |
Экологические биоритмы |
2 |
||
26 |
Солнце и свет в нашей жизни |
2 |
||
27 |
Солнце и свет в нашей жизни |
2 |
||
28 |
Значение воздуха в жизни организмов |
2 |
||
29 |
Значение воздуха в жизни организмов |
2 |
||
30 |
Как сохранить воздух чистым |
2 |
||
31 |
Практическая работа |
2 |
||
32 |
Значение воды для живых организмов |
2 |
||
33 |
Влияние воды и тепла на прорастание растений |
2 |
||
34 |
Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги |
2 |
||
35 |
Причины загрязнения воды |
2 |
||
36 |
Дефицит воды и ее экономия |
2 |
||
37 |
Сохраним планету |
2 |
||
38 |
Сохраним планету |
2 |
||
39 |
Значение почвы для живых организмов |
2 |
||
40 |
Невидимые нити |
2 |
||
41 |
Разнообразие живых обитателей почвы |
2 |
||
42 |
Животный мир почвы |
2 |
||
43 |
Разрушение и загрязнение почвы |
2 |
||
44 |
Нитраты, мусор, почва и человек |
2 |
||
45 |
Меры по повышению плодородия почвы |
2 |
||
46 |
Почва- дитя Солнца |
2 |
||
47 |
Почва- дитя Солнца |
2 |
||
48 |
Международные экологические акции День птиц |
2 |
||
49 |
День птиц |
2 |
||
50 |
Сезоны года и факторы среды |
2 |
||
51 |
Весна и ее приметы |
2 |
||
52 |
Фенологические наблюдения |
2 |
||
Итого: |
40 |
40 |
- |
|
Тема 3. Факторы живой природы (8ч.-т/4;п/0) |
||||
53 |
Международные экологические акции День Земли (22 апреля) |
2 |
||
54 |
Международные экологические акции День Земли (22 апреля) |
2 |
||
55 |
Фенологический год |
2 |
||
Признаки весны |
2 |
|||
Признаки весны |
||||
56 |
Фенологический год |
2 |
||
Итого: |
4 |
4 |
||
Подготовка и проведение заключительного занятия в объединения (4ч.-т/2;п/2) |
||||
57 |
Подготовка заключительного занятия |
2 |
||
58 |
Стендовый доклад, его подготовка и оформление |
2 |
||
Итого: |
2 |
2 |
||
Всего: |
56 |
48 |
12 |
Содержание образовательной программы третьего года обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п |
тема |
Всего часов |
Теория |
Практические занятия |
|
В классе |
На местности |
||||
Введение. |
6 |
6 |
_ |
_ |
|
1 |
Человек и окружающая среда |
14 |
14 |
_ |
_ |
2 |
Экосистема села как среда жизни человека |
22 |
6 |
10 |
6 |
3 |
Растения села и человек |
20 |
8 |
10 |
2 |
4 |
Животные села и человек |
22 |
10 |
8 |
4 |
5 |
Природа окрестностей села и отдых людей |
28 |
10 |
10 |
8 |
Заключительное занятие (подготовка и проведение) |
4 |
_ |
4 |
||
Всего: |
116 |
54 |
42 |
20 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 года:
- знание основных экологических проблем села, региона, форм и методов охраны окружающей среды.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
Содержание образовательной программы третьего года обучения
(4 часа в неделю)
№ Заня тия |
Тема занятия |
Теорети ческое занятие/ч |
Практическое занятие |
|
В классе/ч |
На мест ности/ч |
|||
Введение (6 ч.-т/6ч;п/0)) |
||||
1- |
Введение. Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ. |
2 |
||
2 |
«День защиты животных» Международные экологические акции -4 октября- деловая игра(Подготовка) |
2 |
||
3 |
«День защиты животных» Международные экологические акции -4 октября- деловая игра (Проведение) |
2 |
||
Всего: |
6 |
- |
- |
|
Тема1. Человек и окружающая среда (14 ч.-т/14;п/0) |
||||
4 |
Место человека среди живых организмов |
2 |
||
5 |
Экологические связи человека |
2 |
||
6 |
Влияние человека на окружающую среду. |
2 |
||
7 |
Изменения природы древним человеком |
2 |
||
8 |
Изменения природы современным человеком |
2 |
||
9 |
Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения |
2 |
||
10 |
Современное состояние окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения |
2 |
||
Всего: |
14 |
- |
- |
|
Тема 2.Экосистема села как среда жизни человека (22ч-т/6;п/16) |
||||
11 |
Село - природный дом человека. |
2 |
||
12 |
Село как экосистема |
2 |
||
13 |
Структура наземных экосистем поселения |
2 |
||
14 |
Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование |
2 |
||
15 |
Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития. Краеведческое исследование |
2 |
||
16 |
Причины изменения облика сообществ поселка по мере его развития |
2 |
||
17 |
Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села |
2 |
||
18 |
Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села |
2 |
||
19 |
Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Встреча со старожилами села |
2 |
||
20 |
Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека» |
2 |
||
21 |
Составление отчета по теме «Экосистема села как среда жизни человека» |
2 |
||
Всего: |
6 |
10 |
6 |
|
Тема 3.Растения села и человек (20 ч-т/8;п/12) |
||||
22 |
Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек. |
2 |
||
23 |
Методы определения растений и кустарников, составление инвентаризационных карточек. |
2 |
||
24 |
Деревья и кустарники, используемые в озеленении (паспортизация растений) |
2 |
||
25 |
Деревья и кустарники, используемые в озеленении(паспортизация растений) |
2 |
||
26 |
Растения – индикаторы чистоты воздуха |
2 |
||
27 |
Выявление в окрестностях села охраняемых и редких видов растений. |
2 |
||
28 |
Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов. |
2 |
||
29 |
Паспортизация растений окрестности села охраняемых и редких видов. |
2 |
||
30 |
Фенологические наблюдения |
2 |
||
31 |
Составление отчета по теме «Растения села и человек» |
2 |
||
Всего: |
8 |
10 |
2 |
|
Тема 4.Животные села и человек (22 ч.-т/10;п/12) |
||||
32 |
Связь человека с животными |
2 |
||
33 |
Пути проникновения животных в урбанизированную среду |
2 |
||
34 |
Сведения о видовом составе животных села |
2 |
||
35 |
Изучение видового состава птиц села |
2 |
||
36 |
Изучение видового состава птиц села |
2 |
||
37 |
Определение численности птиц путем визуального учета. |
2 |
||
38 |
Определение численности птиц путем визуального учета. |
2 |
||
39 |
Место и роль беспозвоночных и птиц в пищевых цепях |
2 |
||
40 |
Влияние человека на животных села (фактор беспокойства, подкормка) |
2 |
||
41 |
Международные экологические акции. «День птиц» |
2 |
||
42 |
Международные экологические акции. «День птиц» |
2 |
||
Всего: |
10 |
8 |
4 |
|
Тема 5. Природа нашей местности и отдых людей (28 ч.-т/10;п/20.) |
||||
43 |
Охрана природ как антропогенный фактор |
2 |
||
44 |
Понятие об охране природы как деятельности человека |
2 |
||
45 |
Понятие о положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора |
2 |
||
46 |
Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья жителей. |
2 |
||
47 |
Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности. |
2 |
||
48 |
Составление картосхем дорожно-тропиночной сети местности. |
2 |
||
49 |
Оценка влияния вытаптывания на растительность и почвенную фауну. |
2 |
||
50 |
Изучение скорости зарастания костровищ |
2 |
||
51 |
Изучение скорости зарастания костровищ |
2 |
||
52 |
Изучение факторов беспокойства видовой состав зверей и птиц |
2 |
||
53 |
Учет разорения муравейников. |
2 |
||
54 |
Любить природу – значит охранять от невзгод, беречь и сохранять для потомков. |
2 |
||
55 |
Международные экологические акции. «День Земли» |
2 |
||
56 |
Международные экологические акции. «День Земли» |
2 |
||
Всего: |
10 |
10 |
8 |
|
Заключительное занятие (4 ч.-т/0;п/4.)) |
||||
57 |
Подготовка заключительного занятия |
2 |
||
58 |
Заключительное занятие |
2 |
||
Итого : |
- |
4 |
0 |
|
Всего 116: |
54 |
42 |
20 |
Методическое обеспечение программы.
Разработки экскурсий
Рекомендации по проведению практических работ
Методики по исследовательской работе
Тематика исследовательской работы
Дидактический материал:
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
Техническое оснащение занятий:
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Литература для учителя:
Экология: спецкурсы и факультативы для школы. Новосибирск: НГПУ, 1999
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Просвещение, 2000
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996
Литература для учающихся:
-
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998
Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.
Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.