12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рафикова Светлана Юрьевна62
Россия, Башкирская респ., Салават

За стеной застенчивости.

Лишь немногие люди считают застенчивость положительным и милым качеством, в основном о застенчивости принято говорить как о недостатке. Многие обладатели этой черты характера нередко отмечают, насколько это качество мешает им жить полноценной жизнью, быть в потоке жизни, а не думать постоянно о том, что о них думают окружающие, и говорят о том, что с удовольствием бы избавились от этой черты.

 В чем же кроются причины застенчивости, какова ее природа?

Многие исследователи, сходятся во мнении, что начало застенчивости надо искать в детстве, это может быть:

Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Часто родители таких детей также не уверены в себе. Ребенок может копировать родительскую модель поведения.

Стрессовые, травмирующие события в жизни ребенка, нарушение чувства безопасности: публичное критическое оценивание, высмеивание ребенка, - в результате у него может сложиться впечатление о себе, как о неуклюжем, некрасивом, плохом и недостойном человеке; существенные изменения жизни – переезд, переход в новый садик, серьезные проблемы в семье; отвержение со стороны важного для него человека или детского коллектива – застенчивым поведением он пытается обезопасить себя от новой травмы.

Характер общения в семье. Родители, критикуя ребенка, предъявляют завышенные требования и ожидания к нему, и при этом отношения лишены теплоты и принятия.

Ранняя и потому болезненная разлука с матерью может служить причиной повышенной чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей. Дети до трехлетнего возраста часто очень привязаны к матери. Им трудно контактировать с окружающим миром, особенно если матери нет поблизости.

 

Формы проявления застенчивости

    Отказ от новых знакомств, посещения новых мест, общения с новыми людьми; долгое привыкание к незнакомой обстановке; трудности при вступлении в контакт; тихий голос; активное сопротивление тому, чтобы быть в центре внимания; отсутствие или очень ограниченное число друзей; трудности в отстаивании своих интересов; частое смущение, чувство вины, пугливость, обидчивость.

Рассмотрим обобщенный портрет застенчивого ребенка. Застенчивый ребенок — это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой — не решается себя проявить, потому что ему кажется, что он хуже других. Обладая повышенной чувствительностью, он обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Но в то же время он сосредоточен на своих переживаниях и сам не делает шагов навстречу другим людям. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я, подвергает сомнению высокую ценность собственной личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия». Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости  сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Родители занимают центральное место в жизни ребенка, они обладают огромными возможностями оказывать влияние на его развитие. Важно помнить, что в ребенке можно развить, не только навык чтения или счета, но и сформировать жизненно важные качества. такие как: пассивность или самостоятельность, внушаемость или критичность, а можно развить застенчивость.

Крайне важно осознавать  свою силу и не пускать ситуацию на самотек, «мол, таким уродился», необходимо помнить, что в любом случае ответственность за детей лежит на родителях. Призываю вас быть более гибкими и внимательно относиться к потребностям и возможностям самого ребенка.

Избегайте называть ребенка застенчивым, даже если видите признаки этого качества. Нет плохих или хороших качеств личности или черт характера. Любое болезненное заострение каких-либо черт является маячком проблемы, а не проблемой как таковой. Возможно,  стеснительность вызвана неуверенностью в себе, неумением общаться, зависимостью от мнения и оценок других. Роль родителей в формировании самовосприятия и самооценки ребенка огромна.

Предлагаю вашему вниманию несколько "профилактических" мер в борьбе с застенчивостью:

1. Активность и стремление к самостоятельности – естественная форма существования ребенка. Поддерживайте его стремление к самостоятельности, разрешите ему ошибаться и дайте время на освоение новых навыков (одеваться, правильно держать ложку и т.п.). Даже если ритм вашей жизни стремителен, найдите для этого время, оно того стоит.

Родительское желание контролировать ребенка и управлять им, требовать его безоговорочного послушания формирует зависимую личность, не способную к самостоятельным решениям и поступкам. Желая чувствовать свою «нужность и важность» родители, зачастую, воспитывают покорных, незаметных «серых мышек».

2.Похвала – бесценный «витамин» необходимый для сохранения психологического здоровья и социальной адаптивности. Помните, что в любом человеке можно найти привлекательное качество или особенность. Важно, чтобы ваши комплименты были искренними и звучали «к месту», т.к. дети очень чувствительны к фальши.

3.Знайте, что нет детей-неудачников, есть только неудачно выполненные задания или неудачи из-за отсутствия нужных навыков. А это сигнал для родителей: либо цель неверна, либо путь достижения цели ошибочен. Хотите достижения цели – научите ребенка как это сделать.

4. С раннего возраста поощряйте общение ребенка с другими детьми и с вами, стимулируйте активность ребенка при общении с разными людьми. Обращайте внимание, если другие дети игнорируют вашего ребенка, старайтесь узнать причину. Будьте внимательны к причинам, вызывающим нежелание вашего ребенка участвовать в общих играх и праздниках.

5. Выражайте свою любовь! Говорите своим детям: «Я люблю тебя», даже если они выросли. Обнимайте чаще своих детей, это прибавит им уверенности в своих силах и позволит спокойнее реагировать на критику в свой адрес.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.