Мудрость великих - "созерцание является единственным способом человеческого познания".
Ну тут сразу понятно, что мы все - не созерцатели. Даже говорить особо не о чем: ну не созерцатели мы - жители XXI века.
Но это только полбеды.
Настоящая проблема заключается в том, что мы - жители XXI века - еще и не наблюдатели. А без наблюдения познать мир никак не получится.
Мы не привыкли наблюдать. Мы не учились и не учимся наблюдать. Поэтому, естественно, мы этого делать не умеем.
Когда мы встречаем нового человека, нам очень важно, что он нам скажет. Мы прокручиваем в голове его слова, и делясь с близкими людьми впечатлениями о новом знакомстве, вспоминаем именно то, что человек говорил. И только если человек сделает нечто нас поразившее, мы обращаем внимание на поступок, а не на слова: "Мама, он всегда пропускает женщину вперед!", "Ты представляешь, он за обедом ест двумя руками поочереди!". Но мы крайне редко делаем выводы о человеке,исходя из наблюдений за ним.
Уверенна, что многие когда-либо проходили собеседование при поступлении на работу, а может быть, и сами его проводили. Что делает потенциальный работодатель на собеседовании? Изучает анкету и задает по ней вопросы, вместо того, чтобы наблюдать за тем, кого хочет взять на работу. Есть, конечно, и те, кто наблюдает. Но в большинстве случаев именно анкета, а не наблюдение явялется решающим фактором.
Много ли Вы видели в метро людей, которые с интересом наблюдают за окружащими, а не сидят уткнувшись в свои гаджеты. Как много людей торопятся по улицам по свои делам и как мало - просто прогуливаются, наблюдая за происходящим.
Короче говоря, нет у нас такой привычки наблюдать за происходящим.
Наблюдать за человеком, его поведением? Нет. Это неприлично. Неловко, неправильно, наконец. Надо очень хорошо понимать, что, поскольку у нас нет умения наблюдать, мы должны особенно сосредоточиться на этом, когда речь идет о наших детях. Как известно, есть только один способ избавиться от старой привычки - обревсти новую. Если мы хотим воспитывать наших детей гармонично, то внимательное наблюдение за ребенком должно стать нашей привычкой.Если мы не умеем наблюдать за своим ребенком, то у нас не получится не навязывать свои знания, а отталкиваться при обучении от того, что интересно маленькому человеку.
Наши дети всегда наблюдают мир. Потому что наблюдение есть естественное качество человека. Младенец - нравственный идеал человека. Наши детские привычки естественны и нам необходимы. Да! В детстве мы имели такую привычку:наблюдать. Потом она сменилась другой: быстро мчаться по жизни, делая свои дела. Теперь нужно вернуться к детской: не мчаться, а наблюдать.
На смом деле речь идет о том, что предметом нашего общения с детьми должны быть не наши умствования, а обсуждения того, что видит ваш ребенок; разбор ваших наблюдений за наблюдениями ребенка, если позволительно так выразиться.
Тоесть, сначала необходимо показать, пронаблюдать за реакцией ребенка, а уж потом - рассказывать.