Духовно-нравственный кризис, переживаемый нашим обществом,
особенно негативно отражается на наших детях. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье школьников становится сегодня наиболее актуальным. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие.
Наша задача состоит в том, чтобы вылечить духовно больных детей,
укрепить духовное здоровье и проводить постоянную его профилактику. И это, наверное, одна из сложнейших воспитательных задач. Ведь оценочных критериев нет, это сугубо личное качество человека.
Общение с ребёнком на духовном уровне не может опираться на
отдельные техники оздоровления и методики обучения. Необходима определённая, длительная и систематическая воспитательная работа.
Духовное здоровье детей заботит нас как на урочной, так и во внеурочной
деятельности. Мы видим несколько путей решения данной проблемы.
Один из них – это создание положительной эмоциональной обстановки обучения и воспитания, что достигается особой расположенностью учителя к ученикам – требовательное, но справедливое, внимательное и доброжелательное. Облик учителя, манера обращения, общения с детьми, широта его кругозора – это всё влияет на отношение детей не только к учителю и его урокам, но и к жизни, и миру в целом. Учитель должен быть образцом для подражания, примером духовно здорового человека. А это не так-то просто в наше время, когда так много соблазнов, когда стёрты рамки дозволенности, когда происходит замена нравственных догм. Но профессия – учитель – возлагает на нас определённую ответственность перед обществом.
Одной из важнейших воспитательных задач школы мы видим в том,
чтобы утвердить в каждом маленьком человеке доброту и сердечность, чуткость ко всему живому. Только доброта открывает ребёнку радость познания мира и человеческих взаимоотношений. Доброте, как грамоте, нужно учить.
Благодатной почвой для этого являются уроки литературного чтения и
окружающего мира. Обсуждение произведений или тем строится в форме доверительных диалогов и бесед, с особым вниманием и осторожностью затрагивающих нежные и открытые чувства детей. Чтение – инструмент овладения знаниями и вместе с тем источник богатой духовной жизни. Раз в неделю мы ходим в районную библиотеку на уроки внеклассного чтения. Это стало для нас своеобразным культурным ритуалом. Ребята учатся общаться, понимать людей, анализировать и делать выводы. Произведения для чтения подбирают библиотекари с большим вниманием и заботой о духовном здоровье детей. Вот лишь несколько таких книг: «Сын полка» Валентина Катаева, «Та сторона, где ветер» Владислава Крапивина, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Лоскутик и облако» Софьи Прокофьевой, «Рассказы о животных» Э. Сетон-Томпсона и многие другие.
Воспитание доброты – главная задача такого курса как «Акция добра».
Название курса говорит само за себя. Акции самые разнообразные. Это и забота о природе: помощь приюту для бездомных животных, подкармливание птиц зимой, посадка деревьев, сбор макулатуры, традиционное проведение Дня Земли. Это и внимательное отношение к людям: выступление с концертами перед детьми с ограниченными возможностями, перед стариками в Декаду пожилого человека, перед ветеранами в День Победы. Мы принимаем участие и в общероссийских акциях. Примером может служить акция «Вместе» по сбору средств на помощь пострадавшим от наводнения. И здесь важно сказать ещё об одном моменте. Добрые дела творятся совместно. Это дух коллективного сопереживания и милосердия. Чем глубже ребёнок проявляет любовь к живому, тем чувствительней и тоньше становятся отношения в коллективе. Воспитание доброты требует от учителя большого такта, чуткости и терпения.
Духовному здоровью способствует приобщение детей к культурным
традициям русского народа. Во внеурочное время мы занимаемся в Школе традиционной русской культуры «Васюганье», где дети знакомятся с русскими песнями, танцами, играми. А потом с этими музыкальными произведениями выступают на концертах. Мы являемся активными участниками цикла мероприятий, проводимых АНО Центр развития личности « Мир на ладони», под общим названием «Картинки по старинке». Это своеобразный фольклорный театр жизни для младших школьников: игры, хороводы, праздники.
Мы заметили, что весь этот материал дети воспринимают активно,
эмоционально, с большим интересом и желанием. Видимо, у детей на генетическом уровне заложено традиционное русское начало. Только его надо разбудить.
Маленькому человеку присуще стремление к красоте. Но если не
поддерживать это стремление, а в дальнейшем не развивать, то оно исчезнет. Человек не сможет увидеть и понять красоту не только внешнюю, но и внутреннюю. Познавая красоту человека, ребёнок начинает смотреть на себя, сравнивать и встраивать в окружающий мир. И здесь очень важен положительный пример. Пусть этим идеалом будет человек из героического прошлого нашей Родины. Курс «Маленький патриот» - это вехи Отечественной истории, представленные в доступной для младших школьников форме. История не просто рассказывается, а ведутся обсуждения и обмен мнениями. Детям нравится смотреть исторические фильмы, которые демонстрируются им при изучении данного курса. Тут важен не только патриотический контекст, но сам коллективный просмотр: вместе переживать, чувствовать, огорчаться и радоваться. К сожалению, в семьях такого сейчас нет.
Ребята восхищаются героями, историческими личностями, гордятся
Родиной. Всё это поможет детям лучше понять себя и других в этом мире, воспитать в себе нравственную личность.
Проблема духовного здоровья подрастающего поколения стала решаться
и на государственном уровне. О чём свидетельствует введение в школьную программу курса ОРКиСЭ.
Известно, что в данном курсе есть несколько модулей, прерогатива
выбора для преподавания остаётся за родителями. Наши родители выбрали «Основы православной культуры», причём единодушно, с надеждой на последующий положительный результат.
Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана
с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогике, в народном быту и даже в форме политического управления страной.
Такие традиционно христианские моральные ценности как добро, любовь
к Родине, людям, самопожертвование собою ради ближних, целомудрие, чистота, верность отеческим заветам являются и в современном мире общечеловеческими нравственными ценностями.
Детям нравятся уроки православия (так они называют этот предмет).
Ребята вступают в диалог, обсуждение, ведут беседу, задают волнующие их вопросы. Для большей образности используем на уроках мультфильмы духовного содержания. Они вызывают большой отклик в сердцах детей.
От того, каким будет подрастающее поколение, зависит судьба нашей
страны в будущем. И в этом огромную роль играет духовное здоровье нации, состоящее из духовного здоровья каждого ребёнка. Видя горящие глаза детей, слушая их простые и чистые откровения, понимаешь, что в этом мире не всё потеряно. Будущее есть, и оно – светлое.
Калинина Н.В.