12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья Владимировна897
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Дорога добра»

Духовно-нравственный   кризис, переживаемый нашим обществом,

особенно  негативно отражается на наших детях. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье школьников становится сегодня наиболее актуальным. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят  обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие.
 
Наша  задача  состоит   в  том,  чтобы  вылечить  духовно  больных детей, 
укрепить духовное здоровье и проводить постоянную его профилактику. И это, наверное, одна из сложнейших воспитательных задач. Ведь оценочных критериев нет, это сугубо личное качество человека. 
 
Общение  с  ребёнком  на  духовном  уровне   не   может   опираться   на 
отдельные техники оздоровления и методики обучения. Необходима определённая, длительная и систематическая  воспитательная работа.
 
Духовное здоровье детей заботит нас как на урочной, так и во внеурочной
деятельности. Мы видим несколько путей решения данной проблемы.
 
Один из них – это  создание  положительной  эмоциональной  обстановки  обучения  и воспитания, что достигается особой расположенностью учителя к ученикам – требовательное, но справедливое, внимательное и доброжелательное. Облик учителя, манера обращения, общения с  детьми, широта его кругозора – это всё влияет на отношение детей не только к учителю и его урокам, но и к жизни, и миру в целом. Учитель должен быть образцом для подражания, примером духовно здорового человека. А это не так-то просто в наше  время, когда так много соблазнов, когда стёрты рамки дозволенности, когда происходит замена нравственных догм. Но профессия – учитель – возлагает на нас определённую ответственность перед обществом.
 
Одной  из важнейших  воспитательных  задач  школы  мы  видим  в  том, 
чтобы утвердить в каждом маленьком человеке доброту и сердечность, чуткость ко всему живому. Только доброта открывает ребёнку радость познания мира и человеческих взаимоотношений. Доброте, как грамоте, нужно учить. 
 
Благодатной  почвой  для этого  являются  уроки  литературного чтения  и 
окружающего мира. Обсуждение произведений или тем строится в форме доверительных диалогов и бесед, с особым вниманием и осторожностью затрагивающих нежные и открытые чувства детей. Чтение – инструмент овладения знаниями и вместе с тем источник богатой духовной жизни. Раз в неделю мы ходим в районную библиотеку на уроки внеклассного чтения. Это стало для нас своеобразным культурным ритуалом. Ребята учатся общаться, понимать людей, анализировать и делать выводы. Произведения для чтения подбирают библиотекари с большим вниманием и заботой о духовном здоровье детей.  Вот лишь несколько таких книг: «Сын полка» Валентина Катаева, «Та сторона, где ветер» Владислава Крапивина, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Лоскутик и облако» Софьи Прокофьевой, «Рассказы о животных» Э. Сетон-Томпсона и многие другие.
 
Воспитание  доброты – главная  задача  такого  курса  как  «Акция добра».  
Название курса говорит само за себя. Акции самые разнообразные. Это и забота о природе: помощь приюту для бездомных животных, подкармливание птиц зимой, посадка деревьев, сбор макулатуры, традиционное проведение Дня Земли. Это и внимательное отношение к людям: выступление с концертами перед детьми с ограниченными возможностями, перед стариками в Декаду пожилого человека, перед ветеранами в День Победы. Мы принимаем участие и в общероссийских акциях. Примером может служить акция «Вместе» по сбору средств на помощь пострадавшим от наводнения. И здесь важно сказать ещё об одном моменте. Добрые дела творятся совместно. Это дух коллективного сопереживания и милосердия. Чем глубже ребёнок проявляет любовь к живому, тем чувствительней и тоньше становятся отношения в коллективе. Воспитание доброты требует от учителя большого такта, чуткости и терпения.
 
Духовному   здоровью   способствует   приобщение   детей  к  культурным 
традициям русского народа.  Во внеурочное время мы занимаемся в Школе традиционной русской культуры «Васюганье», где дети знакомятся с русскими песнями, танцами, играми. А потом с этими музыкальными произведениями выступают на концертах. Мы являемся активными участниками  цикла мероприятий, проводимых  АНО Центр развития личности « Мир на ладони», под общим названием «Картинки по старинке». Это своеобразный фольклорный театр жизни для младших школьников: игры, хороводы, праздники.
 
Мы  заметили,  что  весь   этот   материал  дети   воспринимают  активно, 
эмоционально, с большим интересом и желанием. Видимо, у детей на генетическом уровне  заложено традиционное русское начало. Только его надо разбудить.
 
Маленькому   человеку   присуще   стремление  к  красоте.   Но  если  не 
поддерживать это стремление, а в дальнейшем не развивать, то оно исчезнет. Человек не сможет увидеть и понять красоту не только внешнюю, но и внутреннюю. Познавая красоту человека, ребёнок начинает смотреть на себя, сравнивать и встраивать в окружающий мир. И здесь очень важен положительный пример. Пусть этим идеалом будет человек из героического прошлого нашей Родины. Курс «Маленький патриот» - это вехи Отечественной истории, представленные в доступной для младших школьников форме. История не просто рассказывается, а ведутся обсуждения и  обмен мнениями. Детям нравится смотреть исторические фильмы, которые демонстрируются им при изучении данного курса. Тут важен не только патриотический контекст, но сам коллективный просмотр: вместе переживать, чувствовать, огорчаться и радоваться. К сожалению, в семьях такого сейчас нет. 
 
Ребята  восхищаются   героями,  историческими  личностями,   гордятся 
Родиной. Всё это поможет детям лучше понять себя и других в этом мире, воспитать в себе нравственную личность.
 
Проблема духовного здоровья подрастающего поколения  стала решаться 
и на государственном уровне. О чём свидетельствует введение в школьную программу курса ОРКиСЭ. 
 
Известно,  что  в  данном  курсе  есть  несколько  модулей,  прерогатива 
выбора для преподавания остаётся за родителями. Наши родители выбрали «Основы православной культуры», причём единодушно, с надеждой на последующий положительный результат. 
 
Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана 
с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогике, в народном быту и даже в форме политического управления страной.
 
Такие традиционно христианские моральные ценности как добро, любовь 
к Родине, людям, самопожертвование собою ради ближних, целомудрие, чистота, верность отеческим заветам являются и в современном мире общечеловеческими нравственными ценностями.
 
Детям  нравятся  уроки  православия  (так  они  называют  этот  предмет). 
Ребята вступают в диалог, обсуждение, ведут беседу, задают волнующие их вопросы. Для большей образности используем на уроках мультфильмы духовного содержания. Они вызывают большой отклик в сердцах детей. 
 
От  того,  каким будет  подрастающее поколение,  зависит судьба нашей 
страны в будущем. И в этом огромную роль играет духовное здоровье нации, состоящее из духовного здоровья каждого ребёнка. Видя горящие глаза детей, слушая их простые и чистые откровения, понимаешь, что в этом мире не всё  потеряно. Будущее есть, и оно – светлое. 
 
Калинина Н.В.
Опубликовано в группе «Дорога добра»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.