12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иваненко Наталья Ивановна73
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Добрая половина забот – о здоровье детей

В.А. Сухомлинский о здоровье школьников «Добрая половина забот – о здоровье детей»

В своих книгах «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа» и др. В.А. Сухомлинский немаловажное значение придавал вопросу о здоровье детей.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4-х лет обучения, то добрая половина их о здоровье» (1,87)

«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе – это беседы здоровье малышей».

Особенно остро вопрос о здоровье детей ставился в послевоенные годы. Сухомлинский пишет в своей книге: « В пище детей не хватало важных веществ необходимых для укрепления организма, предотвращения простудных заболеваний и нарушений обмена веществ. Только в 8 семьях был мед, а мед – это, образно говоря, кусочек солнца на тарелке.

Я беседовал с родителями, убеждал их в том, какое большое значение для здоровья детей имеет употребление меда. Уже в конце сентября 15 родителей приобрели по 1-2 семьи пчел. Весной пчелы были уже в 23 семьях». (1,41)

Наблюдение и специальное исследование, проведенные в течение ряда лет, привели к тревожному выводу: уходя в школу 25% детей младшего возраста не завтракают – утром или не хочется есть; 30% едят утром меньше половины того, что необходимо для нормального питания; 23% детей едят половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требуют нормы. После нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не позавтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ученик приходит из школы, несколько часов на свете он не ел, но настоящего, здорового аппетита у него нет. Родители часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи – супа, борща, каши, молок; им хочется поесть что – нибудь вкусное (1,89)

Мы приучали малышей не бояться сквозняков; жизнь убеждала, что никакие сквозняки не страшны, если человек привык к ним с детства. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного помещения – так же важно, как и привить санитарно – гигиенические навыки. (1,91)

Эликсиром здоровья является воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений – пшеницы, ржи, гречихи, а так же луговых трав. Я часто приводил детей в поле – пусть дышат воздухом, настоянным на аромате хлебных растений. Посадите под окном спальни ваших детей несколько ореховых деревьев, советовал я родителям. Это растение насыщает воздух фитонцидами, убивающими многие болезнетворные микробы. Запах ореха не переносят вредные насекомые. Там, где есть орех, нет мух и комаров. (1,42)

Меня волновал вопрос: почему у многих детей плохое зрение? Почему уже в 3 классе ребенку приходится пользоваться очками? Наблюдение над детьми младшего возраста привели к выводу, что дело здесь не только в переутомление от чтения, сколько в неправильном режиме, особенно в том, что питание бедно витаминами, что ребенок не закаляется физически, легко поддается простудным заболеванием. Некоторые заболевания, перенесенные в детстве, отражаются на зрении. Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка – все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждение красотой окружающего мира.(1,42).

Годы наблюдений за детьми столкнули меня с тревожными явлениями: весной, начиная марта, у всех детей слабеет здоровье. Ребенок как бы выдыхается: ослабляется сопротивляемость организма простудным заболеваниям, снижается работоспособность. Особенно заметно в весенние месяцы ухудшается зрение.

Объяснение этих явлений я нашел в трудах медиков и психологов: В весенние месяцы резко изменяется ритм взаимодействия систем организма . Причина в том, что в организме исчерпывается запас витаминов, к весне дает о себе знать резкий спад активности солнечной радиации, и продолжительная напряженная умственная деятельность приводит нервную систему в состояние усталости.(1,42)

Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставание в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детское живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно- сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно- кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление- это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких- то физиологических изменений или нарушений функций клеток коры полушарий. У отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. Малейшие попытки улучшить питание вызывают реакцию: на теме выступают прыщики. Самые тщательные анализы ни о чем не говорят: все так будто благополучно. В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением облика веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушений ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Особенно возрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости. Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Иные дети на вид кажутся здоровыми, а при внимательном изучение их труда открывается какой-нибудь скрытый недуг. И вот что интересно: скрытые недуги и недомогания оказываются особенно заметными тогда, когда учитель стремится напомнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы» не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот « ускоренный темп непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движение становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его « в упряжке» и понукает: скорее, скорее…

Мы не допускаем увлечение теми приемами «эффективного», « ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок - живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относится заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского организма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженного умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания (2,47)

Здоровье зависит от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска процесса самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания (1,90)

Если ребенок в течение нескольких часов сидит перед сном за уроками, он становиться неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках – это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе – в саду, играть (2, 150)

Восстанавливающая роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он трудится в течение дня. Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые 5-10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5- 7 часов перед сном (а для ослабленных и перенесших болезнь этот труд недопустим в течение 8- 9 часов перед сном).

Опыт убеждает, что при правильной постановке всей учебно- воспитательной работы (особенно процесса изучения нового материала на урока) за 1.5- 2 часа (иногда за 2.5 часа) умственного труда утром можно сделать в 2 раза больше, чем за такое же время после уроков.

В качестве главных занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику … Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте.

Самовоспитание красоты осанки - один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику.

Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и неспособных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти ажиотажем борьбы за мнимую честь школы.

Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.

.Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармоний тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармоний является радость творчества.

Литература

1. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям, - Киев, « Радянська школа» , 1969.

2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.- М.: Просвещение , 1969

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.