Технологическая карта урока «Познанье души человеческой» (Русский язык, 10 класс)
Технологическая карта урока
Керпельман Раиса Идельна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
г. Челябинск, МБОУ СОШ № 45
Познанье души человеческой ( по рассказу В. Шукшина «Беспалый»
Шукшин создал целую галерею запоминающихся персонажей,
единых в том, что все они демонстрируют разные
грани русского национального характера.
И. Дедков
«…может, это та любовь, о которой мечтают женщины
и на которую не способны мужчины»
А. И Куприн
Образовательные задачи урока: расширить представление учащихся об особенностях произведений В. Шукшина
Развивающие задачи урока:
развитие умения самостоятельно исследовать художественное произведение;
развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.
Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.
Оборудование урока:
Тексты рассказа «Беспалый»,
портрет В.М. Шукшина,
подборки критических статей о данном рассказе
гроздья калины
презентация
Тип урока: комбинированный
Основной метод: технология продуктивного чтения
Конспект |
Примечания |
||
1. Эмоциональный настрой на урок |
|||
Добрый день! Начинаем наш с вами урок литературы. Сегодня необычно всё: природа за окном, моё, и надеюсь, ваше желание раскрыть проблемы рассказа В. Шукшина «Беспалый». |
|
||
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность |
|||
А) 1 группа В исполнении учащихся 11-го класса звучит любимая песня В.Шукшина « Миленький ты мой» из кинофильма “Печки-лавочки”. Б) Чтение стихотворения учащимся Борис Рахманин “АЛТАЙНА” (Стихотворение посвящается В.М. Шукшину) Ваше слово не кануло в Лету, _________________________________________________ 3. Введение в тему Слово учителя: сегодня продолжаем знакомиться с творчеством В.М. Шукшина, его героями, остро реагирующими на несправедливость и зло, живущих по велению сердца, и порой непонятными для окружающих. Я уверена, что совместными усилиями мы придём к выводу, чем же интересен герой рассказа В. Шукшина «Беспалый». |
Приём «Прояви талант»
|
||
4.Тема урока и цели Учитель: Тема нашего урока «Познанье души человеческой (по рассказу В. Шукшина «Беспалый») Определите, пожалуйста, составляющие урока и его цели: выделить нравственные и философские проблемы рассказа, понять мотивацию поступков героя и проникнуться его чувствами, расширить представления об особенностях индивидуальной манеры Шукшина, подготовиться к сочинению-рассуждению по предложенному отрывку из рассказа «Беспалый» |
Приём соавторства учителя и ученика ( совместно с учителем учащиеся определяют цели урока |
||
5. Отработка умений и навыков по теме урока Учитель: В.М. Шукшин подчас выносил в заголовок имя или прозвище героя: «Артист Федор Грай» «Степка», , «Мужик Дерябин», «Алеша Бесконвойный», “Свояк Сергей Сергеевич», « Гринька Малыгин»,. Бесспорно, такой прием является средством выделения героя из числа других действующих лиц, который становится для читателей некой загадкой из-за своей непохожести, чудаковатости. видят. Выбор имен в произведениях Шукшина и форма их подачи не случайны. Лингвист П. В. Флоренский считал, что характер человека и его судьба заключены в имени. Через имя Шукшин выходит на мифопоэтический и литературный контекст. прозвище –«название человеку, даваемое по какой-нибудь характерной черте, свойству». В первом предложении рассказа узнаем настоящее имя героя – Серега Безменов. Беспалый и Безменов – фамилия героя и его прозвище созвучны, хотя и расшифровываются совершенно по-разному. Беспалый, так как герой лишился пальцев, а фамилия Безменов ( от слова безмен) согласно Новому толково-словообразовательному словарю русского языка Т. Ефремовой, безмен –весы. Весы- равновесие, некая оценка достоинств и недостатков человека 3 группа-литературоведы. Учащиеся выступают с сообщениями о семейной жизни Серёги и Клары, обращая внимание на художественные особенности произведения ( (используются метафоры, разговорные слова)
|
|||