12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Керпельман Раиса Идельна19


 

Технологическая карта урока

Керпельман Раиса Идельна,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория

г. Челябинск, МБОУ СОШ № 45


Познанье души человеческой ( по рассказу В. Шукшина «Беспалый»


Шукшин создал целую галерею запоминающихся персонажей,

единых в том, что все они демонстрируют разные

грани русского национального характера.

И. Дедков

«…может, это та любовь, о которой мечтают женщины

и на которую не способны мужчины»

А. И Куприн


 

Образовательные задачи урока: расширить представление учащихся об особенностях произведений В. Шукшина

Развивающие задачи урока

развитие умения самостоятельно исследовать художественное произведение;

развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.

Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.

Оборудование урока:

Тексты рассказа «Беспалый»,

портрет В.М. Шукшина,

подборки критических статей о данном рассказе

гроздья калины

презентация

Тип урока: комбинированный

Основной метод: технология продуктивного чтения

Конспект

Примечания

1. Эмоциональный настрой на урок

Добрый день! Начинаем наш с вами урок литературы. Сегодня необычно всё: природа за окном, моё, и надеюсь, ваше желание раскрыть проблемы рассказа В. Шукшина «Беспалый».


 


 

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность


 

А) 1 группа

В исполнении учащихся 11-го класса звучит любимая песня В.Шукшина « Миленький ты мой» из кинофильма “Печки-лавочки”.

Б) Чтение стихотворения учащимся

Борис Рахманин

“АЛТАЙНА”

(Стихотворение посвящается В.М. Шукшину)

Ваше слово не кануло в Лету,
Не рассыпалось золото в медь,
Смотрим, дух затаив, киноленту
Под названием: жизнь или смерть.
Пусть идет этот фильм без экрана –
На просмотре его вся страна.
Как талантливо, нет, гениально
Вы сыграли в нем роль Шукшина.
То веселый, то хмурый, то грустный,
Скрыв за смехом сердечную боль,
Вы остались собою в искусстве…
Быть собою – труднейшая роль!

_________________________________________________

3. Введение в тему

Слово учителя: сегодня продолжаем знакомиться с творчеством В.М. Шукшина, его героями, остро реагирующими на несправедливость и зло, живущих по велению сердца, и порой непонятными для окружающих.

Я уверена, что совместными усилиями мы придём к выводу, чем же интересен герой рассказа

В. Шукшина «Беспалый».


 


 


 


 

Приём

«Прояви талант»


 


 


 


 

4.Тема урока и цели

Учитель:

Тема нашего урока «Познанье души человеческой (по рассказу В. Шукшина «Беспалый»)

Определите, пожалуйста, составляющие урока и его цели:

выделить нравственные и философские проблемы рассказа,

понять мотивацию поступков героя и проникнуться его чувствами,

расширить представления об особенностях индивидуальной манеры Шукшина,

подготовиться к сочинению-рассуждению по предложенному отрывку из рассказа «Беспалый»


 


 


 

Приём соавторства учителя

и ученика

( совместно с учителем

учащиеся определяют цели урока

5. Отработка умений и навыков по теме урока

Учитель:

В.М. Шукшин подчас выносил в заголовок имя или прозвище героя: «Артист Федор Грай» «Степка», , «Мужик Дерябин», «Алеша Бесконвойный», “Свояк Сергей Сергеевич», « Гринька Малыгин»,. Бесспорно, такой прием является средством выделения героя из числа других действующих лиц, который становится для читателей некой загадкой из-за своей непохожести, чудаковатости. видят. 
2 группа- лингвисты.

Выбор имен в произведениях Шукшина и форма их подачи не случайны. Лингвист П. В. Флоренский считал, что характер человека и его судьба заключены в имени. Через имя Шукшин выходит на мифопоэтический и литературный контекст. 
Рассказ “Беспалый” назван по прозвищу героя. Так его назвали односельчане после того, когда он отрубил себе пальцы. 
По определению создателя словаря С. И .Ожегова,

прозвище –«название человеку, даваемое по какой-нибудь характерной черте, свойству». В первом предложении рассказа узнаем настоящее имя героя – Серега Безменов. Беспалый и Безменов – фамилия героя и его прозвище созвучны, хотя и расшифровываются совершенно по-разному. Беспалый, так как герой лишился пальцев, а фамилия Безменов ( от слова безмен) согласно Новому толково-словообразовательному словарю русского языка Т. Ефремовой, безмен –весы.

Весы- равновесие, некая оценка достоинств и недостатков человека 
Жену Сергея зовут Клара.
Это имя “Клара” восходит к латинскому «claudus – хромой». Шукшин тем самым включает в характеристику героини эту дьявольскую черту. 

3 группа-литературоведы.

Учащиеся выступают с сообщениями о семейной жизни Серёги и Клары, обращая внимание на художественные особенности произведения ( (используются метафоры, разговорные слова)

Сергей не показан до знакомства с Кларой, известно, что он

работает трактористом, трудяга, иногда выпивает с мужиками,

товарищи называют его «по-свойски», по- приятельски Серегой

(разговорная форма имени). Никакого намека на «святость»

в начале рассказа нет: парень как парень.

Встреча с Кларой стала для Сереги праздником, изменила

его жизнь, ошеломила до того, что у Сереги «заболело

сердце»,

он «забеспокоился». В кабинете медсестры он чуть не

потерял сознание, «кружилась голова от ее духов», «страх

сковал»,«боялся пошевелиться», в конце концов Серега

сморщился и заплакал. С появлением Клары герой утратил

былое имя и

из Сереги превратился в Серого, домашнего, послушного:

«бросил совсем выпивать», купил стиральную машину и

по субботам (после работы) «крутил бельишко в

предбаннике»,чтоб никто не видел.

Учитель: среди нескольких проблем, о которых размышляет

автор в рассказе «Беспалый» проблема власти женщины

над мужчиной.

Клара знала, как управлять мужем. Для Сереги

Безменова – Серого все, кроме жены, перестало

существовать. Он спешил домой, где его ждала сестричка

в белом халате (очень любил

Серый, когда жена надевала этот халат), целовал

ее в носик,вдыхал запах ее крашеных волос...

Стал бояться герой, что даже умом тронется, не вынесет

«такого счастья». Крутя стиральный аппарат, все думал

о Кларе, превратился в Серого в прямом смысле этого

слова, даже не замечал, что жену раздражает его любовь

Учитель: Почему деревенские не любили Клару?

Можно ли сказать, что они правы, т.к. женщина

оказалась недостойной такой любви.

4 группа.

Художественное чтение заключительного абзаца из рас-

сказа «Он думал: что ж, видно, и это надо было испытать

в жизни. Но если бы еще раз налетела такая буря, он

бы опять растопырил ей руки – пошел бы навстречу.

Все же, как ни больно было, это был праздник. Конечно, где праздник, там и похмелье, это так… Но праздник-то был? Был. Ну и всё»

Совместно с учителем учащиеся приходят к выводу, что к

чувствам окружающих нужно подходить очень осторожно,

не судить их только по отдельным поступкам. Например,

Сергея Безменова многие считали слабым, замкнутым,

не понимали, почему он не в состоянии забыть изменницу-

Клару.

Чтение сочинения-миниатюры «Можно ли опровергнуть слова

генерала Аносова (Рассказ А. Куприна

«Гранатовый браслет») Может, это та любовь, о которой

мечтают женщины, но на которую не способны мужчины»

 

6. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Перечислить проблемы, поднятые автором в прочитанном

отрывке.

Прокомментировать одну из проблем.

Привести аргументы, отражающие позицию автора.

7. Рефлексия:

Как рассказ «Беспалый» помог мне понять необычность

решения семейных проблем.

Что нового я открыл (а) для себя после чтения этого рассказа

Способствуют ли уроки подобного типа более

успешной работе над сочинением- рассуждением.

 

7. Домашнее задание.

А) дописать сочинение-рассуждение по предложенному отрывку

Б) Прочитать рассказы В Шукшина: « Гринька Малыгин»,

«Алеша Бесконвойный», выбрать отрывок для

сочинения-рассуждения и предложить одноклассникам.


 

Литература:

Василий Шукшин. Год выпуска: 2010. Издательство:

Азбука ISBN: 978-5-91181-968-2 Год: 2008

http://www.kakzovut.ru/names/klara.html

http://vo-ot.ru/otvet/chto-znachit-nikanor

И.Дедков Статья о Шукшине «Настоящее»

 
 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.