Конспект внеурочного занятия «Зачем человеку нужна школа. Как научить учиться»

2
1
Материал опубликован 6 October 2021






Конспект внеурочного занятия: «Зачем человеку нужна школа. Как научить учиться»

Форма: тренинг с элементами беседы.



​​​​​​​



Тема: «Зачем человеку нужна школа. Как научить учиться».

Цель: создание условий для осознания обучающимися необходимости учиться через упражнения и беседу о профессиях и личностных качествах.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания обучающихся о различных профессиях.

Учить устанавливать взаимосвязь между профессиями и учебными предметами, необходимыми для получения той или иной профессии.

Развивающие:

1. РУУД: развивать самоконтроль и самооценку.

2. КУУД: развивать умение слушать и слышать друг друга в процессе ответов на вопросы.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к труду посредством выполнения заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Отвечают на вопросы о профессиях.

Метапредметные:

1. Проявляют самоконтроль в процессе выполнения заданий и самооценку в конце занятия.

2. Внимательно слушают одноклассников, не перебивая.

Личностные:

1. Уважительно относятся к труду.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, задания.

План занятия:

1. Организационный этап. (1 мин)

2. Диагностический блок. (10 мин)

3. Конструирующий блок. (30 мин)

Подготовительный этап.

Основной этап.

Систематический этап.

4. Итоговый блок (4 мин)

Аналитический этап.

Рефлексический этап



Этап занятия

Задачи этапа (планируемый результат)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые формы, методы, приёмы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

1. Настроить учащихся на дальнейшую работу.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас занятие.


*приветствуют учителя.

Беседа



2.Диагностический блок.

1. Актуализировать знания учащихся о профессиях.

-Посмотрите на слайд. На нем вы видите анаграмму. Анаграмма – это слово, образованное путем перестановки букв исходного слова. Ваша задача - поставить буквы в правильный порядок, чтобы узнать, чему будет посвящено занятие.

ЯФССПРИОЕ (ПРОФЕССИЯ)

-Верно. Какое определение вы могли бы дать этому понятию?

-Молодцы. ПРОФЕ́ССИЯ - основной род занятий, трудовой деятельности. (Толковый словарь Ожегова)

--Как вы думаете, что мы будем делать на занятии? Какие задачи вы можете поставить?

-Задачи нашего занятия:

*Расширить знания о профессиях.

*Познакомиться с профессиями, появившимися недавно.

*Выполнить упражнения на знание профессий.


-А кто из вас уже задумывался, кем хочет стать в будущем? (спрашивает некоторых учеников, кем они хотят стать)

-Отлично. Я вижу, что вас большинство.

-А можно ли получить профессию сразу, без подготовки? Почему?


-Вы абсолютно правы. Сегодня вы школьники, ученики 4 класса. Но быстро пролетит время, вы закончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть ваша судьба.

*разгадывают анаграмму.







-Профессия.

-Вид деятельности, который помогает зарабатывать.

-То, кем работает человек.









*поднимают руки

*называют профессии.





-Нужно окончить специальное заведение – университет, институт.


Беседа

Объяснение

РУУД: самоконтроль.

КУУД: умение договариваться.

3.Конструирующий блок.

1. Создать условия для активного участия в упражнениях и беседе.

Игра «Самая-самая»

-Проверим, как много профессий вы знаете.

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

-Молодцы, вы знаете довольно много профессий.

-А теперь попробуем узнать, умеете ли вы описывать без слов профессию и угадывать

Упражнение «Отгадай профессию»

-Сейчас один из вас выйдет к доске, я покажу ему карточку с профессией, он попробует ее изобразить с помощью жестов, движений. Главное, не используя слова. А вы – поднимать руки и называть свои варианты.

(пожарный, кинолог, стюардесса)

-Молодцы, ребята.

-Ребята, у вас на столах лежат обрывки пословиц. Предлагаю объединиться в пары и составить их.

Какие труды, такие и плоды

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Труд человека кормит, а лень портит

-Итак, давайте зачитаем получившиеся пословицы.

-Верно. Как вы их понимаете?

-Да. Каждый человек трудится не только для того, чтобы заработать деньги и купить все необходимое - обувь, одежду, пищу, но и для того, чтобы всем нам жилось хорошо. Вот почему каждый человек на своем рабочем месте старается лучше работать.

-Тем не менее, для овладения профессиями необходимо обладать рядом качеств.

(у каждого ребенка карточка с качествами)

-На карточках вы видите набор качеств, над каждым из них поставьте букву п или о. П-положительные, о – отрицательные. Потом проверим.

Вежливость

Агрессивность

Грубость

Трудолюбие

Пассивность

Ответственность

Активность

Хвастовство

Внимательность

Неряшливость

Упорство

Холодность

Уверенность

-Давайте проверим.

-Верно. Положительные качества помогают не только при овладении профессией и в работе, но и в повседневной жизни. Какие из перечисленных качеств вы бы хотели приобрести? И почему?


Упражнение «Профессия — необходимое качество»

Сейчас я буду называть профессию, а вы – необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.

(те профессии, которые назвали ребята)

-Молодцы. Как вы могли заметить, некоторые качества незаменимы для каждой профессии.

Эти качества позволяет приобрести школа. За время обучения вы познакомитесь с различными предметами, которые будут основой в формировании у вас тех или иных положительных качеств, которые пригодятся вам в будущем.

-На каком учебном предмете вы могли приобрести некоторые положительные качества? Например, милосердие, уважение к труду, терпимость и т.д.

-Верно. На литературном чтении вы читаете различные произведения, высказываете свое отношение к поступкам персонажей, пробуете представить себя на их месте, получаете некоторые «уроки» из произведений.

-Тщательно изучая различные школьные предметы, вы сможете приобрести знания, которые пригодятся при получении той или иной профессии. Я буду называть вам профессию, а вы – учебные предметы, которые в большей степени необходимы для той или иной профессии.

(ветеринар, переводчик, писатель)

-Верно. Тем не менее, другие предметы не менее важны для каждого из нас. Они лежат в основе всем известных профессий, но и в основе новых.

Наше общество постоянно развивается, вместе с этим и появляется большое количество различных профессий. Какие новые профессии вы знаете?

-Молодцы!

-У вас на партах лежит тест, где вам потребуется объединиться в пары и угадать значение профессий. Возможно, одна из них вас заинтересует.

1. Логист — это:

а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции; в) организатор конференций и симпозиумов.

2. Веб-дизайнер — это:

а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов.

3. Фандрайзер — это:

а) тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации; б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.

4. PR-агент — это:

а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) посредник между организациями и людьми.

5. Культуролог — это:

а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества; в) предсказатель будущего.

-Давайте проверим.

-Молодцы. Логист занимается доставкой товара и разрабатывает наиболее правильную схему поставок (короткий путь).

Веб-дизайнер создает проекты веб-сайтов.

(место в интернете, где содержится информация по каким-либо вопросам).

Фандрайзер занимается поиском денежных или человеческих ресурсов для своей компании.

Пиар-менеджер занимается рекламой фирмы и связывается с клиентами и сотрудниками.

Культуролог занимается изучением народов, их традиций и обрядов.


-В начале занятия я спрашивала, кем вы хотите стать и многие из вас подняли руки, что определились с выбором.

-Но сейчас мы попробуем пройти тест и выявить, какие профессии вам подходят.

-Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. (инженер)

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. (писатель)

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. (дизайнер, драматург)

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

-Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и неким толчком к развитию этих способностей.








*называют профессии.
























*в парах соединяют пословицы.








*зачитывают пословицы.


- О труде человека.

*объясняют значение.













*на карточках распределяют.












*ученик зачитывает, остальные сверяют и дополняют.








*называют качества.






*называют качества к каждой названной профессии.








*называют учебные предметы и аргументируют.













-Литературное чтение.










*выполняют тест в парах.




















*называют профессии.
































*называют профессию и значение.






*выполняют задание.





*называют, как понимают слово веб-сайт.

Беседа


КУУД: умение слушать и слышать.

РУУД: умение контролировать свою деятельность.

КУУД: вести диалог с учителем.

4.Итоговый блок

1. Создать условия для подведения итогов занятия учащимися и самооценки.

-Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

-Ребята, какие задачи занятия мы ставили?

-Какое упражнение вам больше всего запомнилось?

-Помогли ли упражнения задуматься об определенной профессии?

(Цель – выяснение эмоционального отношения к занятию)

- На доске вы видите вазу.

Возьмите цветок определенного цвета, напишите, кем бы вы хотели стать в будущем на цветочке определенного цвета и прикрепите к вазе. Розовый – узнали что-то новое, занятие понравилось. Голубой – занятие не понравилось, многое вам было известно.

-В завершение, хотелось бы сказать, что выбор профессии – серьезный выбор и, пока у вас есть время до выпуска из школы – серьезно задумайтесь над этим. Надеюсь, каждый из вас сделает правильный выбор.

-До свидания!



















*отвечают на вопросы.









*приклеивают смайлики.


РУУД: самооценка.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мне кажется, название не совсем соответствует содержанию. Это занятие про выбор профессии, школу затрагивает настолько фрагментарно, что на вопросы, озвученные в название, ответа дать и не может

6 October 2021