Эссе «Учить учиться»
ЭССЕ
Учить учиться
Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле.
Я.А. Коменский.
Эпиграфом для своего эссе я взяла слова Я. А. Коменского, известного педагога XVII века, которые, на мой взгляд, лучше других раскрывают суть темы «Учить учиться». Как говорится в старой притче, чтобы накормить голодного, дайте ему не рыбу, а удочку. Именно этот принцип положен в основу развития личностных компетенций ученика XXI века. Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту, понимаю, что на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел новый – «Образование на протяжении всей жизни».
В толковом словаре Ожегова находим определение: «закон – это связи и взаимозависимость каких-нибудь явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями». Какие же связи и взаимозависимость в явлениях «учить» и «учиться»?
Да, в самом деле, это «вечный закон», вызывающий споры, размышления и оценку собственной деятельности учителя, который «учит учиться, учит учить и учится сам».
«Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет» (Сташа Таушер).
Я окончила школу в 1983 году, то есть являюсь «продуктом» советской системы образования, которую сегодня не критиковал разве только ленивый. Но все ли было плохо? Я помню, что в каждом кабинете висели стенды «Учить учиться», содержание которых было тщательно отобрано нашими учителями, переработано с учетом возрастных особенностей школьников. Здесь можно было найти советы по организации ученического труда: как составить конспект, на что обратить внимание при решении задач, написании сочинения. Напомню, Интернета не было, и с помощью одного «клика» мышки эту информацию было не найти. Педагоги учили нас на своих уроках работать с книгой, пересказывать тексты, читать стихи, оформлять письменные работы, решать задачи...
Мне повезло: на пороге школы меня встретили добрые и мудрые наставники, которые не жалея сил и времени вели меня в страну Знаний, заставляя мое детское воображение замирать от восторга, когда то, что казалось сложным, укладывалось в стройную систему, которую мы называем «разложить по полочкам».
С величайшей благодарностью вспоминаю своих педагогов – истинных профессионалов, для которых главным в работе было пробудить мысль в каждом из нас, заставить шевелить мозгами. Именно такими были уроки физики у Алексея Николаевича Скворцова, который убеждал нас, что именно его предмет – это инструмент, помогающий раскрыть тайны бытия. И поэтому мальчишки не спешили домой после занятий: в лаборатории они вместе с Алексеем Николаевичем разбирали двигатели мотоциклов, готовили гирлянды для школьной елки и оборудовали радиоузел, мастерили наглядные пособия.
Интерес к математике во мне пробудила Мария Дмитриевна Скворцова. Все в ней – внешний вид, негромкий голос, размеренная речь – вызывало во мне восторг. Стоило ей переступить порог, и в классе воцарялась тишина, но не пугающая, а рабочая, та, которая в ожидании открытия. Ее уроки можно охарактеризовать словами Рене Декарта: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».
Мудрость, образованность, интеллигентность, эмпатия – это те качества моего классного руководителя Лозовой Лидии Андреевны, которым я учусь до сих пор. За шесть лет, в течение которых Лидия Андреевна была «второй мамой», она ни разу не повысила на нас голос, никого не унизила. Мы делились с ней своими секретами, планами и мечтами, а по окончании школы – изменениями и достижениями в личной жизни. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», – писал Л.Н. Толстой. И мои педагоги были именно такими.
А еще меня учили быть человеком и гражданином своей страны. Трехдневные туристические походы по родному краю, полевые практики в школьном саду или близлежащем совхозе, участие в ремонте классов, субботники, школьные вечера и комсомольские собрания учили общению, дружбе, уважению результатов любого труда, и рядом всегда были учителя.
«В учении нельзя останавливаться» (Сюньцзы).
Будучи студенткой Ростовского государственного университета, я постигала новые фундаментальные знания, училась работать с новой информацией и усваивать знания другого качества, при этом самостоятельное обучение вышло на первое место. Преподаватели механико-математического факультета были примером для меня в преданности науке, в уровне владения знаниями, в стиле общения. Но я окончательно поняла, что хочу работать именно в школе.
«Обучать – значит вдвойне учиться» (Ж. Жубер).
И вот уже 25 лет я учитель математики. Ежедневно входя в класс, я по-прежнему испытываю тревогу: поймут ли меня дети? Оправдаю ли я их доверие? Смогу ли научить их мыслить?
Я полностью разделяю мнение одной из моих коллег, что из всех людей в мире только учителя понимают ценность непрерывного образования, и отсутствие изменений для них означает остановку в росте.
Изучая педагогическую литературу, я пришла к выводу: открытым остается вопрос, какие качества учителя (компетенции) не зависят от времени, а какие должны быть подвижны, т.е. необходимы в связи с требованиями нового времени. Ведь всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число профессиональных компетенций педагога, а сейчас это качество востребовано жизнью. И я стараюсь не отставать от времени: научилась создавать электронные дидактические материалы и презентации, пользоваться Интернетом; веду электронный дневник, используя его возможности для дистанционного обучения часто болеющих детей; создала собственный сайт и группу для своих учеников в социальных сетях. С помощью ИКТ повышаю и свой профессиональный уровень: вебинары, онлайн-семинары, образовательные порталы, сайты коллег и педагогические сообщества. Но могу с уверенностью сказать, что в этом вопросе я уступаю своим подопечным. Значит, надо учиться, в том числе и у учеников.
XXI век называют веком информации. Сегодня у всех есть телевизор, сотовый телефон, компьютер, Интернет. Подавляющему большинству учеников не стоит труда отыскать нужный материал. Информацию дети получают и в школе, но ее стало так много, что им трудно с ней справиться. И поэтому главная задача педагога – научить работать с информацией, то есть показать наиболее удобный путь ее получения, анализа и грамотного использования. На своих уроках я демонстрирую эффективные способы запоминания математических формул, терминов, понятий с помощью мнемонических приемов и методов, учу детей придумывать ассоциации, видеть закономерности. Использую яркие, порой даже абсурдные ассоциации, для облегчения запоминания «сухих» и «строгих» математических правил и определений. Любимыми для учеников стали «мама прилетела к гнезду, и кормит каждого своего птенца» – при изучении темы «Умножение одночлена на многочлен»; «когда мы идем в гости, то переодеваемся» – при решении уравнений; «китайский болванчик» помогает учащимся 10 класса в изучении формул приведения. Показываю, как важно ценить информацию, помнить, что используемые в математике факты были открыты много веков назад, но актуальны и незаменимы сегодня для всего человечества в разных сферах деятельности. Убеждаю, что математика – это наука здравого смысла, и она вокруг нас: современный человек не может обойтись без элементарных знаний в сфере кредитования, поэтому должен понимать, что такое процент; нужна математика и при расчете коммунальных платежей. А можно ли понять и почувствовать красоту природы, искусства без знания основ симметрии и золотого сечения, открытого Леонардом да Винчи и запечатленного в его картине, изображающей канонические пропорции человека?
Но достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? А как же без доброты, любви, справедливости, честности – главных нравственных ориентиров? Наблюдая за жизнью, я прихожу к выводу, что задача учителя сегодня – воспитать человека, который сумеет найти своё достойное место в этом бесконечно меняющемся мире и стать активным гражданином, успешным человеком. В наши дни, когда общение у подрастающего поколения в основном виртуальное, на мой взгляд, я должна учить детей общаться и радоваться достижениям других, ценить живое человеческое общение, сопереживать, верить людям. Ведь, как утверждал Платон, «никто не становится хорошим человеком случайно».
В наши дни велика роль того, кто претендует на звание воспитателя. В класс к детям нельзя войти с «пустым» сердцем. Воспитание и образование призваны дать ребенку в руки компас – путеводную звезду, а человек сам определяет, куда идти и с кем. Моя задача как педагога – помочь сделать правильный выбор.
Я классный руководитель 6 класса, и у нас есть традиция проводить часы общения, на которых ребята рассказывают о достижениях не только своих, но и одноклассников, об увлечениях, пишут письма своим родным и близким. Мы устраиваем различные внеклассные мероприятия: классные часы, праздники, викторины и конкурсы, на которых дети учатся сотрудничать, взаимодействовать. К таким мероприятиям я стараюсь привлекать родителей. Для ребенка значимо уважение сверстников, как к себе, так и к своей семье. Гордость за близких – величайший стимул в воспитании детей. Дети и родители ждут от нас поддержки, открытости и искренности в отношениях, поэтому необходимо искать новые формы работы с классом и родителями, учиться быть интересным собеседником для молодого поколения, жить их интересами и увлечениями.
Своим выпускникам при расставании я дарю обычные шариковые ручки, при этом я называю их «волшебными», они заговорены мною от двоек на первой сессии и будут поддерживать в трудную минуту. Мне так хочется помочь ребятам в их новой взрослой жизни! И тем радостнее, когда на вечере встречи они, извлекая из карманов и дамских сумочек подаренные мною ручки, рассказывают, как помогло им это «волшебство» из школьного детства и как берегут они его до сих пор!
Сейчас у меня как у учителя-предметника снова 11 класс, среди них есть братья и сестры тех, кто у меня учился. И недавно нынешние выпускники задали мне вопрос: «А нам Вы подарите свои «волшебные» ручки?» Взрослые дети возвращают меня в детство, учат верить в чудеса.
Перед учителем XXI века находится ученик XXI века, и такому ученику скучно получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные постулаты. Это значит, что он ждет другого учителя – искателя, странника, всегда находящегося в пути, готового всегда учиться…
Размышляя над вопросом «кто кого чему учит?», я прихожу к выводу, что мы с учениками равноправны. Испокон веков настоящий учитель отличается тем, что всегда находится в позиции ученика, то есть учится. Но, как известно, для ребенка личный пример старшего всегда важнее его слов, значит, учитель учит. Итак, дети учат меня в обычных вещах видеть исключительное и интересное, а я с радостью помогаю им познавать новое и двигаться вперед.
Возьму на себя смелость предположить, что я, как педагог, смогла увлечь своих детей жаждой знаний, привить им любовь к учительской профессии: несколько моих выпускниц, окончив педагогические вузы, работают в школе, две из них избрали специальность «учитель математики»; другие успешно преподают разные дисциплины не только в школе, но и в университете.
«Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников», – говорили мудрецы Талмуда.
Не изобретайте машину времени: она давно существует – это школа. Ежегодно учитель провожает в звездный путь своих выпускников и вновь возвращается, чтобы с подрастающим поколением отправиться за знаниями в новое удивительное путешествие, конечный пункт которого – будущее.
Мои взрослые дети уже стали родителями и привели ко мне учиться своих детей. Вечный закон…