Зачем учить детей фантазированию? (Типовые приемы фантазирования ТРИЗ-технологии)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №12»
Зачем учить детей фантазированию?
(Типовые приемы фантазирования ТРИЗ-технологии)
Автор: Васильева С.И.
учитель начальных классов
г. Ангарск 2022
Зачем учить детей фантазированию?
(Типовые приемы фантазирования ТРИЗ-технологии)
В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех детей развито воображение.
Воображение – это фундамент творческой личности.
Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты. У наших детей разные способности, таланты, жизненное предназначение.
Но, не обладая развитой фантазией и воображением, невозможно достигнуть высот ни в одной области человеческой деятельности. Они необходимы инженерам и конструкторам, художникам и музыкантам, физикам и лирикам…
Любой продукт интеллектуальной человеческой деятельности сначала появляется как мысль, идея, замысел, - на основе воображения и фантазирования. Лишите человека фантазии - и прогресс остановится!
Но есть одно непременное условие- фантазирование не должно быть «пустым». Оно должно давать толчок для творческих прорывов в реальном мире. Живое, гибкое, творческое воображение нужно не само по себе, а в целях улучшения и своей собственной жизни, и жизни окружающих людей, и всего человечества.
Вам будет гораздо легче и интереснее фантазировать с детьми и исследовать сказочные объекты, если Вы познакомитесь с работами по приемам фантазирования, сделанными в ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике.
Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение- уменьшение, дробление- объединение, прием наоборот, ускорение- замедление, динамичность – статичность и другие.
Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.
Прием «Уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др.
Пример из жизни.
Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку. В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет до гигантов типа «Энергия».
С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я.Ларри и др.
Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.
Они представляют, что какой-то объект стал большим-пребольшим или наоборот очень-очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям.
Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя.
При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик-крыша от скамьи, карандаш-светильник, медведь-кровать. Можно придумать еще множество вариантов.
Представляю парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.
Дробление и объединение часто применяют в строительстве, в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.
«Объединение-Дробление»
Назначение приёма объединение — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе.
Модели применения приема фантазирования объединение используют, когда соединяют одинаковые объекты.
Дома наглядно демонстрируют суть приема. Хотя, выглядят сумбурно.
В случае объединения разных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции.
(Это зеркало и гладильная доска)
«Дробление»
Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?
Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.
Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое, оставляя исходный объект раздробленным. «Объединение-дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия.
Прием «Наоборот» или "связка ключей" для любых замков
Молодой художник жаловался Рафаэлю:
- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.
- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.
Суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!
-Как строят высокие башни?
-Спросили однажды Ходжу Насредина.
-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.
-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку. Очень часто мы сами применяем этот прием в своей работе, выворачиваясь наизнанку)))) Спасибо!
-Классическая задача про конфету:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть?
Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают, а замораживают. Изменить какое-либо качество объекта, факта
(или сам факт) на противоположное.
«Ускорение–замедление»
Ускорить (замедлить) действие так, чтобы получилось новое
качество.
Тучка по небу идет.
Бочка по морю плывет.
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.”
(А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
«Квантование – непрерывность»
Если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым - сделать непрерывным.
“Однажды девочка ушла из дому,
а мать и говорит: “Горшочек, вари!”-
и стала вариться в нем каша, и наелась
мать досыта, но как остановить горшочек,
она позабыла. И вот варит он и варит…
Вот уже кухня полна, и вся изба полна,
и ползет каша в другую избу, и улица вся
полна, словно хочет он весь мир
накормить.”
(Братья Гримм “Сладкая каша”)
«Динамичность – статичность»
Если факт статичен- сделать его изменчивым, если изменчив- сделать статичным.
“Емеля сказал: “По щучьему велению,
по моему прошению, печка, ступай
к королю!”
Сам сел на печь, печка и пошла.”
(“По щучьему велению”)
«Изменение свойств» (Изменение внешних связей)
Меняются связи объекта с окружающей средой
"Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело»
(А.С.Пушкин)
«Внесение – вынесение»
Какую-либо функцию объекта перенести к другому или сам рассматриваемый объект перевести в совершенно другой класс явлений.
“Вот это да! – подумала Алиса. –Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.”
(Льюис Кэрролл “ Приключения Алисы в стране чудес”)
Примеры: Огнедышащий дракон (внесена способность извергать огонь). Шапка-невидимка делает человека невидимым (убирает свойство «видимость»).
«Универсализация – ограничение»
Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта. Примеры Универсальные объекты в сказках – волшебная палочка, скатерть-самобранка.
«Оживления – омертвления»
Придать неживому объекту свойства живого и наоборот. Примеры Источником этого приема в сказках является живая и мертвая вода. Многие волшебные предметы получены этим приемом. Например, говорящий камень. В мифологии прием окаменения связывают с медузой Горгоной (ее взгляд превращал человека в камень).
«Смещение во времени»
Перенести объект во времени в прошлое или будущее. Примеры: собственно идея путешествия по времени возникла, видимо, все-таки в научной фантастике. В мифологии путешествовали, в основном, к предкам (в иной мир).
В ТРИЗ работе с фантастическими объектами посвящен отдельный курс развития творческого воображения (РТВ). Появился он не сразу. Автор теории – Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся писателем-фантастом (фантастикой и РТВ он занимался под псевдонимом Генрих Альтов), входил в двадцатку лучших фантастов мира.
Но он фактически оставил фантастику, чтобы разрабатывать ТРИЗ и не планировал вначале совмещать эти два направления. Однако в процессе преподавания ТРИЗ было замечено, что более сильные, смелые решения дают люди, которые любят и знают научную фантастику. Они не искали в фантастике решения своих проблем, но, решая изобретательские задачи с помощью ТРИЗ, они легче принимали новые, нестандартные, смелые идеи. Тогда было решено ввести в программу курс развития творческого воображения – РТВ.
Курс РТВ на базе ТРИЗ включает целый ряд методов снятия психологической инерции мышления, получения фантастических идей. Центральный инструмент курса – простые приемы фантазирования (ППФ), в классическом РТВ их 12. Приемы были выделены Г.С. Альтшуллером (Г. Альтовым) в результате анализа большого массива научной фантастики.
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.
ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.