Зачёт по разделу "Лоция внутренних водных путей" для курсантов 1 курса (теоретическая часть)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор материала | Кузнецова Галина Ивановна |
Место работы, должность | МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Каскад» Педагог дополнительного образования |
Раздел программы, курс | Лоция внутренних водных путей, 1 курс |
Возраст обучающихся | 5-6 класс общеобразовательной школы |
Название материала | «Зачёт по разделу «Лоция внутренних водных путей» для курсантов 1 курса» (теоретическая часть) |
Вид ресурса | Учебно-дидактический материал |
Структура зачёта | Зачет проводится фронтально в письменном виде, через выполнение 10 тестовых заданий. Тест представлен в двух вариантах и выполняется в течение 45 минут. Все вопросы и задания построены на основе программного материала по разделу «Лоция внутренних водных путей», 1 курс авторской дополнительной образовательной программы объединения «Рулевые-мотористы» (автор – педагог Г.И.Кузнецова). |
Цель и задачи зачёта | Цель: определение у курсантов уровня усвоения теоретической части программного материала после изучения ими раздела «Лоция внутренних водных путей». Задачи: - проверить уровень сформированности предметных знаний, умений и базовых универсальных действий; - развивать память, внимание, мышление, самостоятельность, самоконтроль при работе над заданием; - формировать мотивацию к продолжению занятий в объединении, подготовке к судоводительской практике на учебном двухпалубном теплоходе «Юнга Камы». |
Формируемые БУД | Личностные: осознание себя как ученика; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению; готовность и способность к выполнению норм и требований учебной жизни, прав и обязанностей ученика; готовность к продолжению образования по выбранному профилю в объединении «Рулевые-мотористы». Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, вступать в контакт, при необходимости принимать помощь, адекватно реагировать на одобрение, замечания. Познавательные: умения читать, писать, делать обобщения, сравнения, классификации; работать с разными видами информации Регулятивные: способность принимать цели и произвольно включаться в деятельность; самостоятельно контролировать своё время, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; контролировать и оценивать свои действия и действия товарищей; принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
По завершению изучения раздела «Лоция внутренних водных путей» курсанты 1 курса: | Должны иметь представление: - о лоции, как науке, ее видах, - о видах внутренних водных путей, их различиях, - о классификации рек, - об экологических проблемах Камы и некоторых ее притоков, - о причинах образования неправильных течений и влиянии их на судно, - о значении навигационных знаков для судовождения, их многообразии. должны знать: - виды судоводительских карт, - условные обозначения на судоводительских картах, - названия крупных рек России, средних рек Европейской части России и Урала, малых рек – притоков Камы в Пермском крае, - определения: ''река'', ''исток'', ''русло'', ''устье'', ''приток'', ''плес'', ''перекат'', - виды ветров и речных течений, - определения: ''судовой ход'', ''ось судового хода'', ''кромка судового хода'', ''полоса движения'', - виды судовых ходов, - характеристики плавучих навигационных знаков, правила установки и ориентирования по ним. должны уметь: - читать легенду карты и лоции, - определять по течению реки левый и правый берег, верховья и низовья реки, - определять порядок притока реки, - определять направление ветра, - определять приближенно силу ветра по видимым признакам (''волнение'', ''флаг'', ''дым'', ''видимость''), - различать на карте основной и дополнительный с\х, показывать положение с\х, - расставлять макеты плавучих навигационных знаков на столе-карте, - ориентироваться по ним, - прокладывать курс воображаемого судна по плавучим НЗ. |
Критерии оценивания | Каждое верно выполненное задание оценивается от 1 до 3 баллов. Максимальная сумма – 15 баллов Решение об уровне знаний, умений и навыков по разделу программы принимается на основе результата сдачи зачета по 15-бальной шкале, действующей в объединении на основании «Положения о проведении промежуточной и итоговой аттестации курсантов объединения «Рулевые-мотористы». Отметка, полученная курсантом в ходе промежуточной аттестации в баллах по 15-бальной шкале, переводится в систему уровней ЗУН, где 12-15 баллов – высокий уровень, 8-11 баллов – средний уровень; 7 и менее – низкий уровень. Отметка заносится в протокол и в лист портфолио курсанта «Результаты сдачи зачетов». |
Типы заданий | Задание выбора одного ответа из двух (да или нет). Задание множественного выбора (до четырех возможных ответов из пяти предложенных). Задание открытого типа (свободного изложения). Задание классификации (распределения в группы). |
Используемая литература: | Багрянцев Б.И., Решетов П.И. Учись морскому делу. М., ''Издательство ДОСААФ СССР'', 1986 г., 177с. Земляновский Д.К. Лоция внутренних судоходных путей. М., ''Транспорт'', 1988 г., 224с. Наумов А.И., Ренский Н.М. Пособие рулевому-мотористу речного и озерного флота. М., 2..''Транспорт'', 1965 г., 284с. Удачин В.С, Крайнев Ю.В. Краткий словарь для молодых судоводителей. М., ''Транспорт'', 1991 г., 80с. Удачин В.С., Шереметьев Ю.Н.. Навигационные знаки и огни, судовая сигнализация. М., ''Транспорт'', 1988 г., 256с. |
Инструкция выполнения зачёта | Выдается каждому курсанту вместе с бланком зачёта. |
Инструкция выполнения зачёта:
1 | Работа, которую ты будешь выполнять, состоит из 10 заданий. Выполняя их, ты сможешь проверить свои знания по пройденному материалу раздела «Лоция внутренних водных путей». Эти знания точно пригодятся тебе, когда ты выйдешь на судоводительскую практику и встанешь к штурвалу нашего теплохода «Юнга Камы». |
2 | Выполняй тестовые задания последовательно. Если не сможешь выполнить какое-то задание, перейди к выполнению другого задания. Позже сможешь вернуться к заданию, которое вызвало у тебя трудности. |
3 | Внимательно читай каждое задание. Не торопись, подумай. |
4 | Если ты ошибся, то зачеркни неправильный ответ и запиши нужный ответ. |
5 | Не мешай товарищам выполнять задания. В случае затруднения обратись к педагогу. |
6 | После выполнения всех заданий, проверь свою работу. |
Верю, что ты справишься! Желаю тебе успеха! |
Зачет по разделу «Речная лоция» для курсантов 1 курса
(теоретическая часть)
1 вариант
Фамилия, имя_____________________________________________
№ | Задание | Ответ |
1 | Распредели названные реки в 3 группы: крупные, средние, малые: Амур, Печора, Вишера, Северная Двина, Яйва, Енисей, Лена, Кама, Чусовая. (1 балл) | Крупные:_______________________ Средние:_______________________ Малые:_________________________ |
2 | Что такое «Исток»? Приведи примеры. (1 балл) | |
3 | Выбери из приведенного списка судоходные реки: Ангара, Кондас, Белая, Лёнва, Усолка. (1 балл) | |
4 | Назови виды естественных внутренних водных путей России (ВВП). (1 балл) | |
5 | Что такое «Судовой ход»? (1 балл) | |
6 | Назови виды правильных течений. Как они влияют на судно? (2 балла) | |
7 | Назови виды ветров по влиянию на судно. (1 балл) | |
8 | Верно ли утверждение: «При движении судна против течения красный кромочный буй надо оставить по левому борту»? (да, нет) (1 балл) | |
9 | Осевой буй. а). Нарисуй. б). Объясни, что он обозначает. в). Как оставляется при движении судна? (3 балла) | |
10 | Свальный буй. а). Нарисуй. б). Объясни, что он обозначает. в). Как оставляется при движении судна? (3 балла) |
Зачет по разделу «Речная лоция» для курсантов 1 курса
(теоретическая часть)
2 вариант
Фамилия, имя_____________________________________________
№ | Задание | Ответ |
1 | Распредели названные реки в 3 группы: крупные, средние, малые: Волга, Чусовая, Дон, Кама, Обва, Кондас, Енисей, Ока, Колыма. (1 балл) | Крупные:_______________________ Средние:_______________________ Малые:_________________________ |
2 | Что такое «Устье»? Приведи примеры. (1 балл) | |
3 | Выбери из приведенного списка судоходные реки: Лена, Вятка, Тобол, Лёнва, Толыч. (1 балл) | |
4 | Назови виды искусственных внутренних водных путей России (ВВП). (1 балл) | |
5 | Что такое «Кромка судового хода»? (1 балл) | |
6 | Назови виды неправильных течений. Как они влияют на судно? (2 балла) | |
7 | Назови виды ветров по влиянию на судно. (1 балл) | |
8 | Верно ли утверждение: «При движении судна против течения белый кромочный буй надо оставить по левому борту»? (да, нет) (1 балл) | |
9 | Поворотно-осевой буй. а). Нарисуй. б). Объясни, что он обозначает. в). Как оставляется при движении судна? (3 балла) | |
10 | Кромочный буй. а). Нарисуй. б). Объясни, что он обозначает. в). Как оставляется при движении судна? (3 балла) |
Примерный образец выполнения