Программа по учебному курсу «Химия. Вводный курс» (7 класса)
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Воротнева Н.А../ Протокол № 1 от « » августа 2016г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А.. « » августа 2016 г. |
«Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Программа по учебному курсу
«Химия. Вводный курс»
7 класса
Учитель: Оркиш Елена Геннадьевна
2016- 2017 учебный год
2.Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии – это нормативно-правовой документ, который является составной частью образовательной программы МОУ «Ерышовская СОШ» и учитывает:
требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
требования к планируемым результатам обучения выпускников;
требования к содержанию учебных программ;
принцип преемственности общеобразовательных программ;
объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом МОУ «Ерышовская СОШ».;
цели и задачи образовательной программы основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ»
когнитивные особенности и познавательные интересы учащихся.
Рабочая программа по химии составлена на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897. с изменениями, принятыми министерством образования и науки РФ
№ 1645 от 29.12.14г.
Примерной образовательной программы основного общего образования, одобреной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ» на 2014- 2020 гг.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и учебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством О.С.Габриеляна.
Габриелян О.С. Химия. 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян; стереотип. – М.: Дрофа, 2016
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 7 общеобразовательных классов МОУ «Ерышовская СОШ»
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Предмет Химия входит в предметную область «Естественнонаучного образования».
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
• достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности.
В Учебном плане МОУ «Ерышовская СОШ» предмет химия входит в предметную область « Естественнонаучные предметы» и на его изучение в 7 классах основной школы отводится 1 учебный час в неделю в течение года обучения за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, всего 35 часов.
3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Химия. Вводный курс»
в предметном направлении изучения данного курса ученик должен:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;
уметь
называть: химические элементы;
определять: состав веществ по их формулам,;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
4.Содержание программы «Химия. Вводный курс 7 класс»
(35 ч. 1 часа в неделю). Авторы: О,С.Габриелян. И.Г.Остроумов. А.К. Ахлебинин
Название темы |
Кол-во часов |
Изучаемые в теме вопросы |
Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии. |
Глава I. Химия в центре естествознания. |
11 |
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества. Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы. Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
|
Лабораторная работа №1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Лабораторная работа №2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. Лабораторная работа №3 Диффузия перманганата калия в водном растворе Лабораторная работа №4Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. Лабораторная работа 5 Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Лабораторная работа №6 Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Лабораторная работа №7 Обнаружение крахмала в пшеничной муке. Лабораторная работа №8 Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Практические работы 1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. 2.Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. |
Глава II. Математика в химии. |
9 |
Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса). Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
|
Практические работы 3.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
|
Глава III. Явления, происходящие с веществами. |
11 |
Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
|
Лабораторные опыты № 9 Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. Практические работы 4.Выращивание кристаллов соли 5.Очистка поваренной соли. 6.Изучение процесса коррозии железа. |
Глава IV. Рассказы по химии. |
4 |
Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики». Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение). Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций. |
5.Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Материально- техническое обеспечение |
Дата проведения |
Кол-во часов |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|||||
Глава I. Химия в центре естествознания. (11 ч) |
знать химическую символику: знаки некоторых химических элементов,важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, агрегатное состояние вещества. уметь называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов; объяснять: отличия физических явлений от химических; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · человека; · критической оценки информации о веществах, используемых в быту; безопасного обращения с веществами и материалами; ·
|
Р. Формирование понятия о химии и ее роли в жизни человека. Форми-рование понятий о строе-нии атома, химических формулах П. Форми-рование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической систе-мой. Форми-рование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию. К. Форми-рование умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использо-вать химический язык, умение работать с химичес-кой посудой. Форми-рование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащими-ся. |
Форми-рование интереса к новому предме-ту. Форми-рование интереса к конкрет-ному химическому элемен-ту, поиск дополнительной информации о нем. |
||||
1 |
Химия как часть естествознания. Предмет химии. |
Д предметов из алюминия.. Коллекция |
1 |
||||
2 |
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. |
1 |
|||||
3 |
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.» |
1 |
|||||
4 |
Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.» |
1 |
|||||
5 |
Моделирование. |
Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. |
1 |
||||
6 |
Химические знаки и формулы. |
1 |
|||||
7 |
Химия и физика. |
Лабораторная работа №1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Лабораторная работа №2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. Лабораторная работа №3 Диффузия перманганата калия в водном растворе |
1 |
||||
8 |
Агрегатные состояния веществ |
Вода в 3 состояниях |
1 |
||||
9 |
Химия и география. |
Лабораторная работа №4Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. |
1 |
||||
10 |
Химия и биология. |
Таблица «Животная и растительная клетка» Лабораторная работа 5 Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Лабораторная работа №6 Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Лабораторная работа №7 Обнаружение крахмала в пшеничной муке. |
1 |
||||
11 |
Качественные реакции в химии. |
Лабораторная работа №8 Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. |
1 |
||||
Глава II. Математика в химии. (9 ч) |
знать относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества. уметь вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей; практической деятельности и повседневной жизни для:использовать приобретенные знания и умения в безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
|
Р.Форми-рование понятия о метал-лах, неметаллах, количестве вещест-ва. П. Умение работать с учебни-ком, дополнительной литературой.периодической системой. К. Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. |
Овладение навыками для практической деятельности. |
||||
12 |
Относительная атомная и молекулярная масса. |
1 |
|||||
13 |
Массовая доля элемента в сложном веществе. |
1 |
|||||
14 |
Чистые вещества и смеси. |
Коллекция мрамора, нефти. |
1 |
||||
15 |
Объемная доля газа в смеси. |
1 |
|||||
16 |
Массовая доля вещества в растворе. |
1 |
|||||
17 |
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.» |
1 |
|||||
18 |
Массовая доля примесей. |
1 |
|||||
19 |
Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» |
1 |
|||||
20 |
Контрольная работа №1 «Математика в химии» |
1 |
|||||
Глава III. Явления, происходящие с веществами.( 11 ч) |
знать уравнения химических реакций; основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция; уметь называть: химические элементы; определять: состав веществ по их формулам,; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; |
Р.Формирование понятия о степени окисления, классов соединений, чистых веществах и смесях. Формирование понятий о химиче-ских реакциях, их типах; умения писать реакции и расстав-лять уравнение в химических реакции-ях. П. Умение работать с учебником, умение сопоставлять, работать с формулами. Умение работать с учебни-ком, периодической системой, алгоритмом расставления коэффи-циентов в химических уравнениях; умение интегрировать знания из физики в химию. К. Умение работать в парах, в группах, отвечать на вопросы учителя. Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем. |
Умение исполь-зовать знания в быту. Умение интегрировать полученные знания в практической жизни. |
||||
21 |
Разделение смесей. Способы разделения смесей. |
Лабораторные опыты № 9 Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. |
1 |
||||
22 |
Фильтрование. |
1 |
|||||
23 |
Адсорбция. |
1 |
|||||
24 |
Дистилляция. |
Коллекция «Нефть и нефтепродукты» |
1 |
||||
25 |
Обсуждение результатов практической работы №4 «Выращивание кристаллов соли» |
1 |
|||||
26 |
Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли» |
1 |
|||||
27 |
Химические реакции. Условия протекания химических реакций. |
1 |
|||||
28 |
Признаки химических реакций. |
1 |
|||||
29 |
Обсуждение результатов практической работы №6 «Изучение процесса коррозии железа» |
1 |
|||||
30 |
Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления происходящие с веществами» |
1 |
|||||
31 |
Контрольная работа №2 «Явления происходящие с веществами» |
1 |
|||||
Глава IV. Рассказы по химии.( 4ч) |
|||||||
32 |
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» |
1 |
|||||
33 |
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» |
1 |
|||||
34 |
Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций. |
1 |
|||||
35 |
Итоговой урок |
1 |
6.Литература
Для учителя:
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2016. – 159 с.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина. «Химия. Вводный курс.7 кл». – М.: Дрофа 2016 г.
Для обучающегося:
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2016. – 159 с.
Рабочая тетрадь
Электронные образовательные ресурсы
Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)