Зачётная работа по прозе II половины XIX века для обучающихся 10 класса
Зачётная работа №1 по прозе II половины XIX века (10 класс).
Часть 1. Теория литературы (10 б.)
Задание 1. Дайте характеристику литературному периоду 50-60-х годов XIX века, указывая: а) фундаментальную историческую обстановку; б) группы общественных идеологий; в) представителей литературной мысли и популярные журналы.
Задание 2. Уже с 20-х годов «золотого века» направление реализма начало своё становление в литературе. В каком же виде оно проявилось к 50-60 г. Дайте характеристику.
Часть 2. Историко - биографический блок (15 б.)
№ | ФИО | Годы жизни, родовое гнездо (или место рождения), социальный статус семьи. | Образование | Названия основных произведений (1-2 произведения с указанием жанра) | Назовите несколько факта биографии, характеризующие писателя как личность. |
1 | Гончаров | |
|
|
|
2 | Островский | |
|
|
|
3 | Тургенев | |
|
|
|
Часть 3. Литературно - практический блок (19 б.)
Задание А. Жизнь и творчество Гончарова (4б.)
1. Знаменитый писатель:
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) совершил путешествие на остров Сахалин
г) был сослан на Кавказ в действующую армию
2. Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова:
а) Андрей Штольц б) Владимир Ленский в) Пьер Безухов г) Акакий Башмачкин
3. О каком персонаже романа идет речь?
«… не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства…
а) Алексеев б) Тарантьев в) Захар г) Волков
4. Укажите, где происходит действие романа И.А. Гончарова «Обломов»:
1) в Петербурге 2) в Москве 3) в Орловской губернии 4) в Туле
Задание Б. Жизнь и творчество Островского (10б.)
1. А.Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были поставлены многие пьесы драматурга. Как называется этот театр?
А) Художественный театр Б) Малый театр В) «Современник» Г) Большой театр.
2. В каком городе происходят события драмы «Гроза»:
А) Калининград Б) Кострома В) Тверь Г) Калинов
3. Островский учился с 1840 по 1843 годы в Московском университете на факультете | |
А. Историко-филологическом Б. Юридическом | В. Наук словесных и изящных художеств Г. Нравственных и политических наук. |
4. Кому принадлежат слова в драме А.Н. Островского «Гроза»:
А) Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.
Б) Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы…
В) Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский.
Г) Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Д) Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то!
Е) Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?
Ж) Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!
Задание В. Жизнь и творчество Тургенева (5б.)
1. Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Первая любовь» б) «Невский проспект»
в) «Муму» г) «Дворянское гнездо»
2. Кому адресовано посвящение к роману «Отцы и дети»?
а) А. И. Герцену б) Н. Г. Чернышевскому
в) В. Г. Белинскому г) Н. А. Некрасову
3. Укажите название имения Кирсановых?
а) Ягодное б) Заманиловка в) Марьино г) Отрадное
4. В романе «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
а) серебряная пепельница
б) томик стихов А. С. Пушкина
в) клетчатый балахон с кистями
г) диплом под стеклом
А) Василий Иванович Базаров
Б) Павел Петрович Кирсанов
В) Николай Петрович Кирсанов
Г) Евгений Базаров
Критерии оценивания:
«5»- 42-44б.
«4»-34-41б.
«3»-22-33б.
«2»- 0-21б.
Поляков Александр Васильевич