Статья на тему «Праздники крестьян первой половины XIX века»
Праздники крестьянина
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества[1].
Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста [2].
Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не вступили в брак[3].
Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками [4].
Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества[5].
В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т.п. Различались русские праздники и по своему происхождению. К установленным православным вероучением относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери. Святость Пасхи была велика, поэтому развлекательная его часть проходила тише. Бытовала игра крашеными яйцами [6].
Еще один из великих праздников это Троица. Завивание венков в Троицын день и развивание венков через неделю, бросание их в реку и гадание по ним. Вождение хороводов. Накануне Троицына дня в домах чисто убирали, в доме и перед ним ставили березки, пол устилали травой. "Березко", "Колосок" и другие игры проводили на Троицу [7].
Все эти игры создаваемыми многими поколениями, сохраняемые коллективно они впитывали в себя особенности крестьянского сознания - глубокую связь с природой и земледелием [8].
К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица.
Святки. Время от Рождества до Крещения называется святками. Оно выделялось духовным подъемом в церковных делах и праздничным в мирских. Примечательной чертой праздника было колядование или славление. Ходили группами от двора к двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству, величали хозяина и хозяйку. Хозяева угощали славельщиков. Колядовали, в основном, молодежь и дети. Для некоторых районов было характерно ряженье. Делали различные маски и ходили по деревне. Вечером были характерны игры в избе. Праздничные песнопения ряженными не исполнялись, зато ими давались театральные представления. Вечером молодежь собиралась в избу и под песни гадала: на блюдо клали перстни, наперстки и другие мелкие вещи. В блюдо наливали воду. Под песню вынимали свою вещь, это было ответом в гаданье [9].
Масленица. На масленицу, прежде всего, катались на лошадях. Погулять в волюшку перед 7 неделями строго поста, таков дух праздника. Праздновалась Масленица неделю перед Великим постом. Широко распространено было и катание с ледяных гор. Сжигание чучела Масленицы в "прощеное воскресение", прыжки через костер; взятие снежного городка - все это обязательные атрибуты масленичных забав[10].
Отдельная группа праздников ни мало важных это храмовые. Храмовые - местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы. Они отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в, то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях [11].
Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел [12].
В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника. Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами [13].
На храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост – рыбу. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня [14].
Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех
случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица)[15].
Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот. Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном - братниной или общественным молебном[16].
Народные забавы
С Пасхи до Петрова дня молодежь водила хороводы. Девочки ходили в хоровод с 12-13 лет, но полноправными его участниками становились в 16 лет. Мальчики с 13 лет или с 17-18 лет, в зависимости от традиций данной местности. Допускались дети и 8-10 лет, но они были зрителями и рано уходили домой. Могли приходить на хороводные игры и молодожены. Водили хороводы за деревней, либо на особом месте в самой деревне, а иногда и просто на деревенской улице у ворот девушки, которая была "царицей" в хороводе. Хороводных игр было много; их отличало искреннее веселье, отсутствие принужденности, чопорности, натянутости. В середине сентября завершалась жатва и именно тогда открывался веселый сезон в жизни деревенской молодежи: начинали устраивать вечерки, являвшиеся одной из излюбленных форм досуга. Собирались в избах, с работой или без нее. Избу откупали у кого-нибудь из односельчан, а иногда договаривались с какой-нибудь одинокой старухой, чтобы она пустила вечерки на весь сезон. На вечерках пели, плясали. Наблюдателей поражало обилие игр на вечерках. Взаимоотношения молодых людей на вечерках было достаточно вольным. Церковь пыталась бороться с этим, но толку от этого никакого не было. В основе твердости нравственных позиций крестьянской молодежи лежала вера и понятие о грехе. Губитель девичьей чести изгонялся из девичьего общества и лишался права жениться на другой невинной девушке. Деревня строго относилась к девушкам, потерявшим свою невинность, однако была сурова и к молодым людям, совершившим грех. Для замужних женщин специфическими общественными формами досуга в свободное от полевых работ время служили капустники, супрядки [17].
Вывод:
Исходя из исследуемого материала, можно сделать вывод о том, социально – бытовая и праздная жизнь крестьянина первой половины XIX века была разнообразной. Большую роль в семье крестьянина играл брак. Главным в семье считался хозяин дома. Крестьянская семья являлась первичной хозяйственной единицей. В семье сохранялись и передавались от поколения к поколению производственные навыки, этические нормы, традиции, многие из которых сохраняются до настоящего времени и являются составной частью повседневной жизни современной русской деревни. Крестьянские "увеселения" в целом выполняли важную роль: они были направлены на восстановление сил крестьянина, способствовали консолидации родственных отношений, являлись одной из форм реализации функции общин, как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций.
[1] Шангина И.И. Русские традиционные праздники. М. 1995. С. 75.
[2] Там же С.77.
[3] Там же С. 78.
[4] Шангина И.И. Русские традиционные праздники. М., 1995. С. 97.
[5] Там же. С. 100.
[6] Даркевич В.П. Российская праздничная жизнь. М., 2006. С.435.
[7] Даркевич В.П. Российская праздничная жизнь. М., 2006. С.450.
[8] Там же. С. 432.
[9] Там же. С. 430.
[10] Даркевич В. П. Российская праздничная жизнь. М., 2006. С. 431.
[11] Там же. С. 437.
[12] Миненко Н. А. Досуг крестьян первой половины XIX века. М., 2000. С. 195.
[13] Миненко Н. А. Досуг крестьян первой половины XIX века. М.: 2000. С. 193.
[14] Там же. С. 200.
[15] Там же. С. 203.
[16] Там же. С. 205.
[17] Даркевич В.П. Российская праздничная жизнь. М.: 2006. С.440
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»