Урок математики в 4 классе «Задачи на движение»
Технологическая карта урока
1. Учитель: Кузнецова Ю. А.
2. Класс: 4
3. УМК «Планета Знаний»
4. Предмет: математика
5. Тема урока: Решение текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Движение в противоположных направлениях.
6. Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме
7. Цель урока: систематизация и закрепление умения решать задачи на движение.
8. Задачи урока:
Формировать предметное умение: систематизировать умения детей решать задачи на движение
Развивать предметные умения:
Предметные:
закреплять умения составить схему по тексту задачи, решать задачи на движение в противоположных направлениях;
научиться выбирать более рациональный способ решения задач.
Формировать УУД
(Регулятивные УУД) принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия при выполнении практического задания при решении задач, осуществлять самоконтроль; давать самооценку.
(Познавательные УУД): моделировать задачи на движение в противоположных направлениях, используя чертёж; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; проводить рефлексию содержанию учебного материала.
(Коммуникативные УУД): уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге.
(Личностные УУД): понимание значения материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.
7. Образовательное пространство урока:
- дидактические средства: учебник, тетради
- проектор
8. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
9. Формы работы: индивидуальная, парная, в группах (4 чел)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (метапредметные) | ||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Посмотрите друг на друга, улыбнитесь Начнём урок с высказывании одного удивительного ученого. Догадайтесь о коя я говорю? Подсказка первая Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, физик и химик ; заложил основы науки о стекле. Астроном приборостроитель, географ, металлург, геолог. Также поэт, художник, филолог, генеалог, историограф Подсказка вторая Его имя носит Московский Государственный университет На слайде «Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит» - Объясните, что значит, приводить ум в порядок. | Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов Дети объясняют | Мотивировать свои действия(КУУД) | ||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Вспомните, чем занимались предыдущие уроки и определите тему урока. По таблице выберете слово, чтобы поставить цель. Что нужно, чтобы хорошо решать сложные задачи на движение? - слова – задачи появляются на доске таблички. | Тема: Решении задач на движение Ответы учащихся - внимательно читать задачу - понять её условие - знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния. - отличать одну единицу от другой - быстро и точно выполнять вычисления - уметь решать простые задачи на движение | ПредметныеУУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Целеполагание (РУУД) Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге (КУУД) | ||
3.Актуализация знаний | Потренируемся быстро и правильно выполнять вычисления 1 группа Работа в парах. 2 группа Для сильных обучающихся найти удобный способ вычисления, используя распределительный закон умножения (по аналогии) Найти удобный способ для решения Приложение 1. На основании чего вы переставили множители и слагаемые? | Учащиеся выполняют задание в парах Называют ответ сразу, объясняя решение. Называют математический закон 2 группа Называет ответы. Называют математический закон Оценивают себя, используя квадрат Зеленого или жёлтого или красного цвета. | ПредметныеУУД Развивать вычислительные навыки Осуществлять самоконтроль (РУУД) Давать самооценку (РУУД) | ||
| Повторение формул и единиц V, t, S У каждого на столе формулы нахождения скорости времени, расстояния, единицы измерения этих величин. Пропущены знаки или результат. Разойдитесь по группам: у кого пропущен знак «умножения» «деления» «сложения» «вычитания» у кого в результате получатся единицы «скорости» «времени» «расстояния» выражения не имеют смысла | Расходятся по своим группам, проверяют, никто ли не ошибся в группе. Оценивают себя, используя квадрат Зеленого или жёлтого или красного цвета. | | ||
| Тренируемся решать простые задачи. Задачи на слайдах. Приложение 2 Проверка по эталону на доске. | Проверяют. Исправляют. Оценивают себя, используя квадрат Зеленого или жёлтого или красного цвета. | | ||
4.Воспроизведение знаний на новом уровне | Работа в группах по 4 чел. Сделать чертёж и решить задачу , убрав лишние данные. От одной станции в противоположных направлениях вышли автобус и такси. Автобус вёз 25 учеников школы на соревнования. В такси пассажиры с грузом 83 кг ехали в аэропорт. Автобус шёл со скоростью 52 км/ч. через 4 часа расстояние между ними стало 488 км. С какой скоростью шло такси? Учитель записывает
| Учащиеся в группах - убирают лишние данные -чертят чертёж -решаю задачу одним из способов, объясняя друг другу, способ решения. Вывешивают готовый плакат с решением на доску. Представители групп объясняют способ решения. Оценивают себя, используя квадрат Зеленого или жёлтого или красного цвета. | Формулирование проблемы (ПУУД) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.(КУУД) | ||
Применение знаний и умений в разноуровневой работе. | Из предложенных задач выберите задачу из любого из трёх уровней. Решите с чертежом. Приложение 3 Проверка по эталону на слайде. | Выбирают свой уровень трудности, решают и оценивают себя, используя квадрат Зеленого или жёлтого или красного цвета. | Предметрые УУД Моделировать задачу используя схематический рисунок; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;Принимать и сохранять учебную задачу. (РУУД) Планировать действия при выполнении практического задания при решении задач (РУУД) классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи (ПУУД) Понимать значение материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия (ЛУУД) применять правила делового сотрудничества(КУУД) Определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий (РУУД) Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи (ПУУД) | ||
| РЕЗЕРВ Решение задачи на смекалку (слайд) | | | ||
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Какую цель ставили? Оцените себя. У кого все квадратики зелёного цвета? Расскажите о своей работе, используя предложения. | Оценивают себя , используя предложения Оцени себя: Сегодня я узнал… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… у меня получилось … я смог… на уроке я работал я помогал другим мне ещё нужна помощь я ничего не понял я отдыхал | Осознанно строить речевое высказывание (ПУУД) Давать самооценку (РУУД) С помощью учителя проводить рефлексию содержанию учебного материала Осуществлять самоконтроль (РУУД) Контроль и оценка процессов и результатов деятельности. | ||
7.Информация о домашнем задании | Составить для друга задачу на движение в противоположных направлениях. Оформить её на карточке. | | |
Приложение 1.
1448+633+552+167= 20∙37 ∙ 5= 25 ∙ 6 ∙ 4 ∙ 2 ∙ 11= 16 ∙ 98= *126 ∙ 48+48 ∙ 74= *62 ∙ 123-23 ∙ 62= | 1448+633+552+167= 20∙37 ∙ 5= 25 ∙ 6 ∙ 4 ∙ 2 ∙ 11= 16 ∙ 98= *126 ∙ 48+48 ∙ 74= *62 ∙ 123-23 ∙ 62= |
Приложение 2
1.Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
2.Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
3.Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
4.Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
5.Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 4 часа?
6.Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
Приложение 3
1 уровень Два пешехода вышли из турбазы в противоположных направлениях. Скорость одного из них 4 км/час, другого 5 км/час. Какое расстояние будет между пешеходами через 5 часов? |
2 уровень Такси двигалось со скоростью 60 км/час, автобус в 2 раза медленнее. Через сколько времени между ними будет 360 км, если они движутся в разных направлениях? |
3 уровень Два самолета одновременно вылетели в противоположных направлениях. Скорость одного из самолетов 640 км/час. Какая скорость другого самолета, если через 3 часа расстояние между ними было 3630 км? |