Задание к уроку литературы в 11 классе по теме «Творчество Сергея Довлатова. "Заповедник"»

5
2
Материал опубликован 4 August 2021 в группе

ЗАДАНИЕ К УРОКУ

Уважаемые одиннадцатиклассники! Вам предстоит проанализировать эпизод повести Сергея Донатовича Довлатова.

Заполните пропуски в «анкете» писателя Довлатова (5 мин.).

Любимый жанр — ____________или короткая повесть.

Форма мышления — _________________.

Личные предпочтения, свойство таланта — ______________________.

Отношение к действительности — _________________________, выдумка, которая оказывается правдивее реальности.

Задача — ______________________________.

Сверхзадача — _________________________________________ и — если возможно — хоть чуть-чуть измениться.



2. Выполняя задание, внимательно и вдумчиво прочитайте приведенный отрывок (10–15 мин.) и развернуто ответьте на вопросы (10–15 мин.).

Заходим в экскурсионное бюро. Сидит такая дама, мечта отставника. Аврора сунула ей путевой лист. Расписалась, получила обеденные талоны для группы. Что-то шепнула этой пышной блондинке, которая сразу же взглянула на меня. Взгляд содержал неуступчивый беглый интерес, деловую озабоченность и легкую тревогу. Она даже как-то выпрямилась. Резче зашуршали бумаги.

— Вы не знакомы? — спросила Аврора. Я подошел ближе.

— Хочу поработать в заповеднике.

— Люди нужны, — сказала блондинка.

В конце этой реплики заметно ощущалось многоточие. То есть нужны именно хорошие, квалифицированные специалисты. А случайные, мол, люди — не требуются…

— Экспозицию знаете? — спросила блондинка и неожиданно представилась: — Галина Александровна.

— Я был здесь раза три.

— Этого мало.

— Согласен. Вот и приехал снова…

— Нужно как следует подготовиться. Проштудировать, методичку. В жизни Пушкина еще так много неисследованного… Кое-что изменилось с прошлого года…

— В жизни Пушкина? — удивился я.

— Извините, — перебила Аврора, — меня туристы ждут. Желаю удачи…

Она исчезла — юная, живая, полноценная. Завтра я услышу в одной из комнат музея ее чистый девичий голос:

«…Вдумайтесь, товарищи!.. „Я вас любил так искренне, так нежно…“ Миру крепостнических отношений противопоставил Александр Сергеевич этот вдохновенный гимн бескорыстия…»

— Не в жизни Пушкина, — раздраженно сказала блондинка, — а в экспозиции музея. Например, сняли портрет Ганнибала.

— Почему?

— Какой-то деятель утверждает, что это не Ганнибал. Ордена, видите ли, не соответствуют. Якобы это генерал Захомельский.

— Кто же это на самом деле?

— И на самом деле — Закомельский.

— Почему же он такой черный?

— С азиатами воевал, на юге. Там жара. Вот он и загорел. Да и краски темнеют от времени.

— Значит, правильно, что сняли?

— Да какая разница — Ганнибал, Закомельский… Туристы желают видеть Ганнибала. Они за это деньги платят. На фига им Закомельский?! Вот наш директор и повесил Ганнибала… Точнее, Закомельского под видом Ганнибала. А какому-то деятелю не понравилось… Простите, вы женаты?

Галина Александровна произнесла эту фразу внезапно и, я бы сказал — застенчиво.

— Разведен, — говорю, — а что?

— Наши девушки интересуются.

— Какие девушки?

— Их сейчас нет. Бухгалтер, методист, экскурсоводы…

— Почему же они мной интересуются?

— Они не вами. Они всеми интересуются. У нас тут много одиноких. Парни разъехались… Кого наши девушки видят? Туристов? А что туристы? Хорошо, если у них восьмидневка. Из Ленинграда так на сутки приезжают. Или на трое… А вы надолго?

— До осени. Если все будет хорошо.

— Где вы остановились? Хотите, я позвоню в гостиницу? У нас их две, хорошая и плохая. Вы какую предпочитаете?

— Тут, — говорю, — надо подумать.

— Хорошая — дороже, — объяснила Галя.

— Ладно, — сказал я, — денег все равно нет…

Она сразу же куда-то позвонила. Долго кого-то уговаривала. Наконец вопрос был решен. Где-то записали мою фамилию.

— Я вас провожу.

Давно я не был объектом такой интенсивной женской заботы. В дальнейшем она будет проявляться еще настойчивее. И даже перерастет в нажим.

Вначале я относил это за счет моей потускневшей индивидуальности. Затем убедился, насколько огромен дефицит мужского пола в этих краях. <…>

— Вы любите Пушкина? — неожиданно спросила она.

Что-то во мне дрогнуло, но я ответил:

— Люблю… «Медного всадника», прозу…

— А стихи?

— Поздние стихи очень люблю.

— А ранние?

— Ранние тоже люблю, — сдался я.

— Тут все живет и дышит Пушкиным, — сказала Галя, — буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота… Цилиндр, крылатка, знакомый профиль…

Между тем из-за поворота вышел Леня Гурьянов, бывший университетский стукач.


Контрольные вопросы:


1.Опираясь на высказывание Сергея Довлатова (“…Я… склоняюсь к более общей… метафоре — заповедник, Россия, деревня, прощание с родиной”), объясните смысл названия произведения.

2. Обратите, пожалуйста, внимание на несколько выборочных предложений. Повторяются ли начальные буквы в словах? О чем это говорит?

3.Для чего Довлатов использует разговорно-сниженную лексику, если мы знаем, что он скрупулезно оттачивал каждое предложение?

4.С помощью каких средств раскрывается авторское отношение к происходящему?

5. Определите одну из ключевых проблем, затронутых автором в приведенном эпизоде.

6. Какие литературные ассоциации вызывает у Вас представленный эпизод?



Вывод: один из главных мотивов «Заповедника» — мотив ________________________ реальных духовных ценностей ненужными поддельными вещами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ксения Анатольевна, с интересом познакомилась с Вашей работой. Если я правильно поняла, то заполнить анкету ученик может только после прочтения определенных страниц учебника или другого материала? Если подобные работы продолжите публиковать на сайте, пожалуйста, оговаривайте это. Спасибо!

6 August 2021

Здравствуйте! Благодарю за комментарий. Учту. Задание в "анкете" по учебнику УМК Сухих, остальное - по отрывку и общему впечатлению о содержании повести.

6 August 2021