12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Земских Ксения Анатольевна1300
Люблю русскую литературу и много путешествую.
Россия, Санкт-Петербург, Колпино
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »

ЗАДАНИЕ К УРОКУ

Уважаемые одиннадцатиклассники! Вам предстоит проанализировать эпизод повести Сергея Донатовича Довлатова.

Заполните пропуски в «анкете» писателя Довлатова (5 мин.).

Любимый жанр — ____________или короткая повесть.

Форма мышления — _________________.

Личные предпочтения, свойство таланта — ______________________.

Отношение к действительности — _________________________, выдумка, которая оказывается правдивее реальности.

Задача — ______________________________.

Сверхзадача — _________________________________________ и — если возможно — хоть чуть-чуть измениться.



2. Выполняя задание, внимательно и вдумчиво прочитайте приведенный отрывок (10–15 мин.) и развернуто ответьте на вопросы (10–15 мин.).

Заходим в экскурсионное бюро. Сидит такая дама, мечта отставника. Аврора сунула ей путевой лист. Расписалась, получила обеденные талоны для группы. Что-то шепнула этой пышной блондинке, которая сразу же взглянула на меня. Взгляд содержал неуступчивый беглый интерес, деловую озабоченность и легкую тревогу. Она даже как-то выпрямилась. Резче зашуршали бумаги.

— Вы не знакомы? — спросила Аврора. Я подошел ближе.

— Хочу поработать в заповеднике.

— Люди нужны, — сказала блондинка.

В конце этой реплики заметно ощущалось многоточие. То есть нужны именно хорошие, квалифицированные специалисты. А случайные, мол, люди — не требуются…

— Экспозицию знаете? — спросила блондинка и неожиданно представилась: — Галина Александровна.

— Я был здесь раза три.

— Этого мало.

— Согласен. Вот и приехал снова…

— Нужно как следует подготовиться. Проштудировать, методичку. В жизни Пушкина еще так много неисследованного… Кое-что изменилось с прошлого года…

— В жизни Пушкина? — удивился я.

— Извините, — перебила Аврора, — меня туристы ждут. Желаю удачи…

Она исчезла — юная, живая, полноценная. Завтра я услышу в одной из комнат музея ее чистый девичий голос:

«…Вдумайтесь, товарищи!.. „Я вас любил так искренне, так нежно…“ Миру крепостнических отношений противопоставил Александр Сергеевич этот вдохновенный гимн бескорыстия…»

— Не в жизни Пушкина, — раздраженно сказала блондинка, — а в экспозиции музея. Например, сняли портрет Ганнибала.

— Почему?

— Какой-то деятель утверждает, что это не Ганнибал. Ордена, видите ли, не соответствуют. Якобы это генерал Захомельский.

— Кто же это на самом деле?

— И на самом деле — Закомельский.

— Почему же он такой черный?

— С азиатами воевал, на юге. Там жара. Вот он и загорел. Да и краски темнеют от времени.

— Значит, правильно, что сняли?

— Да какая разница — Ганнибал, Закомельский… Туристы желают видеть Ганнибала. Они за это деньги платят. На фига им Закомельский?! Вот наш директор и повесил Ганнибала… Точнее, Закомельского под видом Ганнибала. А какому-то деятелю не понравилось… Простите, вы женаты?

Галина Александровна произнесла эту фразу внезапно и, я бы сказал — застенчиво.

— Разведен, — говорю, — а что?

— Наши девушки интересуются.

— Какие девушки?

— Их сейчас нет. Бухгалтер, методист, экскурсоводы…

— Почему же они мной интересуются?

— Они не вами. Они всеми интересуются. У нас тут много одиноких. Парни разъехались… Кого наши девушки видят? Туристов? А что туристы? Хорошо, если у них восьмидневка. Из Ленинграда так на сутки приезжают. Или на трое… А вы надолго?

— До осени. Если все будет хорошо.

— Где вы остановились? Хотите, я позвоню в гостиницу? У нас их две, хорошая и плохая. Вы какую предпочитаете?

— Тут, — говорю, — надо подумать.

— Хорошая — дороже, — объяснила Галя.

— Ладно, — сказал я, — денег все равно нет…

Она сразу же куда-то позвонила. Долго кого-то уговаривала. Наконец вопрос был решен. Где-то записали мою фамилию.

— Я вас провожу.

Давно я не был объектом такой интенсивной женской заботы. В дальнейшем она будет проявляться еще настойчивее. И даже перерастет в нажим.

Вначале я относил это за счет моей потускневшей индивидуальности. Затем убедился, насколько огромен дефицит мужского пола в этих краях. <…>

— Вы любите Пушкина? — неожиданно спросила она.

Что-то во мне дрогнуло, но я ответил:

— Люблю… «Медного всадника», прозу…

— А стихи?

— Поздние стихи очень люблю.

— А ранние?

— Ранние тоже люблю, — сдался я.

— Тут все живет и дышит Пушкиным, — сказала Галя, — буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота… Цилиндр, крылатка, знакомый профиль…

Между тем из-за поворота вышел Леня Гурьянов, бывший университетский стукач.


Контрольные вопросы:


1.Опираясь на высказывание Сергея Довлатова (“…Я… склоняюсь к более общей… метафоре — заповедник, Россия, деревня, прощание с родиной”), объясните смысл названия произведения.

2. Обратите, пожалуйста, внимание на несколько выборочных предложений. Повторяются ли начальные буквы в словах? О чем это говорит?

3.Для чего Довлатов использует разговорно-сниженную лексику, если мы знаем, что он скрупулезно оттачивал каждое предложение?

4.С помощью каких средств раскрывается авторское отношение к происходящему?

5. Определите одну из ключевых проблем, затронутых автором в приведенном эпизоде.

6. Какие литературные ассоциации вызывает у Вас представленный эпизод?



Вывод: один из главных мотивов «Заповедника» — мотив ________________________ реальных духовных ценностей ненужными поддельными вещами.

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 06.08.21 в 10:19 0Ответить Пожаловаться
Ксения Анатольевна, с интересом познакомилась с Вашей работой. Если я правильно поняла, то заполнить анкету ученик может только после прочтения определенных страниц учебника или другого материала? Если подобные работы продолжите публиковать на сайте, пожалуйста, оговаривайте это. Спасибо!
Земских Ксения Анатольевна, 06.08.21 в 11:33 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Благодарю за комментарий.
Учту. Задание в "анкете" по учебнику УМК Сухих, остальное - по отрывку и общему впечатлению о содержании повести.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.