Павленко Венера
Учитель – дефектолог
https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite
Памятка на лето. Родителям группы деток «Золушка».
Лето – беспокойная пора. И даже если большая часть его посвящена труду, все равно хочется расслабиться и отдохнуть. А потому надеяться, что вы посвятите досуг занятиям с ребенком, конечно же наивно.
И тем не менее, позволю себе дать несколько советов и рекомендаций. Специфика развития вашего малыша не допускает значительных перерывов в занятиях. Иначе – откат неминуем.
Развивайте общение и взаимодействие с детьми:
Создайте конструктивный психологический микроклимат в семье:
• проводите досуг всей семьёй; • уделяйте ребёнку достаточно внимания; • не ссорьтесь в присутствии ребёнка.
Выработайте правильное отношение к ребёнку:
• стройте отношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
• выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок; • контролируя поведение ребёнка, не навязывайте ему жёстких правил; • избегайте, как чрезмерной мягкости, так и завышенных требований к ребёнку; • не давайте ребёнку категорических распоряжений, избегайте слов «нет», «запрещаю», «нельзя»; • повторяйте свою просьбу одними и теми же фразами много раз; • для подкрепления устных просьб используйте зрительную стимуляцию; • помните, что чрезмерная дезорганизованность, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными; • помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; • чаще хвалите ребёнка. Дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям; • не прибегайте к физическому наказанию! • не разрешайте откладывать выполнение задания.
Определите летний режим дня:
• установите распорядок дня для ребёнка и всячески старайтесь его придерживаться; • минимизируйте отвлекающие факторы во время занятий с ребёнком; • избегайте больших скоплений людей; • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля, повышению психической напряженности и нарастанию гиперактивности.
Развивайте познавательную деятельность:
1. Абстрактная память и внимание.
Запомнить несколько предметов, находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, добавилось - убавилось.
Учиться выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.
Запомнить и выполнить ряд последовательных действий.
Запомнить зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.
Запомнить несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.
Запомнить как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти.
Замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке?
Выкладывать узор (изображение) из палочек по образцу, а затем по памяти.
2. Зрительные и слуховые внимание и память.
Показываем ранее виденную картинку; воспроизвести определенную последовательность картинок, букв, цифр.
Рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка в пространстве (право, лево).
Развитие мелкой моторики; труд по дому; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.
Узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных изображений; букв разного шрифта; узнавание величины, формы, цвета, предметов.
Расширение активного словарного запаса по лексическим планам. Учим стихи, загадки, песни.
Работаем над предложением – от простого к сложносочиненному.
Работаем над ритмико-интонационным рисунком предложения.
3. Развиваем мышление.
- Обобщаем и классифицируем предметы:
• объединяем предметы, принадлежащие к определенным темам;
• находим лишний предмет из ряда нескольких.
• классифицируем предметы по темам, группам;
- Развиваем навыки анализа и синтеза:
• составляем из частей целое (разрезную картинку с образцом и без него);
• узнаем целый предмет по части;
• учимся понимать смысл пословиц и поговорок.
• отгадываем и загадываем загадки;
4. Развиваем ощущения и восприятие.
Учимся дифференцировать вкусовые ощущения.
Учить различать цвета. Дифференцировать и систематизировать предметы по цвету.
Учимся различать обонятельные ощущения.
Развиваем иллюзорное восприятие сравниваем предметы по высоте, длине, ширине, и т.д.
Развиваем восприятие пространства - узнаем предметы по форме, цвету, величине.
Развиваем целостность восприятия узнаем предметы в перевернутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных изображениях.
Учимся находить место предмета в определенном ряду;
Тематика и дидактический материал для занятий с ребенком практически всегда у вас под руками. Достаточно немного проявить изобретательность и включить воображение.
Если все же возникнут затруднения – готова помочь в телефонном режиме.
Ответы на наиболее проблемные и актуальные вопросы постараюсь изложить на своем сайте. Заходите, не стесняйтесь.
Позитивного и результативного вам лета!