Задания для обобщения и повторения по разделу «Политика», составленные в формате ОГЭ
Демонстрационный вариант работы по обществознанию для 9 класса для обобщения и повторения по теме «Политика»
Работа состоит из 18 заданий (развёрнутые и тестовые) Правильно выполненные задания 2-15 оцениваются по 1 баллу. Для остальных заданий разработаны подробные критерии оценивания
Максимальный балл – 23
Отметка по пятибалльной шкале | "2" | "3" | "4" | "5" |
| 0-9 | 10-14 | 15-20 | 21-23 |
№ задания | Пример задания | ||||||
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. | |||||||
Что из перечисленного характеризует демократический режим?
1) верховенство исполнительной власти 2) командно-административные методы управления 3) господство одной общеобязательной идеологии 4) защита прав и свобод граждан | |||||||
Что является признаком любого государства?
1) верховенство права 2) выборность высших органов власти 3) суверенитет 4) многопартийность | |||||||
Тоталитарный режим отличает
1) всесторонний контроль государства над жизнью общества 2) гарантия прав и свобод граждан 3) деятельность свободной прессы 4) наличие государственного аппарата | |||||||
Одна из задач политической партии в демократическом обществе —
1) участие в политической борьбе 2) контроль над частной жизнью избирателей 3) определение цен на товары и услуги 4) владение недвижимостью и акциями предприятий | |||||||
Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?
1) производитель 2) потребитель 3) исследователь 4) избиратель | |||||||
Что понимается под формой правления государства?
1) организация высших органов власти 2) политический режим 3) распределение власти по территории страны 4) политическая система | |||||||
Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
1) Правительство 2) Совет безопасности 3) Федеральное Собрание 4) Общественная палата | |||||||
В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?
1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах. 2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов. 3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы. 4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу. | |||||||
Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов. Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | |||||||
Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей. Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | |||||||
Конституционная обязанность гражданина РФ —
1) участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя 2) уплата налогов 3) участие в выборах 4) обращение в государственные органы | |||||||
Что относится к полномочиям Совета Федерации?
1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации 2) управление федеральной собственностью 3) разработка и исполнение бюджета страны 4) определение основных направлений внутренней политики | |||||||
Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является
1) Правительство РФ 2) Федеральное Собрание РФ 3) Общественная палата 4) Конституционный Суд | |||||||
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
| |||||||
Задание 16-18 Работа с текстом Ключевой элемент демократии — полноправие граждан. Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики. Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании. Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств. Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага. | |||||||
| Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. | ||||||
| Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))? | ||||||
| С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества. |
Ответы и критерии оценивания
№ задания | Ответ | ||||||||||||
Пояснение. 1. Понятия: государство, тоталитаризм. 2. Смысл понятия: государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, специальным аппаратом принуждения, публичными органами власти, который осуществляет управление обществом; ИЛИ тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность. Критерии проверки:
| |||||||||||||
| 4 | ||||||||||||
| 3 | ||||||||||||
| 1 | ||||||||||||
| 1 | ||||||||||||
| 4 | ||||||||||||
| 1 | ||||||||||||
| 3 | ||||||||||||
| 3 | ||||||||||||
| 3 | ||||||||||||
| 3 | ||||||||||||
| 2 | ||||||||||||
| 1 | ||||||||||||
| 2 | ||||||||||||
| Мажоритарная | ||||||||||||
| Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) способы воздействия граждан на государственную политику; 2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии; 3) власть большинства и защита прав меньшинств; 4) гражданское общество и новый тип граждан. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Критерии проверки:
| ||||||||||||
| Пояснение. В правильном ответе могут быть указаны два показателя: 1. Периодические выборы; 2. Участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.; 3. Полноправия граждан; 4. Власть большинства.
Способы могут быть сформулированы иначе. Критерии проверки:
| ||||||||||||
| Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Смысл понятия, например: независимое от государства объединение людей, образованное по инициативе самих граждан для совместного решения тех или иных вопросов, вызванных общими нуждами. Смысл понятия может быть сформулирован иначе. 2. Два примера: а) жители микрорайона создали общественную организацию, которая добилась отмены принятого решения о строительстве нового торгового центра на месте парка; б) общество защиты прав потребителей представляет в суде интересы потребителей, пострадавших от недобросовестных производителей товаров и услуг. Могут быть приведены другие примеры деятельности организаций гражданского общества. Критерии проверки:
|