Урок экологии «Вопросы и задания для повторения, обобщения и систематизации знаний»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока – повторение
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Вопросы и задания для повторения, обобщения и систематизации знаний. Тестовый контроль
Проверь себя
Дать определения следующим понятиям
Наибольшее развитие получили следующие направления:
классическая экология, глобальная экология
социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология, экологический мониторинг.
Классическая экология:
аутэкология, демэкология, синэкологию.
Презентация Экология как наука
PPT / 1.08 Мб
Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Аутэкология»:
среда: окружающая, природная, техногенная; среда обитания, местообитание; экологический фактор; уровни организации живых систем; эмерджентность; абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы; экологическая пластичность (валентность); стенобионтность и эвриби- онтность видов; закон минимума Либиха; закон толерантности Шелфорда; правило Аллена; биоклиматический закон Хопкинса; основные среды жизни; биологические ритмы, фенология, фотопериодизм.
Заполните таблицу:
Характеристика основных экологических факторов
Основные группы экологических факторов |
Примеры |
1. Абиотические |
|
2. Биотические |
|
3. Антропогенные |
- |
Презентация экология сообществ
PPT / 2.34 Мб
Известно, что если количественное значение хотя бы одного из климатических факторов выходит за пределы выносливости, то как бы ни были благоприятны другие условия среды, существование вида становится невозможным. Подтвердите данное положение конкретными примерами.
Заполните таблицу:
Изменения климатических условий |
Примеры приспособления к изменениюусловий |
|
у растений |
у животных |
|
Суточные |
||
Сезонные |
Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Демэкология»:
популяция; демэкология; пространственное распределение особей; численность популяции; плотность популяции; рождаемость; смертность; прирост популяции; темп роста; возрастная структура популяции; биотические факторы; гомотипические реакции: эффект группы, эффект массы, конкуренция; принцип Олли; гетеротипические реакции: конкуренция, симбиоз, сотрудничество, комменсализм, аменсализм, хищничество, паразитизм; принцип конкурентного исключения Гаузе; экологическая ниша; гомеостаз; динамическое равновесие; биоценоз; модель Лотки-Вольтерра «хищник-жертва».
Презентация структура биоценоза
PPTX / 2.2 Мб
4.Какую закономерность в природе иллюстрирует рисунок:
5.Изобразите схему обмена веществ и потока энергии в экосистеме школьного аквариума, включающей водоросли и высшие водные растения; простейшие - инфузории, дафнии; моллюски; рыбы; бактерии; грибы.
Презентация Цепи питания
PPT / 469 Кб
Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению ее равновесия?
6. Достройте схему пищевых взаимоотношений в смешанном лесу, поместив в соответствующие графы схемы изображения организмов, поедающих друг друга, или соответствующие им номера.
Презентация Пищевые цепи в наземных экосистемах
PPT / 565.5 Кб
Определите, какое явление, происходящее в природе, иллюстрирует рисунок. Укажите основные причины происходящих явлений.
Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Синэкология»:
синэкология; биоценоз, биотоп, экотон; биогеоценоз; экосистема; автотрофы; гетеротрофы; миксотрофы; фототрофы; хемо- трофы; продуценты; консументы; редуценты; стабильность экосистем; гомеостаз экосистем; динамика экосистем; экологическая сукцессия: первичная;, вторичная; пионерное сообщество; климаксное сообщество; моноклимакс; поликлимакс; пограничный (краевой) эффект; принцип устойчивого неравновесия живых систем; продуктивность экосистемы; пищевая цепь; трофический уровень; пищевая сеть; валовая первичная продукция; чистая первичная продуктивность; правило 10%; биологическое накопление (концентрирование в пищевой цепи); пирамида чисел; пирамида'биомасс; пирамида энергий; правило 1%.
Презентация Трофические уровни
PPTX / 2.33 Мб
8.На рисунке изображен один из примеров биогеохимического цикла (круговорота) азота в природе. Расставьте в нужном порядке номера компонентов, принимающих участие в данном круговороте: укажите направление движения азота.
Компоненты круговорота:
Азотофиксирующие бактерии
Аммиачные соединения почвы
Денитрифицирующие бактерии
Зеленые растения
Животные (заяц, лось)
Атмосферный азот
Азот в составе белков (растительных и животных
9.За 300 лет растения суши и Мирового океана могут использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере. Почему этого не происходит?
10. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время? 11. При составлении букетов из разных цветов можно наблюдать следующее: розы и гвоздики, помещенные вместе, теряют аромат; ландыши губят -многие цветы, нарциссы и незабудки отрицательно влияют друг на друга и быстро вянут. Чем объяснить подобные факты? Какое значение имеют данные особенности в жизни растений?
12.Для леса характерно ярусное расположение растений. Каковы будут последствия, если вырубить растения верхнего яруса (полога леса)?
13.Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню».
14.Ч. Дарвин писал: «Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории Мира, как дождевые черви». Почему ученый придавал такое значе*^ этим обычным обитателям почвы?
15.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?
16.Фантастически быстро размножаются насекомые. Через 5 месяцев потомство одной мухи достигло бы 7 600 ООО ООО экземпляров. Но этого не происходит. Почему?
17.Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Петр I?
18.Численность растительноядных животных подвержена резким колебаниям. Каждые 7-12 лет возрастает численность зайцев-беляков. Наблюдаются резкие колебания численности белок, клестов, кедровок. В чем же причина?
19.Объясните связь между пирамидой энергий и вторым законом термодинамики.
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций