Урок экологии «Вопросы и задания для повторения, обобщения и сис­тематизации знаний»

5
0
Материал опубликован 16 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока – повторение

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Вопросы и задания для повторения, обобщения и сис­тематизации знаний. Тестовый контроль

Проверь себя

Дать определения следующим понятиям

Наибольшее разви­тие получили следующие направления:

классическая экология, глобальная экология

социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология, экологический мониторинг.

Классическая экология:

аутэкология, демэкология, синэкологию.


 


Презентация Экология как наука
PPT / 1.08 Мб

 

Дайте определения или характеристику основным поняти­ям и терминам раздела «Аутэкология»:

среда: окружающая, природная, техногенная; среда обита­ния, местообитание; экологический фактор; уровни органи­зации живых систем; эмерджентность; абиотические, биоти­ческие и антропогенные экологические факторы; экологиче­ская пластичность (валентность); стенобионтность и эвриби- онтность видов; закон минимума Либиха; закон толерантно­сти Шелфорда; правило Аллена; биоклиматический закон Хопкинса; основные среды жизни; биологические ритмы, фенология, фотопериодизм.

 

Заполните таблицу:

Характеристика основных экологических факторов

Основные группы экологических факторов

Примеры

1. Абиотические

 

2. Биотические

 

3. Антропогенные

-


 


Презентация экология сообществ
PPT / 2.34 Мб

 

Известно, что если количественное значение хотя бы одного из климатических факторов выходит за пределы выносливо­сти, то как бы ни были благоприятны другие условия среды, существование вида становится невозможным. Подтвердите данное положение конкретными примерами.

Заполните таблицу:

Изменения

климатических

условий

Примеры приспособления к изменениюусловий

у растений

у животных

Суточные

   

Сезонные

   

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Демэкология»:

популяция; демэкология; пространственное распределение осо­бей; численность популяции; плотность популяции; рождае­мость; смертность; прирост популяции; темп роста; возрастная структура популяции; биотические факторы; гомотипические реакции: эффект группы, эффект массы, конкуренция; прин­цип Олли; гетеротипические реакции: конкуренция, симбиоз, сотрудничество, комменсализм, аменсализм, хищничество, па­разитизм; принцип конкурентного исключения Гаузе; экологи­ческая ниша; гомеостаз; динамическое равновесие; биоценоз; модель Лотки-Вольтерра «хищник-жертва».


 


Презентация структура биоценоза
PPTX / 2.2 Мб

4.Какую закономерность в природе иллюстрирует рисунок:

 


 

 

5.Изобразите схему обмена веществ и потока энергии в экоси­стеме школьного аквариума, включающей водоросли и высшие водные растения; простейшие - инфузории, дафнии; моллю­ски; рыбы; бактерии; грибы.

 


Презентация Цепи питания
PPT / 469 Кб

Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллю­сков и простейших приводит к резкому нарушению ее равно­весия?

6. Достройте схему пищевых взаимоотношений в смешанном ле­су, поместив в соответствующие графы схемы изображения организмов, поедающих друг друга, или соответствующие им номера.

 


 


 


Презентация Пищевые цепи в наземных экосистемах
PPT / 565.5 Кб

Определите, какое явление, происходящее в природе, иллюст­рирует рисунок. Укажите основные причины происходящих явлений.

 

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Синэкология»:

синэкология; биоценоз, биотоп, экотон; биогеоценоз; экосисте­ма; автотрофы; гетеротрофы; миксотрофы; фототрофы; хемо- трофы; продуценты; консументы; редуценты; стабильность экосистем; гомеостаз экосистем; динамика экосистем; экологи­ческая сукцессия: первичная;, вторичная; пионерное сообщест­во; климаксное сообщество; моноклимакс; поликлимакс; по­граничный (краевой) эффект; принцип устойчивого неравнове­сия живых систем; продуктивность экосистемы; пищевая цепь; трофический уровень; пищевая сеть; валовая первичная про­дукция; чистая первичная продуктивность; правило 10%; био­логическое накопление (концентрирование в пищевой цепи); пирамида чисел; пирамида'биомасс; пирамида энергий; прави­ло 1%.

 


Презентация Трофические уровни
PPTX / 2.33 Мб

8.На рисунке изображен один из примеров биогеохимического цикла (круговорота) азота в природе. Расставьте в нужном по­рядке номера компонентов, принимающих участие в данном круговороте: укажите направление движения азота.

Компоненты круговорота:

Азотофиксирующие бактерии

Аммиачные соединения почвы

Денитрифицирующие бактерии

Зеленые растения

Животные (заяц, лось)

Атмосферный азот

Азот в составе белков (растительных и животных

9.За 300 лет растения суши и Мирового океана могут использо­вать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере. Почему этого не происходит?

10. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время? 11. При составлении букетов из разных цветов можно наблюдать следующее: розы и гвоздики, помещенные вместе, теряют аромат; ландыши губят -многие цветы, нарциссы и незабудки отрицательно влияют друг на друга и быстро вянут. Чем объ­яснить подобные факты? Какое значение имеют данные осо­бенности в жизни растений?

12.Для леса характерно ярусное расположение растений. Како­вы будут последствия, если вырубить растения верхнего яру­са (полога леса)?

13.Объясните смысл поговорки: «Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню».

14.Ч. Дарвин писал: «Вряд ли найдутся другие животные, кото­рые играли бы столь большую роль в истории Мира, как до­ждевые черви». Почему ученый придавал такое значе*^ этим обычным обитателям почвы?

15.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых чер­вей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

16.Фантастически быстро размножаются насекомые. Через 5 месяцев потомство одной мухи достигло бы 7 600 ООО ООО экземпляров. Но этого не происходит. Почему?

17.Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в коло­кола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство ду­ховенства. Какими соображениями руководствовался Петр I?

18.Численность растительноядных животных подвержена резким колебаниям. Каждые 7-12 лет возрастает численность зай­цев-беляков. Наблюдаются резкие колебания численности белок, клестов, кедровок. В чем же причина?

19.Объясните связь между пирамидой энергий и вторым законом термодинамики.

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации