Урок экологии «Вопросы и задания для повторения, обобщения и систематизации знаний Тестовый контроль»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока –повторения , обобщения и систематизации знаний
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Проверь себя
Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Глобальная экология»:
глобальная экология; экологическая проблема; экологический кризис; антропогенные экологические кризисы; озоновый слой; цикл Чепмена; азотцый, водородный и хлорный циклы разрушения озона; фреоны; «парниковый эффект»; кислотные дожди; биологическое разнообразие; концепция устойчивого развития; моделирование и прогнозирование в экологии.
1.Что изучает глобальная экология?
2.В чем различие экологической проблемы и экологического кризиса?
3.Почему проблема разрушения озонового слоя носит глобальный характер? Опишите механизмы азотного, водородного и хлорного циклов разрушения озона.
4.Объясните физический механизм возникновения явления «парникового эффекта».
5.Каковы основные последствия «парникового эффекта» для функционирования биосферы?
6.Каковы основные источники и последствия экологической проблемы кислотных дождей? •
7.Приведите оценку кислотности снега и дождевой воды с использованием метода кислотно-основного титрования илй универсальной индикаторной бумаги.
8.Проведите оценку пробы воды из ближайшего открытого водоема (реки, озера и др.) на кислотность, содержание сульфатов, нитратов, хлоридов, фосфатов и др. Сделайте вывод об экологическом состоянии воды в водоеме.
9.Дайте характеристику основных подходов к моделированию и прогнозированию в экологии.
10.Дайте краткую характеристику основных направлений .«Повестки дня на XXI век», принятой на Конференции в Рио-де- Жанейро.
11.Назовите основные причины утраты биологического разнообразия.
Контрольный тест
1.Кто из ученых ввел в науку в 1977 г. термин «глобальная экология» для обозначения комплексной научной дисциплины, изучающей биосферу в целом?
1. М. Будыко 2. С. Шварц 3. Н. Реймерс 4. Н. Вавилов 5. Н. Моисеев
2.Термин «биосфера» впервые ввел в науку:
1. Э. Геккель 2. В. Вернадский 3. Э. Зюсс 4. . Э. Зюсс 5. Ю. Либих
3.Первое употребление термина «ноосфера» принадлежит двум младшим современникам В. И. Вернадского, слушавшим его лекции по геохимии в Сорбонне: это был философ, математик, палеонтолог и антрополог Э. Леруа и его друг, палеонтолог и антрополог:
1..Б. Коммонер 2. В. Шелфорд 3. Э. Зюсс 4. Ю.Либих 5. Т. де Шарден
4.Кто является автором гипотезы Геи?
Б. Коммонер 2. Ю. Либих 3. Дж. Лавлок 4. Ю. Одум 5. В. Шелфорд
5.«Парниковый эффект» вызывается в основном выбросами в атмосферу:
1.углекислого газа 2. Гелия 3.аргона 4.хлорводорода 5.сероводорода
6.В результате «парникового эффекта» среднегодовая температура приземного слоя воздуха за последние 100 лет увеличилась на
1.0,5 2. 2,0 3. 10,0 4.0,0 5. нет правильного ответа
7.В каком году был подписан первый договор по защите озонового слоя (Венская конвенция)?
-
2. 1980 3. 1990 4. 1992 5. 1985
8.Если собрать весь озон атмосферы в единый слой при давлении 760 мм рт. ст. и температуре 20°С, то его толщина составила бы:
1.1-2 м 2. 2,5-3 мм 3. 20-30 мм 4. 5 см 5. 2,5-3 см
9. Первооткрывателем явления «озоновых дыр» заслуженно считают ученого, указавшего причины возникновения данной проблемы, а именно:
1.Р. Смита 2.Ю. Одума 3.Дж. Добсона 4. Дж. Фармана 5..Дж. Лавлока
10.Существует прямая зависимость между истощением озонового слоя и ростом:
1.врожденных патологий 2.сердечно-сосудистых заболеваний 3.онкологических заболеваний
4.заболеваний опорно-двигательного аппарата 5.кишечных заболеваний
11.Назовите вещество, играющее наиболее существенную роль в возникновении кислотных дождей:
1.углекислый газ 2 фреоны 3.сернистый газ 4.метан 5.угарный газ
Всемирный форум в Рио-де-Жанейро, на котором была принята «Повестка дня на XXI век», прошел в ....году:
1992 2. 1968 3. 1972 4 нет правильного ответа 5. 1972
13.Кем из современных ученых введено понятие «экологический императив»?
1.Н. Моисеев 2. М. Будыко 3. Н. Реймерс 4. Ю. Одум 5. С. Шварц
14.Численность населения нашей планеты в настоящее время составляет величину, находящуюся в пределах:
-
-
млрд. человек 2.3-4 млрд. человек 3. 4-5 млрд. человек 4.5-6 млрд. человек
-
5.свыше 6 млрд. человек
15.Повышение температуры приземного слоя атмосферы из-за увеличения в нем содержания углекислого газа и некоторых других газов получило название:
1.сопротивление воздушной среды 2.парниковый эффект 3.антропогенный стресс
4.энергетический кризис 5.кислотные дожди
16.Кто был основателем и президентом Международной организации «Римский клуб»? "
1.Дж. Форрестер 2.Д. Медоуз 3.А. Печчеи 4.Т. Шарден 5.Б. Коммонер
17.Какой из законов (правил) отражает нарушение равновесия при изменении энергетики природной системы?
1.закон Либиха 2.закон Шелфорда 3.закон Линдемана (10%) 4.закон (правило)1%
5.закон (правило) Аллена
Презентация " экология. Что это?"
PPT / 833.5 Кб
Презентация "Пароль 21 века- экология"
PPTX / 35.41 Мб
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html