Задания к урокам русского языка в 7 классе по УМК Т.А. Ладыженской
Вариант № 1.
1)Ноч…ной ст…клодув разв…сил на кон…чиках тр…винок хрустальные св…тильники. И т…перь ф…нарики ярко засв…тились на утре9н,нн)ем со…це тихо-тихо позванивая на просыпающ…мся в…терке. Сказоч…ное утро! Вам пр…ходилось слушать цветную музыку росы?
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите причастные/деепричастные обороты. Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом, морфологический разбор деепричастия.
2)Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от данных глаголов (в виде таблицы):
Требовать, одерживать.
3)Составьте по одному предложению с причастным и деепричастным оборотом, используя образованные слова.
Вариант №2.
1)Вет…р-гуляка устал от бе(с,сс)о(н,нн)ых ночей. Желая отдохнуть в ближайшем перелеск(е,и) задул снегом проселочную д…рогу попавшуюся на пути и посопев улегся под длинноногими сосенками.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите причастные/деепричастные обороты. Разберите выделенные слова по составу. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия.
2)Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов (в виде таблицы):
Ворковать, распределить.
3)Составьте по одному предложению с причастным и деепричастным оборотом, используя образованные слова.
Вариант №3.
1)Над Лисьими горами озябшее ноябр…ское со…це (с,з)жалось в белесый к…мок подобрав к себе ближе замер…шие лучи. Кутаясь в сырые облака пряч…тся от п…рывистого ветра вспоминая то недавнее время когда оно по утрам выкатывалось из-за леса еще (не)остывшим за ночь рубиновым шаром.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите причастные/деепричастные обороты. Выполните фонетический разбор любого глагола, морфологический разбор деепричастия.
2)Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов (в виде таблицы):
Выковать, рассчитать.
3)Составьте по одному предложению с причастным и деепричастным оборотом, используя образованные слова.
Вариант №4.
1)Зацвела ч…ремуха, наступили х…лода. Как бы изв…няясь за принесе(н,нн)ую майскую пр…хладу ч…ремуха пр…гласила всех насекомых на ча…питие. Уг…щает душистым цветоч…ным напитком. До поз…него вечера в ч…ремуховых кустах м…льтешат легк…крылые гости.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите причастные/деепричастные обороты. Начертите схему первого предложения. Выполните морфологический разбор причастия.
2)Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов (в виде таблицы):
Потчевать, заметить.
3)составьте по одному предложению с причастным и деепричастным оборотом, используя образованные слова.
Вариант №5.
1)Вечере…т. В…да стихла. Нет криков чаек. Рядом, в глинистую кучу, толстым ч…рным носом ткнулся задр…мавший топляк. Пр…жался к холодному обрыву думая перен…чевать здесь до утра. Но то ли место (не)понравилось, то ли сильное т…чение б…спокоило; бр…вно сделав полукруг поплыло дальше выглядывая ч…рной ямкой от суч…ка следующую пристань.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите причастные/деепричастные обороты. Разберите деепричастия по составу. Подчеркните грамматические основы в первых трех предложениях.
2)Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов (в виде таблицы):
Жевать, преодолевать.
3)Составьте по одному предложению с причастным и деепричастным оборотом, используя образованные слова.
1.Какое слово является причастием?
А)детальный; б)тонущий; в)могучий; г)зеленый.
2.Укажите причастие совершенного вида:
А)вертевший; б)помогавшая; в)влиявшие; г)созревшие.
3.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
А)о выпавш…м снег…; б)о затаивш…йся мыш….;
В)о скачущ…й лошад…; г)с бьющ…мся сердц…м.
4.В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
А)собравший урожай; б)убежавшее молоко; в)заглянувший в окно; г)читающий текст.
5.Выполните морфологический разбор причастия из данного предложения: Колеблющийся полет бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите страдательное причастие?
А)причесанная; б)маячивший; в)нуждающийся; г)перегоревший.
7.Укажите ошибочное суждение:
А)Деепричастия образуются только от глаголов.
Б)Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
В)Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
Г)Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
8.В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
А)(не)замечая; б)(не)годуя; в)(не)успев; г)(не)ощутив.
9.Выполните морфологический разбор деепричастия из данного предложения: Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какое слово является деепричастием?
А)висевший; б)размахнувшись; в)покинуты; г)падающего.
11.От какого слова нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
А)гулять; б)взлетать; в)рулить; г)ждать.
12.Расставьте, где нужно, знаки препинания?
А)Используя высказывания об устном народном творчестве подготовьте сообщения о былинах.
Б)Под тонкими корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.
В)Солнце встает над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь не встречаясь с облаками.
Г)Выйдя в отставку Державин всецело посвятил себя литературным делам.
1.Какое слово является причастием?
А)алюминиевый; б)прыгучий; в)сигнальный; г)командующий.
2.Укажите причастие совершенного вида:
А)вертевшая; б)поступивший; в)певшие; г)гладивший.
3.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
А)о прошедш…м врем…ни; б)о расплескавш…йся жидкост….;
В)на раскаливш…йся крыш….; г)о строящ….мся здани….
4.В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
А)заполняющий дневник; б)улетевшие на юг; в)промелькнувший хвост; г)написавший доклад.
5.Выполните морфологический разбор причастия из данного предложения: Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите страдательное причастие:
А)постригающий; б)обозначивший; в)оставленный; г)выскочивший.
7.Укажите ошибочное утверждение:
А)Деепричастие не изменяется.
Б)В предложении деепричастие является дополнением.
В)Деепричастие обозначает добавочное действие.
Г)Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
8.В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
А)(не)ответив; б)(не)уходя; в)(не)присев; г)(не)навидя.
9.Выполните морфологический разбор деепричастия из данного предложения: Яшка забросил насадку и
снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какое слово является деепричастием?
А)зависевший; б)болтающего; в)коснувшись; г)напечатано.
11.От какого слова нельзя образовать деепричастие совершенного вида?
А)опоздать; б)сыграть; в)сойти; г)помочь.
12.Расставьте, где нужно, знаки препинания:
А)В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и устремив глаза свои в траву.
Б)Вся музыка наполнявшая день затихла и сменилась другою.
В)Подготовьте выразительное чтение «Песни…» учитывая связь с устным народным творчеством оттеняя характеры героев их речь их поступки.
Г)пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом.
Вопросы к зачету по русскому языку. 7 класс.
1.Придумайте и запишите предложение с причастным оборотом. Графически выделите его.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Придумайте и запишите предложение, в котором причастие являлось бы сказуемым.
_______________________________________________________________________________________
3.Выполните морфологический разбор причастия из предложения: Желание воскресить минувший век во всей его истине привело поэта к изучению материалов предшествующих эпох.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Приведите примеры слитного и раздельного написания НЕ с деепричастиями.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Произведите морфологический разбор деепричастия из предложения: Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Образуйте деепричастия от глаголов: Нахмуриться, встречать, принять, заблудиться.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы к зачету по русскому языку. 8 класс.
1.Запишите предложения с тремя видами сказуемых:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Приведите примеры несогласованных определений:
______________________________________________________________________________________
3.Придумайте и запишите предложение, в котором глагол выступал бы в роли дополнения:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Приведите примеры словосочетаний всех трех видов связи:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Докажите на примере, что подлежащее может быть выражено глаголом.
_______________________________________________________________________________________
6.Приведите пример односоставного предложения, укажите его вид.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Тестирование. Вариант 1.
1.Укажите наречие:
А)рожь; б)пустошь; в)настежь; г)съешь.
2.Найдите наречие образа действия:
А)пешком; б)кто; в)никуда; г)едва.
3.Укажите наречие меры и степени:
А)по-русски; б)едва; в)вечером; г)летом.
4.Укажите наречие времени:
А)немало; б)насмерть; в)по-видимому; г)утром.
5.Какое наречие пишется слитно:
А)(до)селе; б)(на)исходе; в)(на)ощупь; г)(на)отлете.
6.Какое из наречий пишется раздельно:
А)(на)тощак; б)(на)угад; в)(до)отказа; г)(на)против.
7.В этом наречии пишется НН:
А)беше…о; б)безветре….о; в)ветре….о; г)мудре…о.
8.Отметьте наречие, которое пишется через дефис:
А)(в)прикуску; б)(на)удачу; в)(по)прежнему; г)(без)устали.
9.Укажите наречие, на конце которого пишется А:
А)слев…; б)затемн…; в)засветл…; г)влев…
10.В каком из наречий не пишется на конце слова Ь:
А)навзнич…; б)сплош….; в)невтерпеж….; г)наотмаш….
11.Укажите отрицательное наречие:
А)куда; б)ничуть; в)где-то; г)тогда.
12.Укажите четвертое «лишнее»;
А)певуч….; б)заискивающ….; в)хорош….; г)жгуч….
Задание 2.Замените каждый из фразеологизмов одним словом – наречием. Разберите эти наречия по составу.
Во все горло; рукой подать; во все лопатки; время от времени; за тридевять земель; как убитый; через час по чайной ложке; из рук вон.
Задание 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Н…сколько н… испугался; н…куда пойти; н…сколько друзей; н…чуть н… страшно; запрост…; влев…; набел…; изнеженн….; доходчив…; засветл….; насух…; медвеж…нок; бумаж…нка; багаж…м; ж…лудь; посаж…нный; еж…нок; (по)свойски; (по)моему; (волей)(неволей); (по)дружески; (бок)(о)(бок); (по)английски; (в)пятых; (с)разбегу; (с)(глазу)(на)(глаз); (не)(по)(дружески); крайне (не)выгодно; далеко (не)привлекательно; весьма (не)желательно; ничуть (не)выполнено; вовсе (не)близко.
Задание 1. Тестирование. Вариант 2.
1.Укажите наречие:
А)сплошь; б)плешь; в)отрежь; г)ветошь.
2.Укажите указательное наречие:
А)нигде; б)почему; в)там; г)зачем-то.
3.Укажите наречие образа действия:
А)зимой; б)по-немецки; в)вверху; г)далеко.
4.Определите наречие времени:
А)едва; б)рано; в)ясно; г)далеко.
5.Какое из наречий пишется слитно:
А)(за)полночь; б)(на)лицо; в)(на)ощупь; г)(на)чисто.
6.Какое из наречий пишется раздельно:
А)(не)даром; б)(по)неволе; в)(на)диво; г)(по)многу.
7.В этом наречии пишется НН:
А)отчая…о; бю)ветре….о; в)приглуше….о; г)дли…о.
8.Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А)(на)скаку; б)(по)товарищески; в)(в)пустую; г)(на)глухо.
9.Укажите наречие, на конце которого пишется А:
А)влев…; б)запрост…; в)издавн….; г)направ….
10.Укажите наречие, на конце которого не пишется Ь:
А)вскач…; б)невтерпеж….; в)наотмаш….; Г)навзнич….
11.Укажите отрицательное наречие:
А)где-нибудь; б)зачем; в)никуда; г)там.
12.Найдите четвертое «лишнее»:
А)неуклюж….; б)общ…; в)ободряющ….; г)негодующ….
Задание 2. Замените каждый из фразеологизмов одним словом – наречием. Разберите эти наречия по составу.
Черепашьим шагом; ни свет ни заря; кот наплакал; хоть глаз выколи; решил с бухты барахты; никуда не годится; за тридевять земель; до корней волос.
Задание 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Н…когда н… ругался; н…чему завидовать; н…кто н… скажет; смолод…; досыт…; занов…; наглух…; дочист…; докрасн…; выучить блестящ…; говорить горяч…; ещ…; деш…вый; с товарищ…м; (по)латыни; (во)первых; (кто)(то); (кое)(кто); (в)(конце)(концов); (по)нашему); (по)неволе; (точь)(в)(точь); (не)лепо; (не)прилично; (не)доуменно; (не)искренне; очень (не)красиво.
Проверочная работа по теме «Предлог». Вариант 1.
Часть 1. Выберите правильный ответ из предложенных.
1.Что выражает предлог как часть речи:
А)оттенки; б)зависимость одного слова от другого; в)чувства; г)настроение.
2.Найдите непроизводный предлог:
А)в продолжение; б)около; в)вдоль; г)навстречу.
3.Укажите предлог, имеющий значение причины:
А)накануне; б)из-за; в)вокруг; г)под.
4.Укажите составной предлог:
А)по; б)согласно; в)за; г)в течение.
5.Укажите предлог, образованный от деепричастия:
А)в течение; б)мимо; в)наподобие; г)благодаря.
6.В каком предложении нет предлога:
А)Он продолжал путь, несмотря на усталость.
Б)Плохо, когда не с кем поговорить.
В)Дом напротив построили лет десять назад.
Г)Остановка находится около школы.
7.Укажите пример раздельного написания предлога:
А)звонил (в)продолжение получаса; б)двигаться (на)встречу ветру;
В)узнали (на)счет контрольной; г)выступит (в)место меня.
8.В каком примере нарушены речевые нормы:
А)встретились по приезде; б)благодаря заботе; в)согласно графика; г)заплатить за билет.
Часть 2. Выполните данные ниже заданные в тетради для контрольных работ.
9.Из данного предложения выпишите предлоги и произведите их морфологический разбор:
Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.
10. Поставьте существительные в нужном падеже с предлогами или без предлогов:
Идти (театр), уехать (Санкт-Петербург), войти (магазин), поехать (Урал), доказать (теорема), вера (удача).
11.Спишите, раскрывая скобки. Предлоги заключите в треугольник.
(Не)смотря в книгу; (во)преки ожиданиям; (в)продолжени(и,е) книги; (в)течени(е,и) месяца; (в)следстви(е,и)размывов.
12.Используя данные ниже глаголы составьте словосочетания с предлогами. Обозначьте главное слово, задайте вопрос к зависимому, определите его падеж.
Грустить, падать, повышать, спешить, говорить.
Проверочная работа по теме «Предлог». Вариант 2.
Часть1. Выберите из предложенных вариантов ответа правильный.
1.Укажите производный предлог:
А)через полчаса; б)ввиду недостатка времени; в)пришел из школы; г)цветок перед окном.
2.Укажите предлог, имеющий пространственное значение:
А)в течение; б)вследствие; в)сквозь; г)относительно.
3.Укажите предлог, имеющий значение цели:
А)относительно; б)в ходе; в)из-за; г)для.
4.Укажите предлог, образованный от наречия:
А)посредством; б)поверх; в)невзирая; г)за счет.
5.В каком примере допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:
А)благодаря судьбе; б)согласно приказу; в)благодаря старанию; г)вследствие нарушения.
6.В каком предложении нет предлога:
А)Дверь передо мной распахнулась.
Б)Вперед, навстречу новым приключениям!
В)Диспетчеры работают согласно графику.
Г)Хорошо, когда рядом друг.
7.Укажите пример раздельного написания предлога:
А)отменили (в)виду морозов; б)зайду (в)течение недели; в)обогнал (не)смотря на запрет; г)объект (на)подобие летающей тарелки.
8.В каком примере нарушены речевые нормы?
А)таблетки для головной боли; б)вопреки всему; в)пришел из школы;
Г)уверенность в победе.
Часть 2. Выполните данные ниже задания в тетради для контрольных работ.
9.Из данного предложения выпишите предлоги и выполните их морфологический разбор.
Вдоль по улице метелица метет, за метелицей мой миленький идет.
10.Поставьте существительные в нужном падеже с предлогами или без предлогов:
Посетить (театр), вернуться (Санкт-Петербург), выйти (магазин), приехать (Урал), объяснять (теорема), потребность (ласка).
11.Спишите, раскрывая скобки. Предлоги заключите в треугольник.
(Не)смотря на огонь, (в)виду подготовки к соревнованиям; (в)продолжени(е,и) двух суток; (в)течени(е,и) реки, (в)следстви(е,и) быстроты течения.
12.Используя данные ниже глаголы, составьте словосочетания с предлогами. Обозначьте главное слово, задайте вопрос к зависимому, определите его падеж.
Радоваться, вставать, понижать, медлить, молчать.
Тестирование по теме «Частица». Вариант 1.
1.Укажите формообразующую частицу:
1)вряд ли; 2)неужели;
3)не; 4)бы.
2.Укажите усилительную частицу:
1)даже; 2)что за;
3)именно; 4)исключительно.
3.Какая из частиц может использоваться в любом стиле речи:
1)небось; 2)ишь;
3)аж; 4)совсем.
4.В каком из слов допущена ошибка:
1)предварительный; 2)чемпион;
3)крос; 4)масса.
5.Укажите восклицательные частицы:
1)вряд ли, едва ли; 2)ведь, даже;
3)именно, как раз; 4)что за, как.
Тестирование по теме «Частица». Вариант 2.
1.Укажите частицу:
1)благодаря; 2)пусть;
3)однако; 4)будто.
2.Какая из частиц используется в разговорном стиле:
1)только; 2)ни;
3)авось; 4)едва.
3.Частицы служат:
1)для связи слов в предложении и словосочетании;
2)вносят дополнительные оттенки;
3)выражают зависимость одних слов от других;
4)выражают чувства и настроения.
4.Укажите вопросительные частицы:
1)что за, как; 2)ли, разве;
3)неужели, едва ли; 4)вряд ли, разве.
5.Укажите предложение с частицей:
1)Что день грядущий нам готовит?
2)Что за счастье наблюдать за детьми!
3)Всем, что я имею в жизни, я обязан матери.
4)Что случилось?
Тестирование по теме «Частица». Вариант 1.
1.Укажите формообразующую частицу:
1)вряд ли; 2)неужели;
3)не; 4)бы.
2.Укажите усилительную частицу:
1)даже; 2)что за;
3)именно; 4)исключительно.
3.Какая из частиц может использоваться в любом стиле речи:
1)небось; 2)ишь;
3)аж; 4)совсем.
4.В каком из слов допущена ошибка:
1)предварительный; 2)чемпион;
3)крос; 4)масса.
5.Укажите восклицательные частицы:
1)вряд ли, едва ли; 2)ведь, даже;
3)именно, как раз; 4)что за, как.
Тестирование по теме «Частица». Вариант 2.
1.Укажите частицу:
1)благодаря; 2)пусть;
3)однако; 4)будто.
2.Какая из частиц используется в разговорном стиле:
1)только; 2)ни;
3)авось; 4)едва.
3.Частицы служат:
1)для связи слов в предложении и словосочетании;
2)вносят дополнительные оттенки;
3)выражают зависимость одних слов от других;
4)выражают чувства и настроения.
4.Укажите вопросительные частицы:
1)что за, как; 2)ли, разве;
3)неужели, едва ли; 4)вряд ли, разве.
5.Укажите предложение с частицей:
1)Что день грядущий нам готовит?
2)Что за счастье наблюдать за детьми!
3)Всем, что я имею в жизни, я обязан матери.
4)Что случилось?
Служебные части речи. Вариант 1.
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
Ему очень п..нравилось разговаривать с п..ртфелем. Он соб..рался пр..должить этот разговор хотел ра(с,сс)казать о себе чего ещ… (не)знал п…ртфель. Но ему помешали. (С,з)боку послыш…лся конский топот. (Из)(за) деревьев выехал всадник на сером коне. Это был Орозкул. Он то(же) воз..ращался домой. Серый конь Алабаш на котором (ни)кому кроме себя (не)разрешал ездить был под выездным седлом с медными стременами с нагрудным ремнем со звяка..щими серебр..(н,нн)ыми по..весками.
Над выделенными словами надпишите части речи.
Служебные части речи. Вариант 2.
Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Над выделенными словами надпишите части речи.
Старика Момуна которого многомудрые люди прозвали раст…ропным Момуном знали все в …круге и он знал всех. Прозвищ.. такое Момун заслужил (не)изменной пр…ветливостью ко всем кого он хоть (мало)(мальски) знал. Своей г..товностью всегда что(то) (с,з)делать для любого кому(то) услужить. И однако усердие его (н…)кем (не)ценилось как (н..)ценилось бы зол…то если бы его вдруг стали разд..вать бе(с,з)платно.
Служебные части речи. Вариант 3.
Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Надпишите части речи над выделенными словами.
Лощ…на Джелесай была бе(с,з)лесой лишь (кое)(где) остались после п…рубок старые одинокие сосны. Когда(то) был здесь лес. Теперь ст…яли р…дами скотные дворы под шиф…рными крышами в…днелись большие ч…рные кучи навоза и соломы. Здесь выращ…вали племе(н,нн)ой м…л…дняк молочной фермы. Тут же, (не)под…леку от скотных дворов, прим…стилась куцая улочка поселок животноводов. Улочка спускалась с п…логого пр…горка. На самом краю ее стоял маленький дом, (не)жилой на вид.