Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе по УМК Т.А. Ладыженской

3
0
Материал опубликован 14 December 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, Москва, «Просвещение», 2009.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; норму оценок; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Цели обуславливают следующие задачи:

- одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка на этом этапе отводится не менее 102часов из расчета3 часов в неделю

 

Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса:

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по плану, пересказ текста с использованием цитат, продолжение текста, составление тезисов;редактирование текста;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);

- сочинения-рассуждения,

- сравнение текстов;

- коммуникативные и игровые ситуации.

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); -

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Содержание тем учебного курса

Функции русского языка в современном мире .

Повторение пройденного в 5-7 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примы­кание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при со­гласовании и управлении; уметь использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов
наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения; уметь описать архитектурных памятников как вид текста;
структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения

Повторени пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с от­сутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выраже­ния подлежащего и сказуемого.

Уметь писать публицистическое сочинение о памятнике культуры (ис­тории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

Повторение изученного о второстепенных членах предло­жения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несо­гласованное определение. Приложение как разновидность опре­деления; знаки препинания при приложении. Виды обстоя­тельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступле­ние об истории своего края.

Уметь использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Односоставные предложения.

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предло­жениями как синтаксическими синонимами; пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

Повторение изученного об однородных членах предложе­ния. Однородные члены предложения, связанные союзами (соеди­нительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однород­ных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однород­ных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предло­жениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Рассуждение на основе литературного произведения(в том числе дискуссионного характера).

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения .

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препи­нания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Вы­делительные знаки препинания при вводных словах и пред­ложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препи­нания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междо­метий.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с об­ращениями, вводными словами и вводными предложениями, междоме­тиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточ­нение как вид обособленного члена предложения. Выделитель­ные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточ­няющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложе­ния, их текстообразующая роль.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Прямая и косвенная речь

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выдели­тельные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Кос­венная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Уметь выделять в произношении слова автора. Умение заме­нять прямую речь косвенной

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Учебно-тематический план Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе.

Всего 102 ч.

Тема

Кол-во час

р\р

К/Р

1

Функции русского языка в современном мире

1

   

2

Повторение изученного в 5-7 классах.

9

2

1

3

Словосочетание

3

   

4

Простое предложение

5

1

 

5

Главные члены предложения

9

2

 

6

Второстепенные члены предложения

11

3

1

7

Простые односоставные предложения

12

2

1

8

Однородные члены предложения

12

3

1

9

Обособленные члены предложения

17

3

1

10

Уточняющие члены предложения

6

3

1

11

Обращения, вводные слова и междометия

8

 

1

12

13

14

Способы передачи чужой речи.

Повторение пройденного.

Итого

7

2

102

2

21

1

8

Календарно-тематическое планирование

Тема

Вид контроля

Дата по плану

Дата по факту

Коррекция

Причины коррекции

1

О функции русского языка в современном мире.

МР

       
 

Повторение изученного в 5-7 классах.9 час. (7+2 р\р)

         
             

2

Повторение.Фонетика и графика.

КАТ

       

3

Повторение.Морфемика и словообразование.

ОС

       

4

Повторение. Лексика и фразеология.

СДО

       

5

Повторение. Морфология и орфография.

ОД

       

6

Р\Р. Стили речи. Строение текста.

СТТ

       

7

Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

СРП

       

8

Административный контрольный диктант.

К

       

9

Работа над ошибками.

К

       

10

Р\Р. Подготовка к сочинению по картине

В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии».

ИК

       
 

Синтаксис и пунктуация.

         
 

Словосочетание. 3час.

         

11

Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

РС ПК

       

12

13

Связь слов в словосочетании.

Синтаксический разбор словосочетания.

РС ПК

       
 

Предложение.

         
 

Простое предложение.5(4+1р/р)час.

         

14

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения.

КАТ

       

15

Грамматическое значение предложения. Интонация предложений.

ПР СРП

       

16

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

ОС СРП

       

17

Интонация предложений.

СРП

       

18

Р.Р. Характеристика человека. Упр.95

СТ

       
 

Двусоставное предложение.

Главные члены предложения. 9(6+2)час.

         

19

Подлежащее.

СДО

       

20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

РД СРП ОС

       

21

Р\Р. Описание памятника архитектуры.

СТ

       

22

Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.

ОД

       

23

Контрольный диктант за 1 четверть

ИК

       

24

Работа над ошибками.

К

       

25

Составное именное сказуемое.

СРП ОД

       

26

Тире между подлежащим и сказуемым.

СРП СДО

       

27

Р\Р. Описание памятника архитектуры.

Второстепенные члены предложения 11(8+3)час.

 

СТ

       

28

Дополнение.

СРП

       

29

Трудные случаи выражения дополнений

ПР

       

30

Определение

ОДО

       

31

Приложение

ПК

       

32

Приложение.

ПК

       

33

34

Обстоятельство.

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

СРП ПР

       

35

Р/Р. Изложение «Прощание с Пушкиным».

СТ

       

36

Р/Р. Изложение «Прощание с Пушкиным».

СТ

       

37

Р/Р.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

СТ ПР СРП

ТО

       

38

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения».

ИК

       
 

Односоставные предложения.12(10+2)

         

39

Определенно – личные предложения.

РД СРП

       

40

Неопределенно – личные предложения.

СРП

       

41

Безличные предложения.

РД

       

42

Безличные предложения.

РД

       

43

Назывные предложения.

         

44

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

СРП

       

45

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

ПР

       

46

Контрольная работа за 2 четверть

ИК

       

47

Работа над ошибками.

К

       

48

Р.Р. Описание картины К.Юона «Мартовское солнце»

СТ

       

49

Р.Р. Описание картины К.Юона «Мартовское солнце»

СТ

       

50

Неполные предложения.

КАТ

       
             
 

Однородные члены предложения 12 (9+3) час.

         

51

 

Понятие об однородных членах.

         

52

53

Однородные и неоднородные определения.

Р.Р.Рассуждение.Упр.293.

ПР

СТ

       

54

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

ПР

СРП

       

55

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

ПР

       

56

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

ПР

       

57

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

ПР

       

58

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

КАТ

       

59

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

ИК

       

60

Работа над ошибками.

К

       

61

Р/Р.Сочинение. Описание картины Ф. Васильева «Мокрый луг».

СТ

       

62

Р/Р.Сочинение . Описание картины Ф. Васильева «Мокрый луг».

СТ

       

63

Обособленные член предложения.17(14+3)

Понятие об обособленных членах предложения.

ПР

       

64

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

СДО

       

65

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление нераспространенных определений.

ПР

       

66

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

ПР

       

67

Обособление согласованных приложений.

ПР

       

68

Обособление согласованных приложений.

ПР

       

69

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

ОС

       

70

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

ПР

       

71

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

ПР

       

72

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

ПР

       

73

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

ПР

       

74

Р\Р. Изложение.

СТ

       

75

Р\Р. Изложение.

СТ

       

76

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

ИК

       

77

Работа над ошибками.

К

       

78

79

Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами»

Р.Р.Характеристика человека как вид текста.

ПР

СТ

       

80

Предложения с уточняющими обособленными членами 6(3+3)

Обособление уточняющих членов предложения.

ПР

         

81

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.

СРП

       

82

Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».

ИК

       

83

Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Диспут.

СТ КАТ

       

84

Р/Р.Изложение.

СТ

       

85

Р/РИзложение.

СТ

       
 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ. 8час.

         

86

Обращение и знаки препинания при нем.

ПР СРП

       

87

Обращение и знаки препинания при нем.

ОС

       

88

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

ОС

       

89

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

РД

       

90

Вставные конструкции.

ПР

       

91

Обобщение и систематизация знаний по теме «Предложения с обращениями, вводными словами».

ПР

       

92

Контрольный диктант по теме «Вводные слова и предложения.

ИК

       

93

Работа над ошибками.

К

       

94

Способы передачи чужой речи 7(5+2)час..

Предложения с прямой речью. Знаки препинания.

КАТ

       

95

Диалог.

ПР

       

96

Предложения с косвенной речью.

КАТ

       

97

Цитаты и знаки препинания при них.

ПР

       

98

Р/Р. Итоговое изложение .

ИК

       

99

Р/Р. Итоговое изложение .

ИК

       

100

Итоговый контрольный диктант.

 

ИК

       
 

Повторение пройденного в 8 классе.2 час.

         

101

Повторение пройденного в 8 классе.

КАТ

       

102

Повторение пройденного в 8 классе.

Резервные уроки.

КАТ

       

СДО – словарный диктант обучающий

ОД – орфографический диктант

РД – распределительный диктант

СТ – составление текста

Т - тест

ОС – осложненное списывание

ПК – предварительный контроль

ИК – итоговый контроль

ПК – периодический контроль

РС – разбор словосочетаний

К - карточки

СРП – синтаксический разбор предложений

ПР – проверочная работа

СТ – составление текста

ОС – осложненное списывание

УС – устное сочинение

МР – морфемный разбор

КАТ – комплексный анализ текста

ПР – пунктуационный разбор

ТО – тест обучающий

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.

составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.

пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Критерии оценки

«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал..Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Критерии оценивания работы учащихся

Оценка сочинений и изложений.

Оценка

Основные критерии оценки

 

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5..Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

П р и м е ч а н и я.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

Литература.

Книги одного автора.

Блинов Г.И.Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М.,1983.

Григорян Л.Т.Обучение пунктуации в средней школе.- М.,1982.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.

Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс-М.,2006.

Беднарская Л.Д. Волшебное слово: Учебное пособие для учащихся средней школы.- Орёл, 2000.

Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.; 1960

Львова С.И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М.,2002

Чуковский. К.И. Живой как жизнь (Любое издание).

Книги нескольких авторов.

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 1989.

2 . Русский язык. 6кл.:учебник для общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2011.

3. Быстрова Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе/под ред. Е.А.Быстровой.- М., 2004.

4.Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка,5-11 классы/С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева- М.: Эксмо,2007.

5.Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- М. Харченко И.Т.Сборник текстов изложений.- М., 1972.

: Дрофа ,2010.

Электронные ресурсы.

http//www. Gramota.ru

http// www.ruscenter.ru

http// www.slovesnik.ru

http// www.repetitor.1c.ru

http//www.gramotey.ericos.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации