Рабочая программа «Химия в профессии» для профессии «Повар-кондитер»
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Филиал с. Малояз
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия в профессии
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по рабочей профессии
43.01.09. повар, кондитер
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО Дуванский многопрофильный колледж, филиал с. Малояз
Разработчики:
Хайретдинова Рамиля Наиловна преподаватель высшей категории.
Одобрена предметной цикловой Утверждаю
комиссией __________дисциплин Директор ГБПОУ
протокол № __ от «___» _________ 20__ г Дуванскиймногопро-
Председатель _____________________ фильный колледж
_______ Фазлаев Т.А.
«___» _________ 20__ г
Проверена заместителем
директора по УР
___________ Филимазова Л.М.
«___» _________ 20__ г
|
4 |
|
5 |
|
8 |
|
9 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия в профессии» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 43.01.09. повар, кондитер.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям среднего профессионального образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дополнительная учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
-
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Химия в профессии» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии
- в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,
навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия в профессии», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных :
- химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных :
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных :
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических −
веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов;
- оценивать влияние процессов, применяемых при переработке пищевого сырья, на различные качественные характеристики пищевых продуктов;
- определять контрольные точки для безопасного производства продуктов, разрабатывать системы контроля качества продуктов
- определять наличие химических компонентов пищи с помощью характерных реакций
- проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- качественные показатели пищевых продуктов;
- биологическую роль, функции и свойства основных компонентов пищи;
- принципы обеспечения качества продукции.
- основы рационального питания
- принципы рационального питания
В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:
Код компетенции |
Формируемая компетенция |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 |
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. |
ОК 8 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
5 |
практические занятия |
14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Форма итоговой аттестации: зачет |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Введение. Предмет, содержание и основные направления дисциплины. |
1 |
||
Раздел 1. |
Питание как составная часть процесса формирования здорового образа жизни. |
||
Тема 1.1. Качество пищи.-8 ч. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
Понятие качества пищевых продуктов. Общие пищевые законоположения и инструкции. Проблемы повышения качества пищевых продуктов 3-4. Пищевая, биологическая, энергетическая ценность пищи. 5-6. Основные компоненты продуктов, их превращение в процессе хранения и переработки |
1,2 |
||
7-8. Практические занятия Определение энергетической ценности различных продуктов питания. Определение пищевой ценности продуктов. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с нормативными документами; повторная работа над учебным материалом; ответы на контрольные вопросы; подготовка отчетов по практическим занятиям. Работа над учебным исследовательским проектом по заданию преподавателя. |
4 |
||
Тема 1.2. Вода и минеральные вещества.-6 ч. |
Содержание учебного материала |
2 2 |
1,2 |
9-10. Биологическая роль воды. Свободная и связанная вода. Активность воды. Роль воды в формировании качества продуктов. |
|||
11-12. Роль минеральных веществ в организме человека. Физиологическая роль отдельных макроэлементов и микроэлементов. |
|||
13. Лабораторные работы. Способы определения и устранения жёсткости воды». |
1 |
||
14. Практические занятия Составление таблицы минерального состава пищевых продуктов Определение минерального состава пищевых продуктов. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Повторная работа над учебным материалом; аналитическая обработка дополнительной литературы; ответы на контрольные вопросы; подготовка отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Работа над учебным исследовательским проектом по заданию преподавателя. |
6 |
||
Тема 1.3. Пищевые вещества.-24 ч. |
Содержание учебного материала |
18 |
|
15-16. Белки: понятие, строение, классификация, свойства, гидратация, денатурация, пенообразование, гидролиз, горение, цветные реакции. Пищевая ценность белков 17-18. Общая характеристика белков и аминокислот пищевых систем 19-20. Физиологическое значение белков и аминокислот в питании человека Физиологическое значение углеводов в питании человека. 21-22. Общая характеристика углеводов. Физиологическое значение углеводов. 23-24. Функции моносахаридов и олигосахаридов в пищевых продуктах. Функции полисахаридов в пищевых продуктах. Превращения углеводов в технологических процессах. Пищевая ценность углеводов |
1,2 |
||
1,2 |
|||
25-26. . Физиологическое значение липидов в питании человека. Строение и состав липидов. Классификация жиров . Пищевая ценность масел и жиров. Превращения липидов при производстве продуктов питания. 27-28. Физиологическое значение витаминов в питании человека. Общие сведения о витаминах. Физиологическое значение водорастворимых витаминов. Физиологическое значение жирорастворимых витаминов. 29-30. Физиологическое значение пищевых кислот в питании человека. Содержание пищевых кислот в продуктах питания. Значение пищевых кислот в питании человека. Кислотность пищевых продуктов .Основные функции пищевых кислот. Отдельные представители кислот 31-32. Физиологическое значение ферментов в питании человека. Понятие о ферментах. Размер молекул. Селективность. Эффективность. Зависимость от температуры и среды раствора. Классификация ферментов. Использование ферментов в промышленности |
|||
Лабораторные работы |
|||
33.Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Знакомство с образцами полисахаридов. 34. Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке Денатурация белка. Цветные реакции белков. 35. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах 36. Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке |
4 2 |
||
Практическая работа |
|||
37. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал 38. Действие каталазы на пероксид водорода. Действие амилозы слюны на крахмал Контрольная работа №1.Пищевые вещества. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Повторная работа над учебным материалом; аналитическая обработка дополнительной литературы; ответы на контрольные вопросы; подготовка отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Работа над учебным исследовательским проектом по заданию преподавателя.
|
8 |
||
Тема 1.4. Основы питания и биохимия пищеварения -8ч . |
39-40. Питание и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы 41-42. Основные пищеварительные процессы. Схемы процессов переваривания макронутриентов 43-44.Основные принципы рационального питания. |
6 |
|
45-46. Практическая работа. Составление суточного рациона питания |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта; ответы на контрольные вопросы. Реферат по теме: Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения Основы рационального питания – подготовить сообщения |
4 |
||
Раздел 2. |
Пищевые добавки и добавки к пище. |
||
Тема 2.1. Пищевые добавки. Искусственные и генетически-модифицированные пищевые продукты- 14 ч. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
47-48.Понятие «пищевые добавки». Требования к безопасности пищевых добавок. Основные виды классификации пищевых добавок. Принципы международной цифровой кодификации. 49-50. Вещества, добавляемые для улучшения органолептических характеристик продуктов. Вещества, добавляемые для улучшения технологических свойств продуктов. Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов. Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов. 51-52. Биологически активные добавки. Нутрицевтики, пробиотики, пребиотики. Формирование функциональной направленности питания. 53-54. . Искусственные и генетически-модифицированные пищевые продукты. Основные особенности ИПП и технологии их получения. Белок как сырье для искусственных продуктов питания. Источники получения белка. 55-56. Генетически модифицированные продукты питания. Фальсификация пищевых продуктов. |
1,2 |
||
Практические работы 57-58. Определение свойств пищевых добавок, влияющих на цвет. Химия цвета. 59-60. Определение свойств пищевых добавок, влияющих на вкус. Химия вкуса и запаха. |
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со справочниками; повторная работа над учебным материалом по дополнительной литературе; подготовка отчетов по лабораторным работам; ответы на контрольные вопросы. Подготовить реферат или доклад по теме « История пищевых добавок» |
8 |
||
Раздел 3. |
Безопасность пищевых продуктов. |
||
Тема 3.1. Безопасность пищевых продуктов.- 12ч. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
61-62. Понятие безопасности пищи. Чужеродные вещества и пути их поступления в продукты питания Система критической контрольной точки при анализе опасного фактора. Окружающая среда, как основной источник загрязнения сырья и пищевых продуктов. Основные типы чужеродных веществ. 63-64. Чужеродные вещества в сельском хозяйстве. Природные токсиканты. Загрязнения веществами, применяемыми в растениеводстве. Загрязнения веществами, применяемыми в животноводстве. Бактериальные токсины. Микотоксины. Метаболизм чужеродных соединений 65-66.. Пищевые продукты как дисперсные системы. 67-68.Экологическая маркировка и ее значение для потребителей. |
2 |
||
Практические занятия 69. Определение показателей безопасности пищевых продуктов. 70. Изучение экологической маркировки продукта. Разработка системы контроля качества пищевых продуктов. 71. Контрольная работа №2 72.Дифференцированный зачет |
2 1 1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Аналитическая обработка информации по теме из дополнительных источников; подготовка отчетов по практическим занятиям; ответы на контрольные вопросы. Работа над учебным исследовательским проектом по теме Экологическая маркировка товаров |
6 |
||
Всего: |
108 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология, химия» и химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места на 25-30 обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических и наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным проектором.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты лабораторной посуды по количеству обучающихся;
- комплекты химических реактивов и индикаторов;
- комплект учебно–методических пособий.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Нечаев А.П, Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др.под редакцией А.П. Нечаева. Пищевая химия. - СПб.: ГИОРД, 2011.
Рогов И.А. , Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. Колос С, 2009.
Дополнительные источники:
Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Выс-шая школа, 1991. – 287 с.
-
Нечаев А.П., Кочеткова А.А. Пищевые и биологически активные добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства. Учеб. пособие. СПб. : ГИОРД, 2007. – 248с.
Голубев В.Н. Основы пищевой химии. – М.: Биоинформсервис, 1997. – 223с.
Интернет ресурсы
http://www.tvscience.ru/2011/01/18/eda-bez-ximii-ili-istoriya-s-edoj/
http://ua.bookfi.org/book/635552
3. http://www.chemistry.narod.ru/Pisha.htm
4. http://dony.ru/book/152655-himiya-pischi.html
Виртуальная химическая лаборатория http://www.virtulab.net/index.
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных учебных исследовательских проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - определять пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов; |
Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Контрольная работа. |
- оценивать влияние процессов, применяемых при переработке пищевого сырья, на различные качественные характеристики пищевых продуктов; |
Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Контрольная работа. |
- определять контрольные точки для безопасного производства продуктов, разрабатывать системы контроля качества продуктов. |
Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Контрольная работа. Защита учебного исследовательского проекта |
Знания: - качественные показатели пищевых продуктов; |
Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа. |
- биологическую роль, функции и свойства основных нутриентов пищи; |
Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа. |
- принципы обеспечения качества продукции. |
Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа. Защита учебного исследовательского проекта |