Рабочая программа по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ДЦК Зам. директора по УР
протокол №____ от __________ _________
Председатель ДЦК _______
Рабочая программа дисциплины разработана на основе:
-
требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины.
-
учебного плана ГБПОУ ИО «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта».
Разработчик: Рылова К. Ю., преподаватель первой категории ГБПОУ ИО ИрТРиАТ.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для изучения дисциплины в организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Содержание рабочей программы «Основы исследовательской деятельности» направлено на достижение следующих целей:
– совершенствование умений обучающихся формулировать проблему, актуальность, цели и задачи исследования;
‒ дальнейшее развитие и совершенствование способности искать и находить информацию в разных источниках, анализировать полученную информацию;
‒ развитие умения выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления, презентации, проекта; вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.
– освоение правил оформления и защиты исследовательской работы.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Программа рассчитана на 60 часов, из них 40 часов являются аудиторными, 20 часов выносятся на самостоятельное изучение.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета, в рамках которого обучающийся защищает индивидуальный проект.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
‒ способность к речевому самоконтролю, оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– готовность и способность к самостоятельной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, а также сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– толерантное сознание и поведение, готовность вести диалог с другими людьми;
метапредметных:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
предметных:
‒ сформированность понятий о исследовательской деятельности, ее методах и приемах, основных видах исследовательской деятельности;
‒ владение умением анализировать текст, подвергать его информационной переработке, выделять необходимую информацию;
– владение умением представлять полученную информацию в виде тезисов, конспектов, рефератов;
– владение умением оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал.
Содержание учебной дисциплины
1. Исследовательская деятельность и ее специфика. Исследовательская деятельность и ее этапы. Выбор темы исследования, постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования. Гипотеза исследования, объект и предмет.
2. Методы исследовательской деятельности. Методы, выбор методов исследования. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, обобщение. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперименты, опыт, анкетирование, опрос.
3. Поиск, накопление и обработка научной информации. Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках. Работа с каталогом, работа в сети Интернет. Отбор информации. Переработка информации: конспект, план, тезисы, таблицы, схемы.
4. Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Сообщение. Структура сообщения, основные требования к структуре и содержанию сообщений. Проект. Реферат. Структура реферата, основные требования. Курсовая работа. Структура курсовой работы, основные требования. Содержательная часть работы. Дипломная работа и дипломный проект. Структура, основные требования. Презентация, основные требования к презентации. Подбор иллюстративного материала.
5. Оформление исследовательской работы. Общие требования к оформлению и стилю исследовательской работы. Оформление введения и заключения. Оформление цитат и ссылок. Оформление списка литературы.
6. Защита исследовательской работы. Публичная речь. Требования к публичной речи: точность, логичность, чистота, выразительность, убедительность. Этапы подготовки публичного выступления, его структура. Ведение научной дискуссии. Умение формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы. Доказывать свою точку зрения, приводить примеры и аргументы. Процедура защиты исследовательской работы.
Тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Учебная нагрузка (час.) |
|||
макси-мальная |
самост. учебная работа |
обязательная аудиторная |
|||
всего занятий |
в т.ч. лаб. и практ. |
||||
1. |
Исследовательская деятельность и ее специфика |
4 |
|
4 |
4 |
1.1 |
Исследовательская деятельность и ее этапы |
|
|
2 |
2 |
1.2. |
Выбор темы исследования, постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования |
|
|
2 |
2 |
2. |
Методы исследовательской деятельности |
4 |
|
4 |
4 |
2.1. |
Теоретические методы исследования |
|
|
2 |
2 |
2.2 |
Эмпирические методы исследования |
|
|
2 |
2 |
3. |
Поиск, накопление и обработка научной информации |
4 |
|
4 |
4 |
3.1. |
Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках |
|
|
2 |
2 |
3.2. |
Переработка информации: конспект, план, тезисы, таблицы, схемы |
|
|
2 |
2 |
4. |
Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ |
25 |
15 |
10 |
10 |
4.1. |
Сообщение, его структура, основные требования. Проект |
|
16 |
2 |
2 |
4.2. |
Реферат. Структура реферата, основные требования |
|
|
2 |
2 |
4.3. |
Курсовая работа. Структура курсовой работы, основные требования |
|
|
2 |
2 |
4.4. |
Дипломная работа и дипломный проект. Структура, основные требования |
|
|
2 |
2 |
4.5. |
Презентация, основные требования к презентации |
|
|
2 |
2 |
5. |
Оформление исследовательской работы |
8 |
|
8 |
8 |
5.1. |
Общие требования к оформлению и стилю исследовательской работы |
|
|
2 |
2 |
5.2. |
Оформление введения и заключения |
|
|
2 |
2 |
5.3. |
Оформление цитат и ссылок |
|
|
2 |
2 |
5.4. |
Оформление списка литературы |
|
|
2 |
2 |
6. |
Защита исследовательской работы |
13 |
4 |
9 |
9 |
6.1 |
Публичная речь. Требования к публичной речи |
|
|
2 |
2 |
6.2 |
Этапы подготовки публичного выступления, его структура |
|
4 |
2 |
2 |
6.3. |
Ведение научной дискуссии |
|
|
2 |
2 |
6.4 |
Процедура защиты исследовательской работы. Дифференцированный зачет. |
|
|
4 |
4 |
|
Итого |
60 |
20 |
40 |
40 |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Исследовательская деятельность и ее специфика
– Выделять этапы исследования, определять последовательность действий на каждом этапе;
‒ Определять цели, задачи, объект и предмет исследования;
– Выделять гипотезу исследования, актуальность и значимость.
Методы исследовательской деятельности
– Определять и выбирать методы исследовательской деятельности в зависимости от цели исследования;
‒ Ориентироваться в теоретических и эмпирических методах исследования.
Поиск, накопление и обработка научной информации
‒ Извлекать необходимую информацию из различных источников;
– Ориентироваться в многообразии источников, уметь выбирать авторитетные;
– Владеть вторичной переработкой научной информации.
Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ
‒ Владеть умениями составлять, оформлять исследовательские работы различного вида.
Оформление исследовательской работы
‒ Оформлять структурные части исследовательской работы: введение, заключение, список литературы.
Защита исследовательской работы
– Осуществлять подготовку устного публичного выступления;
‒ Уметь задавать и отвечать на вопросы, вести научную дискуссию.
Самостоятельная работа обучающихся
Наименование разделов и тем |
Кол-во ч. |
Вид самостоятельной работы |
Проект |
15 |
Работа над проектом |
Этапы подготовки публичного выступления, его структура |
4 |
Подготовка защиты проекта |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
специализированная мебель.
Технические средства обучения:
-
телевизор;
-
аудиовизуальные средства обучения.
Используемая литература
1. Виноградова Н.А. Пишем рефераты, доклад, выпускную квалификационную работу. – Режим доступа: http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/91279-pishem-referat-doklad-vypusknuyu.html1.
2. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. – Режим доступа: http:// diss.rsl.ru›datadocs/doc_291wu.pdf
3. Единая система конструкторской документации. – Режим доступа: http://www.robot.bmstu.ru/files/GOST/gost-eskd.html
4. Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/pastuhova-ip-tarasova-nv-osnovy-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov