Статья «Задержка речевого развития у дошкольников 2–4-летнего возраста и пути ее преодоления»

2
0
Материал опубликован 19 March в группе

«Задержка речевого развития у дошкольников 2-4-х летнего возраста

и пути ее преодоления» (из опыта работы)

 

 

Понятие «задержка речевого развития» (ЗРР) отражает более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей 3 -4-х лет. Темповое отставание речи касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. В последние годы задержка речевого развития встречается, практически у 70% детей; из опыта работы отмечу, что у мальчиков намного чаще, чем у девочек.

Симптомы ЗРР у детей: первые признаки, как правило, отмечают родители малыша или люди из близкого окружения семьи. Обраться к специалистам (оториноларинголог, неврлог, логопед) необходимо, если малыш:

- на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;

- не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;

- демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;

- в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;

- в 2 года не говорит ни одного слова;

- в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);

- в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;

- использует жесты и мимику взамен речи.

Кратко познакомимся с нормами речевого развития детей с 2 до 4-х лет. Так, в 2 года словарь ребенка должен состоять из ста пятидесяти - трехсот слов. Отвечают на вопросы «да», «нет», показывают рукой на предметы и дают им названия. Т.Е. дети знают и употребляют названия предметов, овощей, фруктов, животных. Ребенок 2-х- 3-х лет должен уметь объяснить, что ему нужно. К 2,5 годам употребляют простые фразы: «хочу гулять», «дай пить», «мама дай». Естественно, слова звучат не четко, речь «смягченная».

Ближе к 3-3,5 годам дети должны употреблять в речи простые предложения (Н.: Девочка едет на велосипеде. Там бегает собака.). Ребенок активно задает вопросы. Т.е. в возрасте 3-4-х лет наступает пора вопросов, количество слов, которые употребляют дети, увеличивается в 2 раза. У детей нарушено звукопроизношение («каса» вместо «каша»), т.к. идет процесс формирования речи, и отсутствие, либо искажение звуков –ш-ж-р-л- считается нормой до 4,5-5 лет. В речи детей начинают появляться сложные слова, которые звучат искаженно (Н.: «гамазин» вместо «магазин», «велосипед» – это «сипед»).

Естественно, каждый ребенок индивидуален, и соответственно, этапы развития речи, так же, индивидуальны для каждого ребенка, он может немного отставать, либо опережать шкалу речевого развития в норме. Мы придерживаемся классической шкалы развития речи, поэтому и рассматриваем объем словаря от…и до… Так, в 2 года объем словаря малыша должен достигать ста пятидесяти-трехсот слов. В 3 года от 700 до 1000 слов, и в 4 года от 1000 до 2000 слов.

Предлагаю соотнести речевые возможности наших детей с представленными классическими нормами развития речи. Делаем выводы… У некоторых детей в речи присутствуют только «лепетные» слова, что соответствует возрасту одного года, а некоторые вовсе молчат. Это говорит о задержке речевого развития.

Задаемся вопросом: «Что же делать?» Необходимо помочь таким детям «запустить речь. В младшем дошкольном возрасте дети активно познают мир через взаимодействие с игрушками и предметами. Поэтому их должна окружать такая предметно-пространственная среда, которая будет способствовать речевому развитию. В каждой группе создана такая среда. Естественно и дома она должна быть.

Кратко назову основной перечень развивающих игрушек и пособий, взаимодействие с которыми помогает нам запускать речь детей:

-пирамидки;

-различные вкладыши;

-макси - пазлы тематические;

- мячи;

- кубики деревянные, пластмассовые;

- фигурки животных;

- набор «Семья»;

- деревянные сказки, сказки на магнитах, а также игры на липучках и магнитах.

С фигурками животных учим малышей звукоподражаниям: «мяу», «пи-пи», «му-му» и т.д. Когда ребенок освоил звукоподражания, переходим к простым словам - учимся называть животных: говорим «ки-са», но не «кошка», ребенок не скажет это слово, ни «заяц», а «зая», вместо «кукла» проговариваем «Аня», т.е. учим называть короткие простые слова.

Когда ребенок освоил простые слова, переходим к действиям с этими предметами, т.е. формируем фразу у малыша, вводим глаголы: «Киса спит. Миша идет. Зая ест» и т.д. Взрослый дает образец и просит малыша повторить данные действия + речевое сопровождение.

На этапе формирования фразовой речи широко применяю в работе с детьми фразовый конструктор. Он является наглядной опорой для высказывания. «Опираясь на глаза», скажем так, ребенок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов.

Таким образом, чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно, при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе, уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течения беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации