12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шуткова Татьяна Михайловна4627
Что я люблю: заниматься с ребятишками, наблюдать, как они взрослеют (веду группу от младшей до подготовительной), очень люблю читать, люблю смотреть, как плавают рыбки в аквариуме и как расцветают растения, обожаю своего котика Тимофея, люблю жизнь!
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Загадки Феи цветов» Автор Шуткова Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №33» г. Нижний Новгород, 2019 год

Задачи:

Образовательные: Уточнить, расширить и закрепить представления старших дошкольников о комнатных, садовых, луговых, полевых цветах.

Закреплять умения отличать природные объекты от искусственных, знания схем, умение использовать их при доказательстве.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свои отгадки.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание. Способствовать формированию познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать, делать выводы.

Развивать и пополнять словарный запас по теме.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умения работать сообща, помогать друг другу.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа, вопросы к детям, рассматривание комнатного растения - узамбарской фиалки и его аналога (искусственного цветка в горшке), художественное слово (загадывание загадок, чтение стихотворения), физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, педагогическая оценка (поощрение, одобрение).

Возраст детей: 5-6 лет

Оборудование и материалы: узамбарская фиалка (живое растение и искусственный цветок в горшке), схема «Признаки живого», схема «Потребности растения», картинка с изображением Феи цветов, конверт с загадками Феи цветов, открытки с изображением комнатных растений, дидактическая игра «Что где растёт» (авторская), раскраски в подарок детям; магнитная доска с магнитами.

Словарная работа: названия растений; растения комнатные, садовые, луговые, полевые.

Предварительная работа: наблюдения за растениями, опытно-экспериментальная деятельность (по теме: растения), чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, просмотр видеофильмов о живой природе (растительный мир), дидактические игры: «Живое-неживое», «Цветы садовые, полевые, луговые», подгрупповая (2-3 человека) и индивидуальная работа с детьми по лэпбуку «Комнатные растения».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Придя с прогулки, дети обнаруживают в группе новый цветок в горшке и конверт рядом с ним. Педагог приглашает детей сесть на ковёр полукругом и всем вместе рассмотреть находку.

2.Сопоставление узамбарской фиалки и её аналога – искусственного цветка в горшке.

Воспитатель: Ребята, вы узнали цветок? (Ответы детей.)

Верно, он похож на нашу фиалку. Чем похож? (Ребята говорят о величине растения, наличии или отсутствии стеблей, каковы у него листья, цветы.) А есть отличия? (Ответы детей.)

Да, вы правильно отметили, что новый цветок неживой, пахнет пластмассой, он искусственный.

А какое растение можно назвать живым? (Ответы детей.) Посмотрите на схемы (выставляются схемы «Признаки живого», «Потребности растения»). Живое растение растёт, двигается, размножается, ему для роста и жизни нужны почва, вода, свет, тепло, воздух. В отличие от живого, искусственное растение всегда остаётся неизменным, оно не меняется.

3. Беседа о комнатных растениях. Закрепление ранее пройденного материала.

Педагог. Ребята, а наша фиалка, это какое растение? (Ответы детей.)

Верно, комнатное растение. Назовите, какие ещё вы знаете комнатные растения. (Ответы детей.)

Ребята, вспомнить названия комнатных растений вам поможет пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» (Е.Борисова).

На окно скорее глянь: (согнуть пальцы в кулачок, начиная с мизинца) Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! (раскрыть ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевелить опущенными пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединить – «бутон», поднять над головой и развести – «цветок»)

Дидактическая игра «Найди и назови». На столе разложены картинки. Детям предлагается подойти к столу, найти картинку с изображением знакомого комнатного растения, назвать и показать сверстникам. Если растение названо неверно, ребята поправляют своего товарища.

На открытках: зефирантес, кливия, глоксиния, бегония, бальзамин, колеус.

На открытках: пеларгония, колерия, абутилон, фуксия, азалия, пуансеттия.

Педагог. Молодцы! А сейчас немного отдохнём.

4. Физкультминутка «Деревья, кустарники, травы».

- Если называется дерево – «прыжок на месте», кустарник – «руки вверх», травянистое растение – «приседание».

Ель, незабудка, сосна, крапива, акация, лиственница, жасмин, тюльпан, сирень.

5. Закрепление ранее пройденного материала (комнатные, садовые, луговые, полевые растения). Отгадывание загадок. Обобщение по теме.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»: Педагог называет, дети отмечают, какое растение лишнее и объясняют почему. Пример: мак, тюльпан, ирис, ель (ель лишняя, это дерево, остальные-садовые цветы); сосна, тополь, дуб, василёк (василёк лишний, это полевой цветок, остальные-деревья); герань, толстянка, фикус, ромашка (лишняя ромашка, это луговой цветок, остальные -комнатные растения).

Педагог. Садитесь. Ребята, вы не забыли, рядом с фиалкой лежал конверт. Сейчас я его открою, и мы узнаем, что в нём.

Воспитатель достаёт из конверта картинку с изображением Феи цветов и прикрепляет её на магнитной доске.

Педагог. Дети, это Фея цветов. Она узнала о том, что вы любите цветы, ухаживаете за ними и много знаете о них. Фея предлагает вам отгадать загадки.

Загадки Феи цветов: «Узнай комнатное растение по описанию».

У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (Герань)

У этого растения листочки опушены и его нельзя опрыскивать. (Фиалка)

Это растение ещё называют крапивкой. (Колеус)

А теперь загадки о других растениях, не комнатных.

Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик.)

Вот какой озорничок:

Скинул жёлтый колпачок,

Шапку лёгкую надел –

Вместе с ветром улетел. (Одуванчик)

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки. (Ноготки, календула)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает. (Подснежник)

Педагог. Молодцы! Верно отгадали загадки.

Дидактическая игра «Что где растёт». Детям предлагается пройти к столам, на них - два игровых поля: «Луг/поле», «Сад» и маленькие карточки с изображением луговых, садовых, полевых цветов. Нужно разложить карточки на игровые поля. (Коллективная работа. В случае затруднений, воспитатель помогает детям.)

Садовые растения: гладиолус, нарцисс, роза, анютины глазки, маргаритки, мальва, флокс, гвоздика, незабудки.

Луговые и полевые растения: колокольчик, одуванчик, ромашка, лютик, клевер, василёк, цикорий, аптечная ромашка, мышиный горошек.

Педагог. Готовы? А теперь проверим. В саду растут… (Дети смотрят на заполненные поля и называют растения). На лугу растут… (Дети называют растения.) В поле растут… (Дети называют растения.) Молодцы, ребята. Всё верно.

Ребята, если цветы растут на лугу, то они…(луговые). Если растения растут в саду, то это растения…(садовые). Если цветы растут в комнате, то они…(комнатные), а если растут в поле, то они…(полевые). Молодцы!

Педагог. А сейчас проходите на ковёр, садитесь. Приготовьте свои пальчики, поиграем, цветочки вспоминаем.

Пальчиковая гимнастика «Я знаю пять растений».

Я знаю пять растений: герань, фикус, хлорофитум, фиалка, амариллис. Это комнатные цветы. (На каждый цветок загибаем палец, затем сложенные пальцы одной руки накрываем и сжимаем ладонью другой руки.)

Меняем руку.

Я знаю пять растений: роза, ирис, незабудка, тюльпан, пион. Это садовые цветы. (На каждый цветок загибаем палец, затем сложенные пальцы одной руки накрываем и сжимаем ладонью другой руки.)

6. Итог.

Педагог. Ребята, вы – большие молодцы. Хорошо потрудились, показали свои знания комнатных, садовых, луговых и полевых растений. В своём письме Фея цветов просит прочитать вам стихотворение о цветах.

Колокольчик и левкой,

Георгин, шар золотой,

Василёк, ромашка, астра,

Ландыш с запахом прекрасным.

Мак, тюльпан, табак душистый,

Одуванчик золотистый,

Роза. Мальва и ирис,

Незабудка и нарцисс,

Хорошо запоминайте вы,

Как называются цветы. (Б.Вовк)

И ещё: вам в подарок Фея цветов передаёт игру «Садовник» и эти раскраски с разными растениями. Играйте, выбирайте картинки, рассматривайте, раскрашивайте.


 

Литература:

Природные сообщества. Комплект из 8 плакатов с методическим сопровождением. Серия «Тематические плакаты». Изд-во «Учитель».

Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Картотека тематических пальчиковых игр. Составитель Л.Н.Калмыкова. Изд-во «Учитель».

Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. Автор-составитель О.В.Епифанова. Изд-во «Учитель».

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2013.

С.Вохринцева. Тематический словарь в картинках. Цветы, деревья.

Рисунок Феи цветов В.Чайчука. Серия «Раскраска девочкам», «Феи».

Наборы открыток: Комнатные растения. Фото Р.Воронова; Комнатные растения. Фото А.Викторова; Комнатные растения. Бегониевые. Фото А.Терзиева.


 

 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Козлова Лариса Викторовна, 19.08.19 в 15:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку!!!
Коновалова Елена Валерьевна, 25.08.19 в 19:35 1Ответить Пожаловаться
Отличное занятие, спасибо, Татьяна Михайловна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.