Интегрированное занятие для детей 5–6 лет «Весна»
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительное образование
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
ВЕСНА
(для детей 5-6 лет)
Составитель:
Старостина Инесса Алексеевна
методист, педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ Созвездие» г. Калуги
Калуга, 2018
Пояснительная записка
Занятие «Весна» является комплексным: основное содержание занятия выстраивается в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Знакомство с окружающим миром» (для детей 5-6 лет, 1 год обучения). Материал рассчитан на закрепление изученной ранее темы. Знания об окружающем мире дети учатся находить из произведений искусства: картин русских художников, поэтических произведений, музыки. Данное занятие разработано и реализовано в целях развития мотивации учащихся и их родителей к детскому чтению в семье в рамках педагогического проекта «Читалочка: читают дети, читаем детям». Данная разработка может быть интересна воспитателям детских садов, родителям, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
Закрепить знания о весне, сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1. Обучающие:
- способствовать закреплению знаний о весне как времени года;
- познакомить учащихся с произведениями знаменитых русских поэтов, художников и композиторов, посвященных весне;
- активизировать и обогатить словарь по теме;
- формировать читательский интерес дошкольников;
- формировать начальные способы анализа: умение сравнивать, находить общее и отличия, обобщать изученный материал.
2. Развивающие задачи:
- способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
- развивать чувство прекрасного, стремление замечать новое, интересное, прекрасное в обыденном;
- развивать творческое мышление, память, внимание, воображение.
3 Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические потребности, интерес и уважение к русской культуре;
- формировать культуру чтения;
- воспитывать стремление к сотрудничеству в процессе выполнения коллективной творческой деятельности.
Теоретический материал: понятия «времена года», «весна», «признаки весны»;
русские поэты: А. Фет, М. Плещеев, С. Есенин, М. Токмакова, Б.Заходер, С. Маршак;
композитор П.И. Чайковский;
художники и картины: Д. Репин «Первоцветы», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода»;
словарная работа: «перелетные птицы», «проталинка», «первоцветы», «ледоход», «капель».
Практика: упражнение «Назови признаки весны», дидактическая игра «Пазлы из картин», домашнее задание: нарисовать рисунок-иллюстрацию к стихотворению о весне.
Прогнозируемый результат:
Будут закреплены знания о весне как времени года, ее основных признаков; повысится читательский интерес к стихотворным произведениям.
Организационные параметры занятия
Занятие представляет собой одну встречу, которая производится в марте. Рекомендуемое время занятия: 25 минут.
Количество учащихся: не более 14 человек.
Материально-техническое обеспечение:
Требование к помещению: классное помещение со столами (2 чел. за столом).
Наглядный материал: фотографии на тему «Весна», отражающие признаки весны (капель, ледоход, ручейки, проталинки с первоцветами, перелетные птицы); аудиозапись музыкальных пьес «Весна» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин Д. Репина «Первоцветы», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Большая вода».
Дидактические материалы: те же картины, распечатанные на плотной бумаге и разрезанные как пазлы; картинку с признаками весны на каждую парту.
Техническое обеспечение: мультимедиа и аудио аппаратура.
Канцелярские товары: цветные карандаши, белая бумага для принтера, фотобумага, магниты для доски.
Методические рекомендации
на период пОДГОТОВКИ К занятиЮ
Перед занятием необходимо провести родительское собрание, объяснить цель занятия, рассказать, как можно на прогулке обращать внимание детей на изменения в природе. Попросить родителей выучить вместе с детьми стихотворения. Раздать четверостишия. Обратить внимание родителей на книги со стихотворениями на читательском стенде.
Необходимо подготовить фотографии и иллюстрации, слайдовую презентацию и аудиозапись. Ребята должны зайти в подготовленный класс, что поможет заинтересовать их и настроить на работу.
Методические рекомендации
на период проведения занятия
В процессе проведения занятия необходимо направлять детей на совместную работу, помогать им в нахождении общего решения. Для этого нужно поддерживать доброжелательную атмосферу. Также следует четко отслеживать временные границы заданий, но не поторапливать детей, а тактично напоминать, сколько времени у них остается на выполнение.
Если у детей возникают проблемы с рассказыванием стихотворений, то осторожно подсказать строчки.
Самое главное – обратить внимание, что поэтическим языком об обычных привычных признаках изменения природы можно рассказать интересно, необычно.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Цель: определить тему и цель занятия.
Участники располагаются за столами.
Педагог (П): Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит интересное занятие, на котором мы будем слушать ушами (показывает детям, как закрывать уши руками и открывать их), смотреть глазами (ладошка закрывает глаза, затем открывает их, дети повторяют), а еще будем с вами обсуждать и читать стихи, то есть будем говорить. Что нам понадобится (Ответ детей: рот.) Но говорить мы будем, не о чем захочется, а на определенную тему. Кто из вас догадается, о чем? Посмотрите на доску, что вы видите?
Правильно, фотографии, а что на них изображено? О каком времени года пойдет речь? (О весне). Ребята, как вы думаете, перед вами только фотографии, или среди них есть картины, нарисованные художниками. (Только фотографии). Нет, ребята, по центру представлены три картины, нарисованные нашими великими русскими художниками: Д. Репин «Первоцветы», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода».
Итак, вы правильно догадались, что мы будем говорить с вами о времени года – весна. Как вы догадались об этом? Конечно, по признакам: мы увидели природные явления и процессы, которые бывают только весной.
Вместе с детьми формулируется тема и цель занятия.
Основная часть
Теоретическая часть:
П: На прошлом занятии мы с вами изучали те изменения, которые происходят с природой весной. Давайте вместе вспомним признаки весны. (Дети называют: становится теплее, солнце светит ярче, день становится длиннее, тает снег, капает капель, появляются проталины, появляются цветы-первоцветы, возвращаются перелетные птицы, набухают почки на деревьях).
Практическая часть
П: Сегодня я хочу пригласить вас поиграть в игру «Самый внимательный». Посмотрите, у вас на партах лежат листочки, на которых изображены признаки весны. Сейчас ребята прочтут нам стихи о весне. Остальные должны внимательно слушать их и, как только в стихотворении прозвучит описание какого-нибудь признака, который вы видите на своей картинке, сразу же нужно его выделить зеленым карандашом. Давайте потренируемся.
Педагог читает стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
П: О чем говорится в этом стихотворении? Правильно, о том, что растаял снег, появилась земля. На нашей картине это основная часть, обводим большой рисунок по центру. Всем понятно? Начинаем искать самых внимательных. Я приглашаю выйти к доске ребят, подготовивших стихотворения.
1 ребенок:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
2 ребенок:
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
3 ребенок:
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
4 ребенок:
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
5 ребенок:
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
6 ребенок:
Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.
Везде вода течет рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.
П: Спасибо большое, ребята, вы замечательно справились. А мы сейчас все вместе посмотрим, о каких признаках весны мы узнали. Я попрошу тех, кто читал стихи проверить своих соседей по парте. Если все правильно, тогда вы рисуете на листочке с заданием цветок. А что вы отметили? Правильно, почти все картинки, кроме капели и ботиночек. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что у русских поэтов найдутся и такие стихи. Попросите ваших родителей почитать вам стихи из книг, представленных на нашем стенде «Читалочка».
Физкультминутка.
Солнце ярким мячиком
Вдаль по небу катится,
(Качаем руками над головой)
В лужах отражается
Наш весенний лес.
(Согнувшись в поясе махи руками внизу)
Все зайчата — новые
Надевают платьица,
(Кружимся, девочки держатся ручками за краешки платьев,
мальчики руки на поясе)
В этот день особенно
(хлопаем в ладоши руки за спиной)
Хочется чудес.
(хлопаем в ладоши руки впереди туловища)
Практическая часть
П: Давайте соберем картины из пазлов. Они лежат у вас в конверте, один конверт на каждой парте. Работать вы должны в паре, не ссорясь, а помогая друг другу. Также вы картины видите на доске, пусть они послужат вам подсказкой. Работайте внимательно, обращайте внимание на детали. А пока вы складываете картины, мы послушает музыкальные пьесы, посвященные весне великим русским композитором П.И. Чайковским. (на экране смена слайдов картин о весне под музыкальную композицию «Весна» из цикла «Времена года»).
П: Итак, ребята, посмотрим, что у вас получилось.
Рефлексия
П: Понравилось вам занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (Гордости, радости, что все получилось). На столе лежат картины, которые вы собрали из пазлов. Как вы считаете, которая больше соответствует вашему настроению?
Вместе с родителями дома я попрошу вас нарисовать рисунки, в которых вам хотелось бы показать свое весеннее настроение после прослушивания стихов о весне.
Спасибо за вашу работу, все свободны.
Методические рекомендации
на заключительный период
Спросить, понравилось ли занятие, хотелось бы им послушать и другие стихотворения о весне. Предложить подумать, какие именно рисунки можно нарисовать.
Педагогу необходимо проанализировать ход занятия: какие проблемы возникали, какие ошибки допускали дети и почему, чтобы избежать подобных на последующих занятиях.
Можно отметить, что интерес детей к чтению книг, представленных на стенде «Читалочка» после занятия значительно возрос. Учащиеся стали чаще подводить своих родителей к книжному стеллажу, выбирать книги.
Литература
Большая поэзия для маленьких детей. Весенние стихи. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Весенняя гроза. Стихи русских поэтов о природе. М.: Речь, 2015.
Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др. М.: Просвещение, 1987. 160 с.
Сирс М. Воспитание ребенка от рождения до 10 лет. М.: Эксмо, 2017.
Травка зеленеет. Стихи русских поэтов о времени года. М. Карапуз, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
А.Н. Плещеев
Сельская песня (отрывок)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
А. Фет
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, чтó буду
Петь, — но только песня зреет.
Фёдор Тютчев «Весенние воды»
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Снег теперь уже не тот
Самуил Маршак
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Агния Барто «Пришла ли весна?»
Ну как Марине выяснить,
Настала ли весна?
Могли бы сводку вывесить,
Чтоб всем была видна,
А то картина неясна!
Марина ищет в книге -
Когда же брать мотыги,
Когда, с которого числа
Земля достаточно тепла?
Пускай ей скажут точно,
Когда оттает почва.
Нет, картина неясна,
Наступила ли весна.
Бежишь к одной подружке -
У той уже веснушки,
А у другой подружки
Нет ни одной веснушки.
Вновь картина неясна,
Наступила ли весна.
Она бежит к соседке,
Потом к соседской дочке…
Взглянула бы на ветки -
Там распустились почки.
«Холодная весна»
Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.
Везде вода течет рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.
Давно купили семена,
И вдруг — холодная весна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
А. Саврасов
"Грачи прилетели"
2. И. Левитан «Большая вода»
Д. Репин «Первоцветы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3