Рабочая программа клуба «Юный цветовод» для детей 5–6 лет

2
0
Материал опубликован 2 September 2018

Данная программа предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 5-6 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.

 

Планирование работы предусматривает проведение занятий, которые структурируются по задачам, решаемым в рамках каждого этапа деятельности.

Первый этап определяет направление и задачи в рамках формирования представлений и практических умений по формулировке целей, задач и гипотез на примере проигрывания ситуаций простых и близких к опыту детей. Для знакомства с данными понятиями предусмотрено проведение специальных упражнений и создание коммуникативных проблемных и поисковых ситуаций в каждом занятии.

Второй этап связан с формированием представлений о проектной деятельности и созданием условий для организации практической деятельности детей 5-6 лет по реализации задач каждого из структурных компонентов исследовательской проектной деятельности. На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности и частью познавательного развития дошкольника, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок   научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться никакими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры.  К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

 

Актуальность

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

 Цель программы:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

         систематизировать представления о растениях: травах, деревьях, кустарниках, цветущих растениях;

         систематизировать и закреплять знания об овощах,  фруктах, ягодах, злаках, о месте их произрастания, о труде взрослых по их выращиванию  в огороде, на полях, в садах; в чём их польза, что и как из них готовят.

         дать элементарные представления о свойствах почвы, ее составляющих;

         систематизировать представления детей об условиях хорошего роста и развития растений, о понятии аграрных технологий;

         научить детей самих сажать и выращивать некоторые растения;

         показывать взаимосвязь человека и природы.

         помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

         способствовать развитию умения  обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять взаимосвязи;

         формировать у детей представлений о правильном питании, о культуре питания, о здоровом образе жизни.

 

Развивающие:

         развивать познавательную активность детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, через создание проблемных ситуаций;

         подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; развивать у детей способность к поисковой деятельности

         развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы и умозаключения;

         развивать коммуникативные навыки;  совершенствовать навыки связанного высказывания

         способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.

         развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

         способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия;

         совершенствовать самостоятельные трудовые и практические навыки детей;

         развивать мышление, внимание, память, любознательность.

 

Воспитательные:

         воспитывать у детей интерес к явлениям окружающей  природы;

         воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;

         воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.

 

Вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс через проектную деятельность.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей. 

Данная программа опирается на возрастные особенности детей.

 

Предполагаемый результат освоения программы:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка:

      воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира природы, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

      умения видеть красоту окружающего мира;

      формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях;

      владение детьми информацией: что растению необходимо для хорошего роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;

      приобретение практических навыков;

      привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;

      умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

      желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.  

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом:

        формирование умения логически мыслить,

        самостоятельно делать обобщения (умственное развитие),

        обогащение словарного запаса детей по данной теме.

        развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

        расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности.

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе,

Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье

 

 Механизм реализации программы

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 5-6 лет проводится в рамках работы клуба «Юный цветовод» 1 раз в неделю в первую половину дня. Общее количество ситуаций за учебный год - 28.

 

Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 01.09.2017 – 15.09.2017г.,

Итоговая диагностика:  01.05.2018 – 31.05.2018 г.

 

Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

28

1

25 минут

групповая

 

Тематический план

 

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

1.

Экскурс в историю.  Формирование «Понятийного аппарата»

1

2.

Изучение полевых цветов.

1

3.

«Красавицы на клумбах» Изучение садовых цветов

1

4.

Тематическая экскурсия по территории детского сада: «Цветники и клумбы».

1

5.

Изготовление  поделки из природного материала: «Осенняя композиция»

1

6.

Изучение  деревьев и кустарников

1

7.

Изготовление  поделки из листьев, природного материала

1

8.

Изучаем ягоды

1

9.

Изучение фруктов

1

10.

Изучение овощей

1

11.

Изучаем злаки. «Хлеб всему голова»

1

12.

Изучаем крупы. «Щи да каша - пища наша

1

13.

Выставка поделок  с использованием круп, злаков, семян растений

1

14.

Красота зимней природы в поэзии

1

15.

Изучение состава почвы.

1

16.

Изучение свойств почвы

1

17.

Влияние почвы и  окружающей среды на рост и развитие растений

1

18

Влияние почвы и  окружающей среды на рост и развитие цветов

1

19

Посадка рассады «Весенний подарок мамам»

1

20

Выращивание рассады

1

21

Ученые - селекционеры. Проверка на всхожесть, выборка семенного материала Источники по получению информации о работе ученых.

1

22

Подарок любимым женщинам

1

23

Выращивание рассады. Посадка семян  сладкого перца, томатов, баклажан.

1

24

Выращивание рассады Посадка семян цветущих растений

1

25

Создание мини-музея семян

1

26

Выставка поделок из семян, природного материала

1

27

 «Чудесное растение с волшебной грядки»

1

28

Презентация детских мини-проектов  «Мой любимый цветок»

1

Комментарии
Комментариев пока нет.