Рабочая программа клуба «Юный цветовод» для детей 5–6 лет
Данная программа предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 5-6 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.
Планирование работы предусматривает проведение занятий, которые структурируются по задачам, решаемым в рамках каждого этапа деятельности.
Первый этап определяет направление и задачи в рамках формирования представлений и практических умений по формулировке целей, задач и гипотез на примере проигрывания ситуаций простых и близких к опыту детей. Для знакомства с данными понятиями предусмотрено проведение специальных упражнений и создание коммуникативных проблемных и поисковых ситуаций в каждом занятии.
Второй этап связан с формированием представлений о проектной деятельности и созданием условий для организации практической деятельности детей 5-6 лет по реализации задач каждого из структурных компонентов исследовательской проектной деятельности. На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности и частью познавательного развития дошкольника, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться никакими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Актуальность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи программы:
Обучающие:
– систематизировать представления о растениях: травах, деревьях, кустарниках, цветущих растениях;
– систематизировать и закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах, злаках, о месте их произрастания, о труде взрослых по их выращиванию в огороде, на полях, в садах; в чём их польза, что и как из них готовят.
– дать элементарные представления о свойствах почвы, ее составляющих;
– систематизировать представления детей об условиях хорошего роста и развития растений, о понятии аграрных технологий;
– научить детей самих сажать и выращивать некоторые растения;
– показывать взаимосвязь человека и природы.
– помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
– способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять взаимосвязи;
– формировать у детей представлений о правильном питании, о культуре питания, о здоровом образе жизни.
Развивающие:
– развивать познавательную активность детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, через создание проблемных ситуаций;
– подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; развивать у детей способность к поисковой деятельности
– развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы и умозаключения;
– развивать коммуникативные навыки; совершенствовать навыки связанного высказывания
– способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
– развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;
– способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия;
– совершенствовать самостоятельные трудовые и практические навыки детей;
– развивать мышление, внимание, память, любознательность.
Воспитательные:
– воспитывать у детей интерес к явлениям окружающей природы;
– воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
– воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс через проектную деятельность.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей.
Предполагаемый результат освоения программы:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка:
– воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира природы, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
– умения видеть красоту окружающего мира;
– формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях;
– владение детьми информацией: что растению необходимо для хорошего роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;
– приобретение практических навыков;
– привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
– умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
– желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом:
– формирование умения логически мыслить,
– самостоятельно делать обобщения (умственное развитие),
– обогащение словарного запаса детей по данной теме.
– развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
– расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе,
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье
Механизм реализации программы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 5-6 лет проводится в рамках работы клуба «Юный цветовод» 1 раз в неделю в первую половину дня. Общее количество ситуаций за учебный год - 28.
Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 01.09.2017 – 15.09.2017г.,
Итоговая диагностика: 01.05.2018 – 31.05.2018 г.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год |
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю |
Длительность непосредственно образовательной ситуации |
Форма организации образовательного процесса |
28 |
1 |
25 минут |
групповая |
Тематический план
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий |
1. |
Экскурс в историю. Формирование «Понятийного аппарата» |
1 |
2. |
Изучение полевых цветов. |
1 |
3. |
«Красавицы на клумбах» Изучение садовых цветов |
1 |
4. |
Тематическая экскурсия по территории детского сада: «Цветники и клумбы». |
1 |
5. |
Изготовление поделки из природного материала: «Осенняя композиция» |
1 |
6. |
Изучение деревьев и кустарников |
1 |
7. |
Изготовление поделки из листьев, природного материала |
1 |
8. |
Изучаем ягоды |
1 |
9. |
Изучение фруктов |
1 |
10. |
Изучение овощей |
1 |
11. |
Изучаем злаки. «Хлеб всему голова» |
1 |
12. |
Изучаем крупы. «Щи да каша - пища наша |
1 |
13. |
Выставка поделок с использованием круп, злаков, семян растений |
1 |
14. |
Красота зимней природы в поэзии |
1 |
15. |
Изучение состава почвы. |
1 |
16. |
Изучение свойств почвы |
1 |
17. |
Влияние почвы и окружающей среды на рост и развитие растений |
1 |
18 |
Влияние почвы и окружающей среды на рост и развитие цветов |
1 |
19 |
Посадка рассады «Весенний подарок мамам» |
1 |
20 |
Выращивание рассады |
1 |
21 |
Ученые - селекционеры. Проверка на всхожесть, выборка семенного материала Источники по получению информации о работе ученых. |
1 |
22 |
Подарок любимым женщинам |
1 |
23 |
Выращивание рассады. Посадка семян сладкого перца, томатов, баклажан. |
1 |
24 |
Выращивание рассады Посадка семян цветущих растений |
1 |
25 |
Создание мини-музея семян |
1 |
26 |
Выставка поделок из семян, природного материала |
1 |
27 |
«Чудесное растение с волшебной грядки» |
1 |
28 |
Презентация детских мини-проектов «Мой любимый цветок» |
1 |