Конспект урока чтения в 1 классе «Заглавная и строчная буква С, с»

5
1
Материал опубликован 20 May 2021

Исаева Ольга Борисовна,

МАОУ СОШ №20, г.Серов

учитель нач. классов



Обучение грамоте

Урок 43 (2 ч.).

Тема: Заглавная и строчная буква С, с. Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Написание заглавной и строчной буквы С, с.


Цели:

формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение списывать с печатного текста;

формируем умение анализировать текст.


Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке, схемы предложений, образцы разных видов штриховки.


Символы

t1621498883aa.pngt1621498883ab.pngt1621498883ac.pngt1621498883ad.png

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

-Ребята, кто вспомнит, о чём мы читали на прошлом уроке обучения грамоте? (рассказ «Названия русских городов»).

-Посмотрите на слайд. Какие города вы узнали?

(на слайде - Москва, Санкт - Петербург, Екатеринбург, Серов)

- Что вы можете рассказать о каждом из этих городов?

- О нашем родном городе Света и Саша приготовили небольшую информационную справку.

Рассказ детей о городе Серове.

Серов - Город расположен к северу от Екатеринбурга, на берегу реки Каквы. Население 104 тыс.500 человек.  Сначала на месте города Серова возник посёлок, названный Надеждинский завод по имени владелицы округа Надежды Михайловны Половцевой. Посёлок был одним из самых крупных на Северном Урале. Затем город Надеждинск был переименован в город Кабаковск, в честь Ивана Дмитриевича Кабакова, который внёс великий вклад в развитие Урала. Потом городу вернули старое имя. А через 2 года город Надеждинск был назван в честь легендарного лётчика – героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова. Так была оставлена память о бывшем сталеваре металлургического завода. С таким именем город дожил до наших дней.

- Ребята, вы узнали много нового о своём родном городе Серове, благодаря Саше и Свете. Может быть, кто-то из вас догадается, почему именно этим ребятам дали это задание? (в помощь ребятам, на доске появляются надписи - Серов, Света, Саша)

- Что общего между этими словами?(буква С в начале слова)

- Определите тему урока. (Заглавная и строчная буква С, с.)

Давайте рассмотрим с. 72 «Букваря» и составим план нашей работы на уроке.

План (примерный) 3 2

Чтение слогов и слов.

Письмо букв, слогов и слов.

Работа с предложением.

Работа с текстом.

t1621498883ab.pngРабота в «Букваре». 1 6 2

1) Повторение звонких и глухих согласных звуков.

Посмотрите на схемы-«человечки».

На какие две группы они разделены? (Это схемы букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки.)

Как вы догадались? (У одной группы согласных – шляпы, это глухие согласные. У другой группы согласных – колокольчики, это звонкие согласные.)

- А к какой группе мы отнесём звук [с]?

Для этого проведём дыхательную гимнастику: возьмите воздушные шарики, которые вы сейчас будете правильно надувать. Вдыхаем воздух через нос - выдыхаем через рот, выпуская струю воздуха в шарик. Повторяем 3-4 раза. А сейчас медленно выпускаем воздух из шарика и внимательно слушаем звук. Что вы можете сказать об этом звуке? (звук [с] согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким)

Какие глухие согласные мы уже знаем?

Напечатаем в схемах-«человечках» эти буквы. (П, Т, С, К.)

Какие звонкие согласные звуки мы знаем?

Напечатаем эти буквы. (Н, М, Р, Г, Л.)

Дидактическая игра «Узнай букву на ощупь» -

дети с закрытыми глазами на ощупь угадывают изученные буквы, которые выполнены в разной технике – объёмная аппликация, буква из пластилина, буква из верёвочки, проволоки, из сложенных счётных палочек и т.п.

Какие знания мы сейчас повторили? 4 4

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


Работа в прописи. 4

t1621498883ab.pngОткройте прописи, с. 16. Сравните заглавную и строчную буквы С.

t1621498883ad.pngОбведите сначала все строчные буквы с синим цветом, потом все заглавные буквы С зелёным цветом.

Запись слогов и слов с буквой С, отработка верхнего и нижнего со­единений.

Обведите слог, который встречается в словах такси, соска, остров, искал, санки, астра, сумка, ускакал. (Используем цветные карандаши.)



Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 5

t1621498883ab.png

1) Чтение слов, работа над их лексическим значением. Дети читают про себя, затем вслух по заданиям.

Что означают слова в 1-м столбике? (названия русских городов). Почему они написаны с большой буквы? Обозначьте простым карандашом заглавную букву уголком.

- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

- Посмотрите на слайд. Что это за произведение и кто автор? Назовите слова, в которых встречаются звуки [с], [с’]. (на слайде – дядя Стёпа, светофор, сумка, самосвал, стекло, синичка, скрипка, троллейбус…)

t1621498883ae.jpg

- Какое слово всегда пишется с заглавной буквы? Почему? Чем занят на картинке д.Стёпа? Почему так важно, чтобы светофор был исправен? Что обозначает каждый сигнал светофора? Сегодня мы будем оценивать свою работу и работу товарищей сигналами светофора:


t1621498883af.jpg

Физминутка «Светофор». Учитель поднимает красный кружок - дети стоят на месте, желтый - хлопают в ладоши, зеленый - топают ногами.


-Дети, посмотрите внимательно на картину. Пока мы с вами повторяли сигналы светофора, что-то случилось… Пропала буква С.

Букву С искать нам надо.
Букву С найти нам где?
Не сидится ей на месте,
Бегает везде – везде…»

- Кто нашёл на иллюстрации букву С? (на троллейбусе фара - буква С) .
Дядя Стёпа Великан
Разработал важный план:
Он вам, ребята, хотел предложить,
Эту беглянку в слова возвратить.


2. Работа в группах (дифференцированная).
Задание для первой группы:
- Вставить пропущенную букву С в написанные слова.

ын он ны уни (сын, сон, сны, усни)


Задание для второй группы:

Вставить пропущенную букву С в написанные слова. Разделить слова на две группы.

лон олонка лоник полила

(слон, солонка, слоник, посолила)


Задание для третей группы:

Вставить пропущенную букву С в написанные слова. Найти лишнее слово.

алат алатик алатник алака (салат, салатик, салатник, салака)

Задание для четвёртой группы:

Вставить пропущенную букву С в написанное слово. Подобрать родственные слова. Выделить корень.

Мот (мост, мостик, мостит, подмостки)


Проверка.


Группы представляют свои работы.

Вопросы ко 2 группе:


На какие группы можно раз­делить слова?

Чем отличаются слова слон и слоник? Солонка и посолила?

(Находим однокоренные слова, выделяем корень. (ПРОПЕДЕВТИКА!))

Что общего?

Какая часть повторилась в обоих словах?

Кто помнит, как называется такая общая часть слов?

Как её обозначить?


Вопросы к 3 группе:

Какое слово лишнее? Почему?

Что такое салака?

Салака - рыба семейства сельдевых.


Вопросы к 4 группе:

- Какой корень у этих слов?

Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет. (Мост.)

Прочитайте большое (длинное) слово, обозначающее маленький предмет. (Мосток, мостик.)

Когда говорят мостик, а когда мосток? (Мостик – это слово употребляется в уменьшительно-ласкательном значении в повсе­дневной жизни. Мосток – тоже употребляется в уменьшительно-­ласкательном значении, но больше в сказках, потешках.)

Можно обратить внимание на то, что слова в паре один - много не являются родственными, т.к. это формы одного и того же слова.

- Что мы сейчас делали?

- Довольны ли вы своей работой в группе?

- Кому было легко?

- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?

- Оцените работу в группе своих товарищей.


3. Пересказ по сюжетной картинке.


- Рассмотри картинку. Что вы видите на картинке? Чем автобус отличается от троллейбуса? Какой дорожный знак вы видите на картинке? На что он указывает? Для кого этот знак? Как зовут мальчика, если его имя начинается на С?

А сейчас прослушай внимательно рассказ и перескажи его:


Автобусная остановка (цепной текст).
Слава стоит на остановке. К остановке подъехал автобус. В автобус сел Слава. Слава поехал в сосновый лес. В сосновом лесу полезный воздух.


Ребята пересказывают текст, опираясь на сюжетную картинку.

t1621498883ag.jpg

Физминутка:

А сейчас проведём УМШ (учебно-мозговой штурм). Садится тот, кто отгадает слово. Слово встречалось сегодня на уроке, оно начинается на звуки [с], [с’].

высокое хвойное дерево (сосна);

млекопитающее отряда хоботных (слон);

холодное блюдо, приготовляемое из смеси различных овощей (салат);

рыба семейства сельдевых (салака);

полезная птица с жёлтой грудкой (синица);

регулирует движение на перекрёстке (светофор);

лётчик – герой Советского Союза (Серов);

что видим, когда спим (сон);

смычковый струнный музыкальный инструмент (скрипка);

мягкая ёмкость (матерчатая или кожаная) для переноски предметов в руках или на плече (сумка);

какую ноту кладут в суп (соль);


t1621498883ad.pngt1621498883ac.png4. Работа в прописи. 2

1) – Есть ли в прописи однокоренные слова? Откройте с. 16. Посмотрите.

Прочитайте эти слова. Напишите.

Письмо с комментированием.

Прочитайте предложение, которое написано ниже. (У Симы и Сони косы).

Сколько слов в этом предложении?

Найдите на доске схему этого предложения.

Прочитайте первое слово.

Почему оно написано с большой буквы?

Что это за слово?

Для чего нужны предлоги? Отметьте заглавную букву уголком.

Прочитайте второе слово. Почему оно написано с большой буквы?

Отметьте заглавную букву уголком.

Прочитайте третье слово. (Это союз.)

Прочитайте четвёртое слово. Почему оно написано с большой буквы?

Отметьте заглавную букву уголком.

Какое пятое слово? Что имел в виду автор?

Какие косы у Симы и Сони?

Отметьте гласные буквы красными кружками.

2) – Зачем над словами поставили цифры? Что нужно сделать? (Изменить порядок слов.)

Назовите предложение, которое получилось. Запишите его.

Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

А что у вас хорошо получилось?

Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.


t1621498883ab.png5. Работа в «Букваре». 6 3 2

1) – Поработаем в «Букварях». Посмотрите на нижнюю часть страницы. Какую работу нам предстоит выполнить? (Прочитать предложения, определить - текст это или нет).

Прочитайте предложения про себя.

К какому предложению художник нарисовал иллюстрацию?

(Игра 1 «А» класса – классики.)

2) Нахождение однокоренных слов, выделение корня -класс-.


3) – Кто такая Соня?

А что сказано про Симу?

Что делали мамы?

Что узнали о сосне?

Какую игру любят первоклассники? А вы любите эту игру?

- В чём заключается эта игра? (прыжки по клеточкам). Где рисуются классики? А можно классики рисовать на проезжей части дороги, ведь там тоже асфальт? Почему?

- Сейчас мы тоже попрыгаем. Прыгают девочки, если слышат звук [с’], мальчики прыгают, если слышат звук [с].

сад-карась-рис-колос-синий-суп-сядь-сон

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

А в прописи есть предложения?


t1621498883ad.png6. Работа в прописи. 1 2

1) Чтение и анализ предложений.

Сколько предложений на с. 17?

Какое предложение подходит к картинке?

Заштрихуйте шарфик крота. (Показываем образец штриховки.)

Почему крот в тёмных очках?

- Что нужно делать, чтобы не испортить зрение?


2) Списывание предложений с изменением порядка слов.

Предложения записываются по алгоритму, представленному выше.

Проверка:

подсчёт количества слов в каждом предложении;

выбор готовой схемы предложения на доске;

орфографическое чтение;

выделение большой бук­вы в начале предложения;

подчёркивание пробела и точки в конце предложения.

- Покажите друг другу тетради, нравится?

- Что вам понравилось у вашего друга?

- Скажите ему на ушко, что бы вы ему посоветовали, чтобы работа стала ещё лучше.



Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
















Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

























ТООУ















ΙV. Итог. Рефлексия.

Какую работу мы сегодня выполняли? 4 4

Все ли пункты плана выполнили?

Что нового узнали на уроке? Какие правила повторили?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

1. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно объясняли лексическое значение слов.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали предложения.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали предложения.

* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.



15



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу!!! Приглашаю Вас в гости на мою страничку!

20 May 2021